1 е послание коринфянам 14 глава. Новый завет. стих — основа и сущность проповедования

Важно отметить, что тему о любви Павел поместил в раздел письма к Коринфской церкви, посвященный внутрицерковным отношениям. Апостол показывает, что в рамках взаимоотношений в общине очень важно стремиться культивировать качества характера, свойственные Богу.

Увы, за спорами и обидами, за нереализованными амбициями люди в церкви часто забывают о том, что они являются последователями Господа, Который есть любовь. Одни конфессии считают, что у них более правильное вероучение, чем у других, и, гордясь этим, порой проявляют презрение, пренебрежение, равнодушие по отношению к христианам других конфессий и людям в мире. Для других конфессий первичны дары Святого Духа, обильно изливаемые на членов общины, и на всех несогласных порой так же обильно изливаются агрессия и неприятие. Консервативные конфессии, для которых важна традиция, считают всех прочих верующих отступниками и антихристами. Все перечисленные качества любви не свойственны.

Как ни печально, невозможно найти христианское сообщество, которое бы своим символом веры и критериями истинности вероучения избрало бы характер любви. Любовь невозможно подделать, когда ее нет в повседневной жизни. Можно надеть на себя карнавальную маску, приходя на служение, но, пересекая порог церкви после общения с Богом, мы вновь становимся самими собой.

В 14 главе Павел пишет о даре языков. Чтобы правильно понять написанное, необходимо учитывать контекст, написания этих строк.

Во время праздника Пятидесятницы (евр. Шавуот, иудеи считают, что в этот день Моисею была дана Тора на горе Синай), на 50-й день после Пасхи Апостолы собрались вместе и пребывали в молитве. Помимо Апостолов присутствовали и другие ученики. В книге Деяния читаем: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян.2:1-6).

Согласно «Истории» Евсевия Кесарийского, историка Константина Великого (жившего в IV веке, описавшего разрушение Иерусалима в 70 году, голод и людоедство, когда матери ели собственных детей), во время блокады города погибли от недоедания примерно 1 000 000 человек. Гибель такого количества людей говорит о том, что Иерусалим был буквально набит толпами верующих, пришедших в город.

Пятидесятница происходила примерно за 35 лет до разрушения Иерусалима, сопоставив исторические факты, можно представить себе то огромное количество людей пришедших на праздник. И вот, выходят Христовы ученики и начинают каждому проповедовать о Боге на их собственном наречии.

Дар появился в церкви, имея миссионерское значение. И, вместе с тем, факт эмоционального непонятного говорения присутствовал в язычестве: были оракулы, были шаманы, входившие в состояние экстаза и говорившие нечленораздельно. Эти звуки позже истолковывались, как послание от бога, поскольку окружающие люди ничего не понимали.

Перейдем теперь к исследованию текста: «Достигайте [греч. «охотиться», «преследовать»] любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1Кор.14:1) . Апостол говорит: охотьтесь на любовь, преследуйте любовь, ревнуйте особенно о том, чтобы нести Божью весть другим людям. В этом тексте подчеркивается, что достижение любви должно быть главной целью, стоящей перед нами, на которой важно сфокусировать свое внимание.

Оказываясь вместе, члены общины учатся выстраивать отношения друг с другом, основываясь на принципах любви. В нашем общении сразу лакмусовой бумажкой видны все промахи и несоответствия, над которыми с Божьей помощью предстоит работать. Мы начинаем видеть и осознавать реальное положение вещей.

14 главу можно озаглавить: «Преимущества проповедования над даром языков» . Павел говорит о том, что в рамках церковных собраний имеет значение дар проповедования. Ведь пророк, с точки зрения Священного Писания, - это не человек, предсказывающий будущее, а человек, который говорит от лица Бога о покаянии, об утешении, об обращении и т.д.

Павел обосновывает, почему дар пророчества лучше говорения на языках, приводя аргументы. Читаем:

1. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор.14:2-3) . Когда человек говорит на незнакомом языке, это бесполезно для других, поскольку непонятно, когда же пророчествует - совершает служение для людей, назидая церковь. Говорить «тайны духом» в данном контексте - отрицательный элемент по сравнению с пророчеством.

2. «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1Кор.14:4) . Должны ли мы назидать себя? Ведь это значит самоутверждать себя, вкладывать в себя, а все духовные дары даются для назидания других людей. Если талант полезен только тому человеку, который им обладает, то его нельзя назвать духовным даром.

Павел раскрывает свою мысль: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?» (1Кор.14:5,6). И вновь речь идет о пользе духовных даров: то есть, в церкви допустимо говорение языками только в том случае, если из полученной вести можно перевести полезную для окружающих людей информацию.

Далее Апостол приводит иллюстрации, чтобы донести до коринфских христиан важность темы, раскрыть ее суть: «И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1Кор.14:7,8) . На примере музыкальных инструментов автор говорит о том, что звук должен содержать определенную весть. По звучанию музыки люди понимали значение сигнала, будь то военный сбор, сигнал для отправления в путь или к привалу. Если же труба будет издавать звук, который нельзя воспринять, кто будет готовиться к сражению? Люди не получат весть и назидание через непонятные вещи.

Читаем дальше: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец [варвар], и говорящий для меня чужестранец [варвар]» (1Кор.14:9-11) . Варварами в Древней Греции называли тех людей, язык которых не понимали. Если вы говорите то, что другим людям непонятно, то ваше владение языками впустую, а дары Божии даются для того, чтобы назидать других людей в церкви.

Павел делает вывод: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных [стремясь получить дары], старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1Кор.14:12) . Каждый дар дается для назидания церкви.

Читаем дальше: «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1Кор.14:13). Другими словами, даже имея дар говорения на непонятном языке от Святого Духа, нужно молиться о способности перевести весть на понятный для всех язык, а иначе дар утрачивает смысл.

