Расходы на выплату социального обеспечения. Расходы на социальную защиту населения. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического , состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является , созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды, позволяют осуществлять .

Средства государственных целевых , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения:

1. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР был создан Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого — государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех , лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского . Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в Пенсионный фонд взносы в размере 28% от размера начисленной , совхозы, колхозы и предприятия по производству сельскохозяйственной продукции — 20,6%. Крестьянские хозяйства вносят 5% от размера дохода, работающие — 1% от величины дохода.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных , пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального РФ, образованный в соответствии с Указом Президента. Цель его — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования Фонда социального страхования являются:

Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда;

Ассигнования из республиканского бюджета РФ;

Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

3. В соответствии с Законом РСФСР создан Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной политики занятости населения.

Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций в размере 2% от размера начисленной заработной платы;

Страховых взносов с заработка работающих;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

За счет этих средств решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.

Бюджетные ассигнования — один из важных источников перечисленных социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Из федерального бюджета финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения.

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты.

Эти средства используются:

На строительство и содержание домов интернатов для престарелых и инвалидов;

На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

На их обучение и трудовое устройство;

Оказание им санаторно-курортной помощи;

Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

На проведение молодежной политики и др.

Кроме бюджетных ресурсов территориальные органы исполнительной власти используют для оказания материальной помощи этим слоям населения средства, мобилизуемые в региональные и местные внебюджетные фонды. За счет средств этих фондов решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и др.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.

Расходы на содержание домов интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.

Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Социальная политика является приоритетным направлением деятельности государства, позволяющим реализовать права и гарантии гражданам, провозглашенные Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Реализация таких прав и гарантий предполагает предоставление гражданам социальных услуг для выравнивания уровня предоставления населению этих услуг во всех субъектах РФ и местных образованиях.

Однако в условиях сложного финансового положения, в котором находится Россия, в лице своих органов оказывается в состоянии обеспечить лишь минимальный уровень социальных услуг различным категориям населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким уровнем доходов, матерям одиночкам и др.

Поэтому становление России как социально ориентированного предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе .

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению — престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан — бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети сироты» «Дети инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и реализации социальной политики.

В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законодательные акты о социальных стандартах, в соответствии с которыми каждому жителю предоставляется гарантированный минимальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.

При этом главными должны стать мероприятия по поддержке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и территориальными органами власти и .

В дальнейшем по мере проведения реформ в системе социальной защиты населения будет разработана нормативная база для формирования бюджетов на основе государственных минимальных социальных стандартов. Предоставление социальных услуг будет осуществляться на конкурсной и лицензионной основе при увеличении объема бесплатных и субсидированных социальных услуг.

Значительные изменения внесены в систему социальных пособий и льгот, пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Главными направлениями в реформировании фондов социального страхования являются:

Пересмотр некоторых условий отдельных выплат по болезни, беременности и родам;

Постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств в пределах 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказ от субсидирования санаторно-курортных мероприятий (не предусматривается финансирование из бюджета путевок на лечение наименее обеспеченных категорий населения через местные органы социальной защиты);

Перевод страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования.

Предусматривается рассмотрение Государственной Думой РФ законопроектов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О статусе военнослужащих» и других содержащих наибольшее число льгот.

В соответствии с этими законопроектами 100 миллионов человек, или 2/3 населения, должны быть обеспечены льготами. Для этого необходимо около 350 млрд. руб., или около 50% федерального бюджета. Поэтому предполагается пересмотр ряда льгот отдельных категорий населения.

Необходимо пересмотреть оплату больничных листов. Предполагается ограничить размер пособий по нетрудоспособности и родам до минимальных размеров оплаты труда. Эти меры обеспечат снижение затрат Фонда социального страхования на 1,3 — 1,4 млрд. руб.

Предполагается 50%ная скидка по оплате жилья ветеранам труда, если с ними не проживают члены семьи.

Законопроект «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предполагает выплату пособий любой семье в размере 70% минимального размера оплаты труда, семьям военнослужащих по призыву до достижения ребенком возраста 16 лет.