Павел продолжает: «Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух [внутреннее состояние человека, его мышление] мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:14,15) . Другими словами, когда человек во время молитвы говорит внутри себя непонятно о чем, ум остается без плода. Автор делает вывод: если я буду что-либо говорить, молиться или петь на служении, то так, чтобы это было понятно и для меня, и для других людей.

Павел приводит следующий аргумент, показывающий преимущества дара пророчества перед говорением языками:

3. «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1Кор.14:16,17). Не понимая смысл сказанного, люди в церкви не смогут выразить согласие или несогласие с услышанным.

Читаем дальше: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму [десятки тысяч] слов на незнакомом языке» (1Кор.14:18,19). Родом Апостол из богатой семьи, поскольку, живя в провинции, его родители, и он сам обладали римским гражданством. За пределами Рима гражданством обладали выдающиеся личности, отличившиеся перед государством, или люди, занимавшие высокое положение в обществе.

Апостол был в Тарсе (бывшее владение Персии), и, скорее всего, знал персидский язык. Воспитывался иудеями, учился у самого известного учителя Закона того времени, Гамалиила, и знал древнееврейский язык. Пользовался Септуагинтой, знал древнегреческий язык. Знал латынь, будучи римским гражданином. Поскольку был послан в Дамаск, был в Сирии и в Иерусалиме, знал и арамейский язык. Отметим, что знание этих языков Павел не получал на Пятидесятницу, поскольку в то время был еще гонителем христианства, а изучил в ходе получения образования, очень хорошего, даже по нашим меркам. Обладая такими обширными познаниями, Апостол считает более ценным сказать 5 слов на понятном и доступном для окружающих языке, чем 10000 слов, которые никто не сможет понять.

Павел пишет: «Братия! не будьте дети умом [недалекими, наивными]: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20). Это призыв к людям задуматься. Можно не разбираться во зле, но понимать то, что касается духовных даров, просто необходимо.

В следующих текстах автор раскрывает мысль: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак, языки суть знамение [знак] не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1Кор.14:21,22) . Если к вам приходит человек, который не знает вашего языка, и вдруг начинает говорить о Боге на вашем родном наречии, для вас это знак чуда, и это чудо нацелено на обращение вас к Богу. После этого вы приходите в церковь, где на понятном языке звучит пророчество.

Во все времена пророки приходили в церковь, чтобы обличать, наставлять, утешать, учить тех, кто уже был с Богом. Основная их функция - донести весть Божию до Его народа. Говорение языками, по сути своей, это то же пророчество, произнесенное на иностранном языке. Сегодня часто бывает наоборот: мы верим в языки, считая их основным критерием присутствия Святого Духа. При этом людям на улицах проповедуем по-русски, а когда они приходят в церковь, говорим на непонятном для них языке. А ведь Апостол говорит совершенно об обратном процессе!

Читаем дальше: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор.14:23-25). Другими словами, если люди с улицы, войдя в церковь, увидят там непонятное экстатическое состояние верующих, то, вероятнее всего, подумают, что те беснуются. Когда же неверующие, придя в церковь, слышат весть от Бога, то начинают эту весть применять к себе, их сердца обличаются, и для них это свидетельство того, что Господь говорит лично к ним.

Павел подводит итог: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор.14:26-28) . Главный критерий, по которому определяется, что в церкви приемлемо и необходимо, - полезность для назидания других, обучения, обличения, наставления, утешения - это дар Божий общине. Все, что такой цели не имеет, то не имеет смысла. Имея дар говорения языками, говорите, но непременно нужно изъяснение, чтобы каждому было понятно.

Читаем дальше: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор.14:29-33). Здесь автор говорит о порядке на служении, чтобы каждый давал высказаться другому, не перебивая его. Читая эти тексты можно представить себе, насколько бурно проходили христианские богослужения в форме свободного общения.

Павел пишет о женщинах: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35) . Здесь, как и в 11 главе Послания, автор ссылается на правила приличия, принятые в обществе того времени.

Завершая мысль, Апостол пишет: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор.14:36-40). Павел объяснил коринфской общине, каким должен быть порядок на богослужении, и, кто захочет понять его слова, тот поймет. Главное, чтобы во время служения церковь не превращалась в базар.

Подводя итог главам, посвященным богослужению в коринфской церкви, можно сделать вывод: в общине были люди, которые любили после служения упиваться и объедаться. Не признавая традиций, принятых в обществе, в частности, покрытия головы, некоторые женщины-христианки вызвали нарекания со стороны неверующих людей на то, что церковь ведет себя безнравственно. Некоторые члены общины, обладая серьезными духовными дарами, считали других людей за «второсортных», не стоящих внимания. В церкви возникали споры, какой из даров «более духовен». Павел говорит о том, что каждый дар так или иначе должен служить церкви.

В 13 главе Послания Апостол говорит о том, что главным отличительным признаком в церкви является любовь, потому что это - характер Бога. Чем больше любви мы имеем, тем больше отражаем действие Господа на наше сердце. Любовь - самое важное, единственный критерий, который позволяет жить по законам Небесного Царства уже сейчас.

Каждый из нас пред Господом имеет определенные дары, и каждый дар - это способ послужить другим. Наш ум, наши знания, наши черты характера являются даром, когда находит применение для Бога. Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы оценивая каждый свою жизнь, мы нашли свое истинное предназначение. Ведь полноценный в духовном плане человек, счастливый человек - тот, кто живет в соответствии со своим предназначением, отражая Божий характер.

Константин Чумаков

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его , он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

И бездушные вещи , издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что́ играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узна́ют, что́ вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что́ ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь». Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что́ я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно.

3) Пророчество превосходнее языков (14:1-25). 13 глава представляет собой самое возвышенное "лирическое отступление" во всех когда-либо написанных посланиях. И все таки она - именно отступление от центральной темы даров и их использования Церковью, которую Павел начал в 12 главе и завершает в 14-й. В 12 главе апостол прямо заявляет коринфянам, что они извратили самое назначение духовных даров, которые, вместо того, чтобы быть фактором объединения церкви, сделались у них поводом к разделениям и разногласиям (подчеркнуто в 12:21-25).

Торжеству фракционного духа в их церкви способствовало то, что коринфяне злоупотребляли личной свободой и стремились к самовозвеличению друг перед другом, пренебрегая при этом нуждами своих братьев. Этот-то эгоизм во всех его проявлениях и усугублял каждую из их проблем, в которые апостол вникает, начиная с 8 главы.

Представляется, что ключом к проблеме правильного и превратного пользования дарами, было в коринфской церкви чрезмерное увлечение языками, тем даром, в котором, по-видимому, заложена особая тенденция отвращать владеющего им от того, что направлено на общую пользу (12:7) и пробуждать в нем стремление к самовозвеличиванию (14:4). Увещания Павла имели целью не подавить пользование в этой церкви дарами (14:39; 1-Фес. 5:19-20), но поставить его под контроль любви.

Действие даров Духа Святого должно выверять плодами Духа, главным из которых является любовь (Гал. 5:22). Только тогда дары содействуют назиданию церкви в целом (14:5) и прославлению Бога (14:25,33,40). Приводя примеры и наставляя, Павел сравнивает (и противопоставляет друг другу) увлечение коринфян даром языков с их равнодушным отношением к дару пророчества.

1-Кор. 14:1 . То, что глава 13 является, хотя и возвышенным, но - отклонением от темы, видно из того, как сплетает апостол воедино две тематические "нити", одной из которых заканчивается 12 глава (стих 31), а другой - начинается главой 14 (стих 1). Павел использовал так называемый обратный параллелизм - известный литературный прием, при котором сопряженные или аналогичные по смыслу слова, фразы или идеи связываются перестановкой их мест в речевом потоке - по принципу а1, б1, б2, а2. В заключение рассуждения о единстве и разнообразии даров Павел призвал коринфян "ревновать" (а1) о дарах больших, ради назидания всей церкви (12:31).

Тут же он, однако, утверждает (б1), точнее, подразумевает, что сколь бы заменательными и полезными ни были эти дары, существует нечто превосходящее их, а именно путь (или образ) жизни (глава 13). Главой 14 подхвачена завершающая нота 12 главы - Павел побуждает (б2) своих читателей идти упомянутым путем, т. е. достигать любви (14:1), сделав это стремление определяющим в своей жизни (Иоан. 13:34-35). Это, в свою очередь, поведет их к желанию (а2) даров духовных ("ревности о них"), больший среди которых есть дар пророчества (1-Кор. 12:31).

1-Кор. 14:2 . Что Павел имел в виду под словами на незнакомом языке, остается спорным вопросом. Согласно распространенной точке зрения, апостол влагает в слово "язык" (глосса) отрицательный смысл, подразумевая характерную для языческих религий первого века экстатическую (произносимую в экстазе) речь (или бормотание), которыми изъяснялись пророчицы (сибиллы). Самой известной из 10 сибилл древнего мира была та, что пророчествовала в городе Куме (о ней пишет в своей "Энеиде" римский поэт Вергилий).

Другие видят в "говорении на языках", которого касается апостол в 1-Кор., экстатическую речь, подобную речам Пифии, женщины-оракула в городе Дельфы, или "языку", на котором говорили охваченные безумным экстазом менады (вакханки) греческого бога Диониса (о них пишет, в частности, поэт Овидий в своих "Метаморфозах"). То, что коринфяне могли рассматривать свой дар как аналогичный "дару" язычников, вполне возможно, но трудно считать научным выводом предположение, будто Павел под словом "языки" понимал упомянутые языческие заклинания.

Питательной почвой для богословских концепций этого апостола и обычным источником, откуда он черпал свои термины и выражения, служил Ветхий Завет. Это, в частности, видно из употребления им слова глосса (язык), помимо глав 12-14 Первого Послания к Коринфянам. Если в них он употребляет это слово 21 раз, то в других своих посланиях только 3 раза. Причем в каждом из трех случаев это или прямая цитата из Ветхого Завета (Пс. 5:10 - в Рим. 3:13; и Ис. 45:23 - в Рим. 14:11), или намек на нее (Ис. 45:23 - в Фил. 2:11). Во всех этих трех случаях Павел употребляет слово "язык" в переносном смысле.

В хорошем (Рим. 14:11; Фил. 2:11) или плохом значении (Рим. 3:13) пользуется он этим словом, смысл сказанного им - всегда совершенно ясен. То же самое верно в отношении слова глосса, где бы ни встречалось оно в Новом Завете. Употреблено ли оно буквально - для обозначения соответствующего органа человека (например, у Мар. - 7:33; у Иак. -3:5; в Откр. 16:10), или в переносном смысле (например, Деян. 2:11; Откр. 7:9; 10:11; 11:9; 13:7; 14:6; 17:15), нигде не подразумевает оно "говорения" в состоянии экстаза. Если разумно объяснять неизвестное с помощью известного и непонятное - посредством понятного, то воистину нелегко будет доказать свою правоту тем, которые видят в слове "язык" какое-то иное значение, помимо, действительно ему присущего.

Важно понять контекст этого стиха. В нем идет речь о собрании коринфских верующих (1-Кор. 11:2 - 14:40 и особенно 14:4-5), в котором говорили на разных языках, не имея переводчиков (стих 13, 19). По-видимому, ни для кого из членов коринфской церкви языки эти не были родными (стихи 10-11), и никто из них не обладал сверхъестественным даром истолкования этих незнакомых языков.