Выплату детских пособий предполагается сосредоточить в органах социальной защиты.

К применению этих законов «подталкивает» Мировой банк, который настаивает на осуществлении пенсионной , принятии нового трудового законодательства.

Необходимо отметить, что реформирование внебюджетных фондов, в том числе социального страхования, позволит увеличить норму сбережений в российской экономике приблизительно на 5—6% ВВП за счет взносов в накопительную пенсионную систему и сформировать страховые резервы в системах социального и медицинского страхования. Благодаря этому норма сбережений в России может превысить 30% ВВП, что составляет уровень большинства стран с высокими темпами экономического развития (например, Китай — 40% ВВП).





Назад | |

Соц защита – составляющая соц гарантий населения, кот должны обеспечиваться гос-вом в рыночных усл-иях в соотв-вии с принципами соц пол-ки.

Особенностью соц защиты явл-ся ее адресная направленность, т.е. соц помощь должна предоставляться тем гражданам и в таких объемах, в кот они нуждаются.

Осн виды соц обеспечения и соц защиты населения:

1. пенсионное обеспечение 2. льготы ветеранам войны и труда

3. соц страхование 4. помощь семьям с детьми

5. прочие виды соц помощи

6. пенсии военнослужащим и представителям органов внуртенних дел

Осн источником фин-ия соц защиты явл. соц, благотворительные и бюдж. фонды.

Расходы бюджетов на соц защиту и соц обеспечение включают:

Выплату пенсий и помощи

Льготы ветеранам войны и труда

Помощь семьям с детьми

Пенсии военнослужащим и лицам командирского и рядового состава, представителям органов внутренних дел

Расходы на детские учреждения – интернаты

Расходы на приемники для несовершеннолетних

Расходы на программы соц защиты для несовершеннолетних

Расходы на дома-интернаты для престарелых и инвалидов

Ср-ва бюджета, передаваемые в фонд Украины по соц защите инвалидов

Расходы на молодежные программы

Расходы на прочие учреждения и мероприятия в отрасли соц политики

Расходы на соц защиту и соц обеспечение финансируются со всех бюджетов.

Фонд защиты инвалидов формируется за счет взносов предприятий, организаций, учреждений, бюджетных ср-в, добровольных взносов юр и ф л.

Расходы за счет фонда соц защиты инвалидов направляются на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, финансирование мероприятий по соц-струовой и профессиональной реабилитации инвалидов и прочие цели, связаннее с соц защитой инвалидов.

Соц защитой охватываются участники ликвидации последствий на ЧАЭС и потерпевшие в результате Чернобыльской катастрофы.

Инвалидам предоставляются след льготы:

Бесплатное предоставление лекарств по рецептам

Бесплатное внеочередное зубопротезирование

Предоставление бесплатных санитарно-курортных путевок 1 раз в год

Ежегодное мед обслуживание и лечение в специализированных больницах

Выплата работающим инвалидам помощи по временной нетрудоспособности

Внеочередное обеспечение жил площадью

Льготы по кварт плате и компенсация платы за коммун. услуги в опр объеме

Бесплатное обеспечение автомобилем инвалидов 1 группы

Бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта на территории У

Бесплатный проезд 1 раз в год до любого населенного пункта У и обратно


Получение бес-% займа на индивидуальное жилищное строительство

Поступление вне конкурса в гос высшие учреждения, проф училища с обязательным предоставлением общежития, гарантированной выплатой стипендии

Внеочередное установление телефона со скидкой в оплате

Компенсация гражданам, проживающим на тер-ии радиоактивного заражения

Доплата гражданам, работающим на терр-ии У, подверженным радоактивному облучению

Доп пенсии за ущерб, нанесенный здоровью

Ежемес компенсации семьям за потерю кормильца

Прочие компенсации и льготы

Льготы для ветеранов труда и лиц пожилого возраста:

Пользование ведомственными поликлиниками после выхода на пенсию

Первоочередное зубопротезирование

Преимущественное право на обеспечение санаторно- курортного лечения

Ежегодное мед обследование и диспансеризация

Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактич учреждениях и аптеках

Премущественное право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества

Первоочередное право вступления в садоводческие копроративы

Первоочередной ремонт домов и квартир и обеспечение их топливом

Предоставление жилищной субсидии

Внеочередное установление телефона

Внеочередное бесплатное обеспечение автомобилем с ручным управлением

Бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта на территории У.

Для лиц, имеющих заслуги перед Родиной, установлен особый перечень льготи помощи(герой Сов Союза, полные кавалеры Ордена Славы, герои У):

Бесплатное обеспечение лекарствами и доставка их домой

Первоочередное бесплатное зубопротезирование

Первоочередное бесплатное личное и членов семьи их семей обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов

Внеочередная личная бесплатная госпитализация

Получение бесплатных путевок в санатории и дома отдыха 1 раз в год

Освобождение от кварт платы, оплаты за коммун услуги

Освобождение от оплаты за услуги формирования документов на право собственности на квартиру при ее приватизации

Первоочередной отпуск местных строй материалов на строительство индивидуальных жил домов

Бесплатное пользование городским транспортом

Бесплатный проезд 1 раз в год ж/д транспортом

Внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта

Преимущественное право остаться на работе при сокращении численности п/п

Бесплатное обучение и переобучение новым профессиям

Освобождение от уплаты налогов (кроме, НДС, акциза и ввозной пошлины)

Бесплатное погребение с воинскими почестями

Выплата жене и детям в возрасте до 18 лет разовой помощи в размере, установленном закон-вом

Прочие льготы

Гос органы соц защиты назначают и выплачивают след виды помощи семьям с детьми:

1. по беременности и родам

2. женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией п/п

3. разовую помощь при рождении ребенка неработающим родителям

4. помощь по уходу за ребенком до достижения им 3х-летнего возраста

5. помощь по уходу за ребенком-инвалидом

6. помощь на детей одиноким матерям

7. помощь на детей военнослужащих срочной службы

8. временную помощь на несовершеннолетних детей, родители кот укланяются от уплаты алиментов.

Гос помощь семьям с детьми может осущ-ся за счет фонда соц страх, пенсионного фонда У, проч внебюджетных и благотворительных фондов, ср-в гос и местных бюджетов и прочих источников в порядке, опр-ом законом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расходы бюджета на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гражданам гарантированного уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Механизм регулирования социальной защиты населения осуществляется через систему социальных гарантий, гарантий в оплате труда, пособий, стипендий, бесплатных минимальных социальных услуг для мало обеспеченных слоев населения, обеспечение прожиточного минимуме

К видам социальных гарантий относятся:

· пенсионное обеспечение;

· пособие по временной нетрудоспособности;

· пособие по беременности и родам;

· услуги оздоровительного характера;

· социальная поддержка на случай безработицы;

· пособие на рождение ребенка;

· пособие на погребение.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого считывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен.

Социальные расходы государства осуществляются через государственный бюджет, государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования.

В целом все эти расходы составляют единую систему социальной защиты. Главная ее задача состоит в том, чтобы обеспечить необходимый жизненный уровень населения.

Выплаты производятся органами социальной защиты населения.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и социальное обеспечение.

К системе социальной защиты предъявляются следующие требования:

· социальная поддержка должна носить адресный характер;

· социальная поддержка должна быть справедливой с сохранением мотивации к труду и устранением иждивенчества, при этом не должно быть уравниловки.

Система социальной защиты включает оказание денежной помощи семьям с доходами, ниже установленного минимального уровня; безработным, в виде выплат минимального пособия; льготную оплату услуг нуждающимся семьям; помощь в оплате расходов на содержание детей малообеспеченных слоев населения в детских дошкольных учреждениях; помощь пенсионерам и инвалидам в виде дифференцированных выплат пенсий, учитывающих инфляционные процессы.

В составе бюджетных расходов на социальную защиту населения выделяются следующие направления:

· обучение и трудовое устройство инвалидов;

· возмещение пенсионерам расходов на бензин, компенсации за удорожание топлива;

Кроме того, к социальным расходам бюджета относятся расходы на осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, расходы по социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, экологического бедствия в Приаралье.