Таким образом произносимое оставалось тайною, сверхъестественного разумения которой Бог в этом конкретном случае (коринфянам) не дал. В результате "говорение на языках" не приносило никакой пользы коринфской церкви в целом, а лишь известное назидание (стих 4) самому говорившему, в собственном его духе (стих 2; сравните стих 14), т. е. в чувствующей и разумеющей части его "Я" (сравните Матф. 5:3; Деян. 17:16; 2-Кор. 2:13).

1-Кор. 14:3 . Тот же, кто обладал даром пророчества (сравните 12:10), говорил на языке слушавших его, в данном случае - на греческом, и наставлял их, провозглашая Слово Божие таким образом, что оно действовало в назидание им, увещание и утешение.

1-Кор. 14:4 . Итак, говорящий на незнакомом языке (12:10), не имея при этом дара истолкования его (12:10), мог назидать только самого себя, но не других в церкви. Назидание это проистекало из осознания им того факта, что вот он, имеющий дар, получает подтверждение, что является объектом Божией благодати (сравните 12:18,28) и в состоянии возносить хвалу Богу (14:16; по-русски "благословлять" Его). Хотя он и сам не понимал того, что говорил, он исполнялся вдохновения, приходил в состояние радостного возбуждения, эйфории.

Само по себе это неплохо. Павел вовсе не был сторонником холодного, бесстрастного поклонении Богу. И все-таки дары даются не только для личного обогащения, но и для пользы другим (12:7; сравните 10:24; 1-Пет. 4:10). Назидание самого себя и радостное при этом настроение часто были побочными, так сказать, продуктами использования своего дара по праву, однако, не ради этого, в первую очередь, дается человеку духовный дар.

1-Кор. 14:5 . Павел не имел намерения принизить дар языков, но движим был желанием подчеркнуть превосходство дара пророчества. Нет ничего плохого в даре "иных" языков, Павел даже хотел бы, чтобы все коринфяне "говорили языками". Впрочем, то же самое сказал он и о даре оставаться в безбрачии (7:7), однако, ни в том ни в другом случаях он не ожидал, что все последуют его примеру. Поскольку оба эти дара даются Богом, их не следует принижать.

В собрании, однако, дар пророчества и пользование им гораздо предпочтительнее "говорения на языках" без истолкователя, хотя бы потому, что пророчество служит назиданию других людей. Как уже ранее отмечалось, дар языков сыграл важную роль при утверждении церкви, а потому значение его временно (толкование на 13:8). Отсюда наставления апостола коринфянам, которые неправильно пользовались даром языков, не следует рассматривать как указание пользоваться этим даром в наше время (толкование на 14:21-22).

1-Кор. 14:6 . На двух примерах (стих б и 7-9) Павел поясняет сказанное. В первом он приводите самого себя, вспомнив, возможно, то время, когда пришел в Коринф впервые. Он мог бы начать проповедывать им Евангелие на непонятном для них языке (стих 18), но в лучшем случае не вызвал бы у коринфян никакого к себе интереса (стих 11), в худшем же - его попросту осмеяли бы (стих 23). Но он пришел к ним тогда с откровением от Бога (2:10), послужив им даром пророчества (12:29), он поделился с ними своим познанием (сравните 2:12), послужив им и как учитель (12:29); сравните с 14:26 - так что они могли понимать и реагировать на то, что апостол говорил им (стихи 24-25).

1-Кор. 14:7-9 . Второй пример взят Павлом из мира музыки: как распознать мелодию или трубный призыв к битве, если играющие на свирели, гуслях или трубе не производят раздельных тонов! Для слушающих они в таком случае бесполезны; лишь производят раздражающий шум (стих 7) и даже могут послужить причиной поражения (стих 8).

1-Кор. 14:10-12 . Общение между людьми действует на тех же принципах, что и "общение" посредством музыкальных инструментов. Фразы "различных слов" в 10 стих, "неопределенный звук" в 8-м и "издающие звук" в 7-м - имеют в греческом оригинале одно и то же существительное "звук" (фонен), соответственно во множ. и един. числах.

Звуки, производимые человеком, будучи лишены ясного значения, - остаются именно пустыми, бессмысленными звуками. Таковые и издавали коринфяне, когда говорили на "иных языках" без истолкователя. Вот почему Павел, не угашая их интереса к духовным дарам, поощрял их "ревновать" о тех из них, которые служили бы к назиданию церкви (стих 12; сравните 12:31; 14:1).

1-Кор. 14:13 . Через истолкование языков, как и через пророчество, можно назидать церковь (Деян. 19:6). Поэтому и следует просить у Бога дар истолкования. И если в церкви нет никого, имеющего этот дар, то имеющий дар иных языков должен молчать (1-Кор. 14:28).

1-Кор. 14:14-15 . Верно и то, что, сколь благодатен ни был бы дар "иных языков" для имеющего его (стих 4), он становится намного полезнее в сочетании с даром истолкования, потому что в этом случае в молитве, возносимой верующим, участвуют не только чувства его, но и разум.

1-Кор. 14:16-17 . Заметим, что в англ. Библии, вместо "простолюдина", стоит "тот, кто не понимает". Если верно, что говорящий на ином языке и сам бы имел более полную радость от общения с Богом, имей он дар истолкования (стих 15), то тем более верно, что всякий слышащий его, но не имеющий того же дара, не может сопереживать с ним. Разве что другие говорящие на языках могут "заразиться" его радостным возбуждением.

Но христианин, владеющий другим даром, нуждается в ясном понимании произносимого, чтобы иметь от этого благословение для себя и основание согласиться со сказанным, произнеся Аминь. Однако без истолкования языка такое понимание невозможно, как невозможно и назидание брата. 14:18-19. Желая несколько "обуздать" энтузиазм коринфян по части "иных языков", Павел вовсе не уподоблялся лисице, отвернувшейся от винограда, потому что он "зелен". Даром говорения на языках он владел больше, чем кто-либо из них.

Однако не в собственном ублаготворении был он заинтересован в первую очередь, а в том, чтобы служить другим и тем прославить Бога (10:31-33). Потому-то и не пользовался он своим даром иных языков в церкви, где предпочитал пользоваться даром пророчества (14:6). И это соответствовало воле Божией. Но при каких же тогда обстоятельствах содействовали "языки" осуществлению цели Божией? На этот вопрос Павел отвечает далее.

1-Кор. 14:20 . Безмерная увлеченность коринфян даром иных языков была в глазах Павла еще одним признаком их духовной незрелости и мирского состояния (сравните 3:1-3). Он, однако, надеялся, что это изменится, рассчитывая в особенности на то, что они осознают важность для церковных собраний дара пророчества. На это и направлены его заключительные слова (14:21-25), в которых он противопоставляет пророчество языкам, завершая обращение, с которого начинает эту главу.

1-Кор. 14:21-22 . Подведение итога в стихах 21-25 апостол начинает с цитаты из пророчества Исаии, обвиняющего Израиль (Ис. 28:11-12). Поскольку Израиль отказался слушать слово Божие, которое говорилось ему через пророков, Исаия предсказывает, что Бог станет говорить к евреям иначе. Им предстоит услышать речь для них непонятную, (ассирийскую), хоть и не бессмысленную (4-Цар. 17:23). Чужой язык символизировал отвержение Израиля Богом (сравните Втор. 28:49; Ис. 33:19) в ответ на его жестоковыйное противление Ему (4-Цар. 17:14; Деян. 7:51), он послужит знамением кары.

Это и представляется значением, которое Павел вкладывает в понятие "иных языков". Непонятные для молящихся речи, звучавшие в собрании, видимо, свидетельствовали о разделении, существовавшем между коринфянами и Богом. Следовательно они были знамением не для верующих, а для неверующих (сравните в Матф. 13:10-15 о притчах); пророчество же напротив, для верующих в назидание им (1-Кор. 14:3).

1-Кор. 14:23-25 . Итак, языки полезны в собрании верующих только в случае истолкования. Но в коринфской церкви их, по-видимому, не истолковывали. Владеющие этим даром просто пользовались им как есть, и при том безудержно, приводя в замешательство других верующих (стих 16). Более того, недавние их прихожане (словом "незнающие" переведено греческое слово "идиотаи", означающее тех, которые приходят, но верующими не являются; словом "неверующие" передано греческое слово "апистои" - те, которые знали евангельскую весть, но не были еще убеждены в истинности ее, в отличие от "неверующих" в стихе 22, которые прямо отвергали Божие слово) сочли бы попросту смешным поведение говорящих на языках: …не скажут ли, что вы беснуетесь?

А это, по мнению Павла, никак не служило делу Христа в Коринфе. Пророчествования же были весьма желательны, потому что не только верующим служили во благо (стих 3); они и неверующих не в волны хаоса погружали, но убеждали (сравните Иоан. 16:8) и обличали (1-Кор. 2:15), и те чувствовали потребность в покаянии тайны сердца… обнаруживаются) и в том, чтобы склониться перед Богом (и… поклонится Богу.

4) О соблюдении порядка при пользовании дарами (14:26-40). В этом разделе Павел подводит итог теме духовных даров (главы 12-14). Одновременно он подытоживает и тему христианской свободы в ее связи со служением Богу (11:2 - 14:40). Что особенно удивляет современного читателя, так это отсутствие упоминаний о каком бы то ни было порядке проведения службы, как и ссылок на лиц, ответственных за то или иное церковное служение. Напрашивается вывод, что все члены церкви непринужденно и непосредственно пользовались теми дарами, которые имели, для служения собратьям.

1-Кор. 14:26 . Здесь, как и во всем послании, Павел, обращаясь к коринфянам, называет их братия, понимая под этим общим термином не только мужчин, но и женщин (например, 1:10; сравните с 1-Пет. 5:9). В процессе церковных собраний каждый волен был служить своим "вкладом", будь-то псалом или поучение (1-Кор. 14:6; возможно, на основании какого-то места из Ветхого Завета), или откровение, которое могло исходить от имеющего дар пророчества (сравните стих 6, 29-32), или сказанное на языке, с последующим истолкованием). Это свободное участие в служении контролировалось лишь принципом любви. Все, что говорилось и делалось в церкви, должно было служить общему назиданию (стихи 5-6).

1-Кор. 14:27-28 . Хотя какого-то определенного порядка в проведении собраний не существовало, благопристойность в церкви все же должна была соблюдаться (стих 40). Необходимо было обеспечивать разумное и гармоничное участие одаренных членов церкви в служении. Так из имевших дар языков не более двух или трех человек должны были прибегать к нему на протяжении одного служения, и то по очереди, и в том только случае, если в церкви присутствовали наделенные даром истолкования. Если же истолкователя не было, то говоривший на языке должен был молчать. Хотя этот дар, при отсутствии истолкователя и не приносит пользы церкви, в других смыслах он был полезен (стих 4, 14-15, 22).