Расходы на выплату пенсий, пособий военнослужащим и членам их семей включаются в состав расходов на оборону.

Система социальной защиты представляет собой комплекс мер, включающий в себя стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности, предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновении основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования.

Государственная система социальной защиты в Республике Казахстан организуется в двух формах: социальное обеспечение и социальное страхование.

Социальное страхование является одной из форм более общей системы - социального обеспечения. Однако, различие между двумя этими системами заложено в отношении к трудовой деятельности граждан и методами формирования фондов для нетрудоспособных.

Социальное страхование выражает отношения в связи с формированием и использованием фондов для граждан временно или постоянно утративших трудоспособность с применением страхового метода. При этом имеется в виду та категория граждан, которая работала или временно не работает по причине болезни. Таким образом, важной особенностью социального страхования является то, что оно непосредственно связано с трудовой деятельностью работников в настоящем или прошлом.

Социальное обеспечение выражает отношения, связанные с формированием и использованием фондов для поддержки граждан, утративших трудоспособность, или не обладавших ею, то есть для всех граждан, независимо от их участия в трудовой деятельности, для чего используется бюджетный метод формирования указанных фондов.

Под системой социального обеспечения понимается система мер, направленных на реализацию социальной политики государства для обеспечения достаточного уровня жизни определенным категориям граждан, в связи с наступлением социально значимых фактов. К системе социального обеспечения современного Казахстана следует отнести все виды пенсий, большинство видов пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, комплекс льгот и услуг для отдельных категорий граждан, а также адресную государственную социальную помощь.

Существуют два принципа формирования фондов социального назначения:

на основе солидарности поколений, когда работающее поколение обеспечивает неработающее, а, в свою очередь, по мере утраты трудоспособности их заменяют новые поколения, входящие в трудовую деятельность;

на основе персональных отчислений граждан в социальные фонды, преимущественно пенсионного обеспечения; при действии данного принципа размер выплат зависит от вложенной суммы конкретного лица за все время его работы.

На принципе полной солидарности организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной за щиты безработных граждан и по возрасту. Все физические лица - граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем раз мер социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.

Действующим законодательством предусмотрено осуществление добровольного страхования на случай наступления социальных рисков, которое в силу ряда факторов не получило пока должного распространения.

Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государственный бюджет.

Система социальной защиты населения должна соответствовать рыночным "условиям и способствовать формированию стимулов к стабильной оплачиваемой трудовой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.

Новая система социальной защиты будет смешанной и включает в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни.

Таким образом, в Казахстане сложилась трехуровневая система социального обеспечения.

Первый уровень - государственные специальные пособия по инвалидности и потере кормильца (выплачивается всем получателям на одинаковом уровне и не зависят от размера утраченного трудового дохода).

Второй уровень - социальные выплаты из системы обязательного социального страхования (зависят от периода участия работника в системе обязательного социального страхования и размера среднемесячного дохода).

Третий уровень - страхования ответственности работодателей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста; справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; эффективное функционирование и максимально полный охват населения.

Система социальной защиты должна быть:

· Справедливой, то есть реализация прав на социальную защиту должна быть легко доступной для потенциальных получателей. Гарантированный государством минимальный объем пособий должен предоставлять разный уровень выплат при одинаковых социальных рисках независимо от трудового стажа и заработка. В то же время дополнительный уровень защиты должен зависеть от продолжительности и размера участия в системе каждого конкретного человека.

· Стимулирующей индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом, все трудоспособные граждане должны стремиться быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей.

· Действенной, то есть пособия должны обладать адресностью, предоставляются тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них;

· Эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться;

· Доступной, то есть за определенный срок обеспечить максимально полный охват населения.

Процесс регулирования социальной сферы осуществляется на основе социальных рисков.

Социальный риск - наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, в результате которого участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с действующим законодательством.

Организация системы социальной защиты на основе социальных рисков включает в себя следующие элементы защиты:

государственные выплаты за счет средств бюджета всем гражданам на одинаковом уровне в зависимости от социальных рисков;

обязательное социальное страхование на первом этапе за счет отчислений работодателей и в перспективе также за счет работников;

накопительную пенсионную систему;

социальную помощь и специальные государственные программы поддержки определенных категорий граждан за счет средств бюджета.

Правовая база системы пенсионного обеспечения граждан закреплена в Законе Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. № 136-1 (с последующими изменениями и дополнениями от 22 декабря 1998 г. № 328-1, 5 апреля 1999 г. № 364-1, 16 ноября 1999 г. № 482-1, 16 июля 2001 г. № 244-П, 10 октября 2001 г. № 247-П, 4 января 2002 г. № 278-П, 4 января 2002 г. № 278, 8 января 2003 г. № 378), в котором определены условия, размеры и порядок выплаты пенсий.

Законодательством установлены следующие виды государственных пенсий: социальный защита население пенсионный

1) трудовые пенсии:

· по возрасту;

· по инвалидности;

· по случаю потери кормильца;

· за выслугу лет.

2) социальные пенсии.

В соответствии с Законом право на трудовые пенсии имеют граждане, занятые общественно полезным трудом или деятельностью, засчитываемые в трудовой стаж при достижении определенного пенсионного возраста (58 лет у женщин и 63 года - у мужчин) и стаже работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию:

инвалидам трех групп, в т.ч. инвалидам с детства;

лицам, достигшим пенсионного возраста;

детям в случае потери кормильца, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Источниками пенсионных выплат выступают средства государственного бюджета, накопительных пенсионных фондов.

Государство гарантирует пенсионное обеспечение гражданам, вышедшим на пенсию до 1 января 1998 г., с сохранением установленного размера пенсионных выплат до 1 апреля 1999 г. В дальнейшем размеры пенсионных выплат регулируются и рассчитываются действующим законодательством.

Пенсии за счет средств государственного бюджета выплачиваются из Государственного центра по выплате пенсий.

Центр осуществляет:

пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством в области пенсионного обеспечения зет счет,средств республиканского бюджета;

присвоение социальных индивидуальных кодов гражданам;

персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;

перевод обязательных пенсионных взносов от агентств в накопительные пенсионные фонды;

предоставление в центральный исполнительный орган, обеспечивающий налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, реестров и платежных документов агентств по перечисленным на счет Центра и возвращенным агенту из Центра суммам обязательных пенсионных взносов.

Пенсионные выплаты из Центра осуществляются следующим категориям- граждан:

достигшим пенсионного возраста и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 г., - в размере, пропорциональном имеющемуся трудовому стажу;

военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов Финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.

В случае смерти получателя пенсионных выплат, не имеющего пенсионных накоплений в накопительных пенсионных фондах, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере 15 кратного МРП.

В случае смерти получателя пенсионных выплат, являющегося участником или инвалидом Великой Отечественной войны, его семье, либо физическому или юридическому лицу, осуществившему погребение, выплачивается из Центра единовременная выплата на погребение в размере 35 кратного МРП.

В соответствии с действующим законодательством пенсионные выплаты по возрасту выплачиваются в полном объеме и в неполном объеме.

Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении установленного возраста и при наличии установленного трудового стажа.

Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме назначаются гражданам при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты в полном объеме из Центра.

При исчислении трудового стажа для назначения пенсий из Центра засчитываются:

работа по трудовым договорам, оплачиваемая физическими и юридическими лицами;

военная служба;

служба в правоохранительных органах;

государственная служба;

предпринимательская деятельность;

время ухода за инвалидом 1 группы, одиноким инвалидом 2 группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелые, достигшим 80-летнего возраста;

время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита, либо больным СПИДом;

время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности;

время нахождения трудоспособных граждан оккупированной территории бывшего СССР и лиц (независимо от возраста) на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, содержания в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступлений против Родины;

время нахождения на инвалидности неработающих инвалиде! войны и приравненных к ним инвалидов;

период проживания за границей жен (мужей) работников бывших советских учреждений, учреждений Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет;

обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, а также в очных высших и средних духовных учебных заведениях на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

служба в военизированной охране, в органах специальной службы и горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания;

иная работа, при условии уплаты отчислений на социальное страхование.