1-Кор. 14:29 . Наставление для имеющих дар пророчества было таким же, как для имевших дар языков. Не более двух или трех пророков могло говорить на каждом собрании, а в том, что ими было сказано, следовало тщательно разобраться. Поскольку они говорили по-гречески, то прочие в собрании понимали их и могли об этом "рассуждать". (А, может быть, "прочие" обращались к тем, кто имел дар различения духов.) Дело в том, что словом "рассуждают" переведен глагол диакринетозан, того же корня, что и существительное диакрисеиз, употребленное в 12:10, где речь идет о "различении духов". То есть "прочие" пусть "различают": ведь на них лежала ответственность - определять, действительно ли сказанное исходило от Бога (1-Иоан. 4:1).

1-Кор. 14:30 . Пророк мог получить откровение в видении или во сне, еще до начала Богослужения, на котором он, конечно, сообщал о нем собравшимся. Но откровение могло быть им получено и во время собрания. И если такое случалось, то пророк, начавший говорить прежде, должен был уступить место тому, кто получил внезапное откровение. Какой бы характер ни носили собрания у коринфян, скучными они не были.

1-Кор. 14:31 . Пророкам следовало руководствоваться тем же принципом, что и имевшим дар языков. То, что изрекалось, должно было служить всем для поучения и утешения (стих 3).

1-Кор. 14:32-33а . Павел, очевидно, не считал, что пророки в коринфской церкви вели себя более сдержанно, чем их собратья, имевшие дар языков. Поэтому он и тем и другим дает аналогичное наставление (стих 28). Под выражением духи пророческие понимается дар пророчества, который не был чем-то, что владело пророком, но - тем, чем пророк мог и должен был управлять (стих 30). Если в собрании уже высказались два или три пророка, то иные, владевшие даром или имевшие, что сказать, могли воспользоваться для этого другим собранием.

Церковь не была форумом, предназначенным для личного возвышения и самопрославления, но - таким местом, где верующие должны были назидать друг друга и прославлять Бога (сравните 10:31-33). Как само богослужение, так и принимающие в нем участие, должны отражать характер Бога, а Бог не есть Бог неустройства, но мира, и Дух Его действует, производя соответствующий плод (Гал. 5:22) в жизни верующих.

1-Кор. 14:33б-36 . Некоторые ранние переписчики, сочтя, что стихи 34-35 здесь неуместны, перенесли их в конец главы. Среди комментаторов Библии есть и такие, которые вообще считают их чьей-то вставкой и, значит, не заслуживающими внимания. Это - крайняя точка зрения, но, поскольку точный смысл этих стихов трудно уяснить, нецелесообразно было бы и придавать им чрезмерное значение.

Представляется, что, высказываясь о женщинах в таком роде, апостол Павел в первую очередь руководствовался тем же, чем и в предыдущих стихах, обращенных к верующим, которые владели дарами языков и пророчества. В каждом из этих случаев члены коринфской церкви нуждались в самоконтроле, который, в первую очередь, проявлялся бы в умении молчать (стихи 28,30,34) - ради того, чтобы в собрании царила мирная обстановка.

Очевидно, некоторые коринфянки нуждались в том, чтобы слышать это почаще. Ибо не только тем, что являлись в церковь с непокрытыми головами, согрешали они (11:2-16), и Павел не собирался молчать на этот счет.

Неясно, советовал ли апостол молчать в церкви только замужним женщинам или всем женщинам вообще (11:2-16). Греч, слово гинейкес, переводимое как жены, обычно относилось именно к женщинам вообще (как всюду в 11:3-15), либо к незамужним женщинам (например, 7:34), но также и к замужним (как в 5:1; 9:3 и везде, где оно встречается в главе 7, за исключением 7:34). Только в контексте можно различить значение этого слова.

Два момента говорят о том, что в этих стихах Павел имел в виду замужних женщин. Во-первых, фраза быть в подчинении ("подчинение" - гипотас-сестосан; стих 34). Где бы это слово ни встречалось в Новом Завете по отношению к женщине, всегда подразумевается замужняя женщина, обязанная подчиняться своему мужу (Еф. 5:22; Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1-Пет. 3:1,5).

Во-вторых, о том же говорит и фраза у мужей своих (1-Кор. 14:35), которых женщины, желающие "чему научиться", должны были спрашивать дома. Ясно, что незамужняя женщина просто не могла последовать такому совету (7:34), как и женщина, которая имела неверующего мужа (7:13).

Часто в качестве места, параллельного этому, приводят 1-Тим. 2:11-15, где женщине предписывается спокойно вести себя во время служения, но и там тоже речь, пожалуй, идет о замужних женщинах, поскольку к незамужним не могло относиться сказанное в стихе 15. Кроме того, когда Ева нарекается именем своим в Ветхом Завете, то нарекается им как жена Адама (Быт. 3:20; сравните 2-Кор. 11:2-3 - единственным в Новом Завете местом, помимо 1-Тим. 2:13-14, где упоминается Ева), и ее обязанность подчиняться ему коренится именно в этом (Быт. 3:16 возможно, Павел подразумевал именно этот стих в 1-Кор. 14:34). И еще: слово гесичия, употребленное в 1-Тим. 2:11-12, означает "покой", "порядок" (в русском тексте сказано - "в безмолвии") тогда, как глагол сигао в 1-Кор. 14:28,34 означает "хранить молчание" (толкование на 1-Тим. 2:11-14 и 2-Фес. 3:12).

Таким образом Павел хотел, чтобы "хранили молчание" замужние женщины, мужья которых находились тут же, в собрании, однако, не возбранял активно участвовать в богослужении прочим женщинам, если они были одеты, как положено (1-Кор. 11:2-16). Замужние же своим молчанием должны были свидетельствовать о покорности мужьям (а отнюдь не о приниженности своей). Такое поведение противопоставляется апостолом беспорядку, который возникает в церкви, когда женщины разговаривают со своими мужьями во время собрания.