Назначение пенсии из Центра осуществляется на основе льготного исчисления трудового стажа, куда засчитываются:

военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, а также пребывание в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождений на лечении в лечебных учреждений вследствие военной травмы - в порядке, установленном для исчисления сроков этой службы при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим;

работа, в том числе в качестве вольнонаемного состава в воинских частях, и служба кроме военной службы, в действующей армии в период боевых действий, в годы Великой Отечественной войны - в двойном размере;

работа в городе Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в тройном размере;

время нахождения граждан в возрасте от 12 лет и старше в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - в двойном размере;

время пребывания лиц на территории других государств в период Великой Отечественной войны, куда они были насильственно вывезены, а также время нахождения в фашистских концлагерях (гетто и других местах принудительного содержания в период войны), если в указанные периоды эти лица не совершили преступления против Родины - в двойном размере;

работа и военная служба в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года - в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере;

работа в противолепрозных и противочумных учреждениях, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, - в двойном размере; в учреждениях судебно-медицинской экспертизы и в патологоанатомических отделениях лечебных учреждений - по перечню работ, утвержденному Правительством Республики Казахстан, - в полуторном размере;

9) работа на водном транспорте в течение полного навигационного периода засчитывается за год работы;

10) работа в течение полного сезона на предприятиях сезонных отраслей промышленности, независимо от их ведомственной подчиненности, - по списку, утвержденному Правительством Республики Казахстан, засчитывается в стаж за год работы.

В доход для исчисления пенсионных выплат из Центра включаются все виды оплаты труда и иные доходы, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат за 3 года работы определяется путем деления общей суммы дохода за 36 календарных месяцев работы подряд на 36. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать 15 кратного МРП, установленного Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме из Центра производится из расчета 60% среднемесячного дохода, определенного в установленном порядке. Исчисление размера пенсионных выплат из Центра осуществляется, исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерыва в работе с 1 января 1995 г. Размер средне месячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в порядке, определимом центральным исполнительным органом в области социальной защиты населения.

Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до I января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

Максимальный размер пенсионных выплат, назначенных до 1 января 1998 года, за исключением размеров пенсионных выплат участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, военнослужащим, работникам органов внутренних дел, бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан и лицам, пенсия которым назначена до января 1998 года на льготных условиях по списку № 1 производства, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочие мест не может превышать 75% от 25-кратного МРП, устанавливаемого Законом о республиканском бюджете на соответствующий год

Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством для сотрудников органов внутренних дел:

имеющие выслугу по военной службе, службе в органах внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, службе в органах финансовой полиции и государственной противопожарной службе, не менее 25 лет, достигшие предельного возраста состояния на службе;

имеющие выслугу по военной службе, службе в органах внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, службе в органах финансовой полиции и государственной противопожарной службе, не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов и состоянию здоровья;

офицеры, прапорщики (мичманы), лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, а также лица, проходящие военную службу по контракту, уволенные по достижении предельного возраста состояния на военной службе, имеющие общий трудовой стаж 25 лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная военная служба и служба в органах внутренних дел.

Размер денежного содержания, учитываемый для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы определяется на день увольнения со службы. В размер денежного содержания включаются должностной оклад, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию. Размер денежного ""содержания подтверждается справкой финансового органа по последнему месту службы.

Пенсионные выплаты из Центра в полном объеме устанавливаются из расчета 50% от денежного содержания. Пенсионные выплаты в неполном объеме устанавливаются из расчета 2% от денежного содержания за каждый год выслуги лет и трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года. *

За каждый год выслуги лет на военной службе свыше 25 лет размер пенсионных выплат в полном объеме увеличивается на 2% , за каждый год трудового стажа - на 1% от денежного содержания. За каждый год общего трудового стажа свыше 25 лет размер пенсионных выплат в полном объеме увеличивается на 1% от денежного содержания.