Коринфяне не имели никакого основания считать себя людьми исключительными - в смысле своей способности толковать или принимать Слово Божие (14:36). Они, подобно святым во всех церквах (стих 336) должны были покориться Божией истине, согласуя с ней все свое поведение.

1-Кор. 14:37-40 . Здесь Павел подводит итог не только повелениям, высказанным им непосредственно перед этим (стихи 336-36), но и всему, что говорил о неверном и беспорядочном в богослужении коринфян, нуждавшемся в исправлении (11:2 - 14:36). Апостол ожидал возражений со стороны некоторых из них (11:16; 14:36), но предупреждал тех, кто станут возражать ему, что это навлечет на них опасность (4:18-21). Дело в том, что в англ.

Библии стих 38 передан иначе, чем в русской Библии, а именно: "Кто же пренебрежет ими, тот сам будет пренебрежен" (подразумевается - Богом, в последний день; сравните 3:17; Быт. 9:6; Матф. 10:32-33), поскольку своим поведением он свидетельствует что никогда не знал Господа (1-Кор. 8:3; Матф. 7:22-23; 1-Иоан. 4:6).

В заключение Павел призывает коринфян "ревновать" в первую очередь о тех дарах духовных, которые назидали бы церковь в целом (12:31; 14:1), но не судить худо о других дарах. Им следует позаботиться о том, чтобы службы в их церкви совершались благопристойно (сравните 11:2-16; 14:26-36) и чинно (сравните 11:17-34; 14:26-33).

. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

«Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете» . Итак, Поелику любовь есть достояние столько великое, приобретение ее почитайте делом великим, не оставаясь, однако ж, в нерадении о духовных дарованиях; и предпочтительно другим возлюбите пророчество. Ибо Апостол снова смиряет высокомерие, величающееся дарованием языков.

. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом.

«Глаголяй бо языки не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны» . Апостол производит вместе то и другое. Коринфян обвиняет в любочестии и дает видеть потребность дарования. Оно дано проповедникам по причине разных языков у людей, чтобы, пришедши к индам, предлагали Божественную проповедь , говоря их языком, а также, беседуя с персами, скифами, римлянами и египтянами, проповедали им евангельское учение на языке каждого из сих народов. Посему беседующим в Коринфе излишним делом было говорить на языках скифском, или персидском, или египетском, которых не могли коринфяне понимать. Поэтому-то божественный Апостол и сказал, что «глаголяй языки, не человеком глаголет, но Богу» , ибо присовокупил следующее: «никтоже бо слышит» . А чтобы не почли дарования бесполезным, прибавил еще: «духом же глаголет тайны» .

. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

«Пророчествуяй же человеком глаголет созидание и утешение и утверждение» , потому что все слышат, что говорит он.

. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

«Глаголяй языки себе зиждет» . Ибо присутствующие не понимали того, что говорил он.

«А пророчествуяй зиждет» . Ибо, видя и откровение помыслов, и обнаружение тайно совершающегося, получали весьма великую пользу. И чтобы не пришло кому на мысль, будто бы Апостол говорит сие, побуждаемый завистию, по необходимости присовокупил он:

. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь по­лучила назидание.

«Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве Аще сказует, да созидание приемлет» . Апостол ясно дал видеть, почему сказал: "паче" . Я не умаляю, говорит он, дарования, но ищу его потребности: Когда нет переводчика (сказующего), тогда лучше пророчество, потому что от него больше пользы.

. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

«Ныне же, братие, Аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, Аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?» Апостол снова ввел собственное свое лицо, утешая тем обвиняемых. Пришедши к вам и говоря разными языками, говорит он, какую пользу принесу вам, если не преподам учения, открывая вам сокровенные тайны, путеводя к Божественному и предлагая приличные для вас советы? Представляет же и подобие, соответственное предлагаемому слову.

. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать тo, что играют на свирели или на гуслях?

. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

«Обаче бездушная глас дающая, Аще сопель, Аще гусли, Аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение? Ибо Аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?» И сами вы знаете, что и свирель, и гусли имеют нужду в какой-то мерности и в искусстве. Ибо при этом, будучи и неодушевленными, издают некий стройный звук. Если же кто без этого употребит их в дело, исполнение не имеет значения. Так и труба, если прозвучит невоинственно, не вооружает воинов.

. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнaют, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

«Так и вы, Аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, Аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен» . Что для гуслей стройная мерность и для трубы – военный знак, то для языков «сказание». Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе.

. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

«Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник» . Апостол то же сказал иными словами.

. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

«Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете» . В укоризну назвал Апостол коринфян «ревнителями духовом» . Повелевает же им все делать для пользы церковной.

. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

«Темже глаголяй языком да молится, да сказует» . Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви.

. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

«Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть» . Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» (). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы.

. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

«Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом» . Духом называет Апостол дарование, а умом – изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.

. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

«Понеже Аще благословиши духом, исполняяй место невежды како речет аминь, по твоему благодарению? Понеже не весть, что глаголеши?»

"Невеждою" (простолюдином) называет Апостол состоящего в чине мирянина, потому что и находящихся вне воинского чина обыкли называть простолюдинами.

. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

«Ты убо добре благодариши, но другий не созидается» . Знаю, говорит Апостол, что, вдохновенный Божиею благодатию, песнословишь ты Бога; но не знающий языка не понимает произносимого. Потом Апостол, стыдя коринфян, говорит:

. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками.

. но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

«Благодарю Бога моего, паче всех вас языки глаголя. Но в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком» . Прежде вас сподобился я сего дарования; чрез меня и вы прияли благодать сию. Однако же, заботясь о пользе многих, ясное учение предпочитаю неясному. Потом продолжает с упреком:

. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

«Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте» . Не извращайте порядка и соревнуйте не малосмыслию, но незлобию детей; а у совершенных возрастом заимствуйте не лукавство, но сметливость.

. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

«В законе пишет: яко иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь» . Пророческое это изречение (); законом же наименовал Апостол ветхозаветное Писание. Приведя свидетельство, присовокупляет он и толкование.

. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

«Темже язы ́цы в знамение суть не верующим, но неверным» . Ибо различие языков поражает неверного. Сие и в день Пятидесятницы в Иерусалиме испытали собравшиеся там. Посему тотчас сказали: «Не вси ли суть глаголющии Галилеане? И како мы слышим» их «кийждо свой язык, в немже родихомся, Парфяне, Мидяне» и так далее ()?

«А пророчество не неверным, но верующым» . У Апостола одна цель – польза многих. Почему и коринфянам советует предпочитать пророчество, как доставляющее пользу всему обществу. Пользу же пророчества показывает в последующих словах:

. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

«Аще убо снидется вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же и неразумивии, или невернии, не рекут ли, яко беснуетеся?» Неразумивыми назвал здесь Апостол некрещенных и дает видеть, что не понимающие произносимого возымеют о них такое мнение, что они беснуются.

. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

«Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, и истязуется от всех, и сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц, поклонится Богови, возвещая, яко воистинну с вами есть» . Так напал на всех страх, когда Анании и Сапфире сделано обличение. При сем должно заметить, что Апостол ясно наименовал здесь Богом Всесвятого Духа, потому что пророчество было действием Духа Божия: «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (); между тем как Апостол выразился здесь: «пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну с вами есть» , Всесвятого Духа называя Богом. Так и блаженный Петр сказал: "Почто" прельстил (исполни») «сатана сердце твое, солгати Духу Святому? …Не человеком солгал еси, но Богу» (). Так Апостол, показав различие дарований, учит коринфян и приличному для них благочинию.

. Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

«Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают» . Апостол опять указал на тело и на члены тела, ибо словом «сходитеся» указал на единое тело, а словами «кийждо вас имать» то или другое – на различие членов; и потом опять приносимую каждым пользу всему обществу выражает словами: «вся к созиданию да бывают» .

. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и тo порознь, а один изъясняй.

«Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части» . Не ведите общего собеседования, от чего происходят беспорядок и смятение, и не многие беседуйте: довольно для сего и двоих. Впрочем, пусть число беседующих так ограничится троими.

«И един да сказует» . Ибо присутствующим надобно уразуметь, что говорится.

. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

«Аще ли не будет сказатель, да молчит в церкви: себе же да глаголет и Богови» . Ибо всего неуместнее дарование Божие употреблять в угождение любочестию, а не для пользы.

. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

«Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают» . Божественный Апостол причислял уже к духовным дарованиям и разсуждение духовом (). Посему то же говорит и здесь, а именно, что сподобившиеся сего дарования рассуждают о произносимом, по действию ли Божия Духа говорится это. Ибо диавол как пророкам противопоставлял лжепророков, так и апостолам – лжеапостолов; и сие дает видеть Апостол во Втором послании к Коринфянам, ибо говорит: «Таковии лживи апостоли делателе льстивии» ().

. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

«Аще ли иному открыется седящу, первый да молчит» . Если, говорит Апостол, иного подвигнет благодать Духа, то да уступит ему начавший говорить.

. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

«Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся и вси утешаются» . Ничто да не делается беспорядочно и с замешательством, потому что может всякий из вас предложить пророчество собравшимся и чрез это принести им пользу. Этот порядок и до настоящего времени остался в церквах, и из учителей одни беседуют с народом в это торжественное собрание, а другие – в другое.

. И духи пророческие послушны пророкам.

И дух Пророков «Пророком повинуется» . Духом называет Апостол дарования. Так повиновались Иисус Моисею, Елисей Илии, множество пророков – самому Елисею и сему самому Апостолу – Тимофей, Тит и прочие.

. Потому что не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

«Несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых» . Не новое что узаконяем, но учим вас тем законам церквей, какие установил Сам Охранитель мира. Поелику же духовною благодатию преисполнялись не мужи только, но и жены, ибо сие предвозвестил устами пророка Иоиля: «И излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши» (), то Апостол по необходимости постановил закон и для жен.

. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

«Жены ваша в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет» . Ибо Еве сказал Бог: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» ().

. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

«Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати» . Потом Апостол опять обращается к коринфянам с упреком.

. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

«Или от вас слово Божие изыде? Или вас единых достиже?» Не вы первые и не вы одни прияли евангельскую проповедь . Посему не своими довольствуйтесь законами, но следуйте законоположениям церковным.

. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

«Аще кто мнится пророк быти или духовен, да разумеет, яже пишу вам, зане Господни суть заповеди» . Духовными наименовал Апостол тех, в ком обитает Божий Дух. А лишенный сей благодати не может разуметь. Посему Апостол присовокупил:

. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

«Аще ли кто не разумеет, да не разумевает» . Потом предлагает советы.

. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками.

«Темже, братие моя, ревнуйте еже пророчествовати, и еже глаголати языки не возбраняйте» . Апостол снова показал, что одно предпочтительнее, но и другое также потребно, ибо сие означается словом «не возбраняйте» .

. Только всё должно быть благопристойно и чинно.

«Вся же благообразно и по чину да бывают» . Чин же этот Апостол дал видеть в сказанном прежде.

Будем же и мы хранить сие благочиние и последуем апостольским законоположениям, чтобы сподобиться нам общения с Законоположником по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

 1 «Языки» без истолкования не назидают. 20 Неверующий обличается «пророчествованием». 26 Как говорить и пророчествовать в церкви – «благопристойно и чинно».

1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9 Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21 В законе написано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь».

22 Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23 Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».

26 Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам,

33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

40 только всё должно быть благопристойно и чинно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 14 глава