Общий размер пенсионных выплат не может превышать 65% от денежного содержания. Максимальный размер месячных пенсионных выплат военнослужащим и приравненным к ним сотрудникам, не может превышать 75-кратный МРП, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

При планировании расходов государственного бюджета на социальное обеспечение за основу принимаются показатели контингента пенсионеров и размеры пенсионных выплат, установленные действующим законодательством.

Система социального страхования все более активно используются как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть в заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум. Социальное страхование выступает одной из форм общей системы социальной защиты, которое характеризуется своей спецификой. Оно имеет форму взаимной ответственности всех его основных субъектов: застрахованного, предприятия, государства. Социальное страхование выражает отношения, возникающие в связи с формированием и использованием фондов для граждан временно или постоянно утративших трудоспособность с применением страхового метода. При этом имеются ввиду те контингента граждан, которые работали или временно не работают по причине болезни. Таким образом, спецификой социального страхования является то, что оно непосредственно связано с трудовой деятельностью работников в прошлом и настоящем.

Под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между ее участниками.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

обязательность участия в системе обязательного социального страхования;

использование социальных отчислений на социальные выплаты в соответствии с действующим законодательством;

обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных действующим законодательством;

дифференциация размеров социальных выплат;

гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

С 1 января 2005 года введен Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 г. Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды:

на случай утраты трудоспособности;

на случай потери кормильца;

на случай потери работы.

Обязательное социальное страхование осуществляется на основании социальных отчислений, уплачиваемых в Государственный фонд социального страхования, и дает право участникам системы обязательного социального страхования получать социальные выплаты. Правила исчисления социальных отчислений утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2004 г. № 683, которые определяют порядок и сроки исчисления социальных отчислений.

Плательщиками социальных отчислений является работодатель или самостоятельно занятое лицо.

Согласно подпункту 5 пункта 2 названных Правил, исчисление социальных отчислений, уплачиваемых за участников системы обязательного социального страхования, производятся ежемесячно. При этом ежемесячный доход принимается для исчисления социальных отчислений в размере, не превышающем десятикратной размер минимальной заработной платы.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Правил, для работодателя объектом социальных отчислений являются его расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги. Для самостоятельно занятых лиц объектом социальных отчислений являются получаемые ими доходы.

Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно прожинающий на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Казахстана.

Социальные отчисления, подлежащие уплате в Фонд участников системы обязательного страхования, устанавливаются в размере:

Получателем социальной выплаты является физическое лицо, за которого производились, либо которое уплачивало социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования.

Социальные выплаты на случай утраты трудоспособности назначаются участникам системы обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления, независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за социальной выплатой или продолжается.

Порядок освидетельствования, установления степени утраты трудоспособности определяется уполномоченным органом по назначению социальных выплат по согласованию с уполномоченным государственным органом в области охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца имеют следующие члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца - участника семьи обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления:

дети, в том числе усыновленные, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. При этом братья, сестры и внуки - при условии, если они не имеют трудоспособных родителей или если не получают алименты от родителе. В случае, если эти лица обучаются в учебных заведениях среднего общего, начального профессионального образования, социальная выплата осуществляется до окончания учебного заведения;

один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка, брат или

сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занята уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками, умершего кормильца, не достигшего полутора лет.

Социальные выплаты, назначенные детям, оставшимся без попечения родителей - участников семьи обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления, выплачиваются усыновителю, опекуну за каждого потерянного родителя в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» от 16 июня 1997 г. государственные социальные пособия по инвалидности и потере кормильца выплачиваются за счет средств государственного бюджета.

Социальная выплата на случай потери работы назначается со дня обращения лица за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости. Размеры социальной выплаты на случай потери работы определяются путем умножения среднемесячного размера дохода за последние двадцать четыре месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, на соответствующие коэффициенты замещения дохода и коэффициент стажа участия.

При этом коэффициент замещения дохода составляет - 0,3, а коэффициент стажа участия рассчитывается аналогично как при начислении социальных выплат на случай утраты трудоспособности.

Гражданам при потере работы (состоящим на учете в уполномоченных органах по вопросам занятости) на основании Закона Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года осуществляется социальная поддержка за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с новой системой социального страхования все граждане республики при получении- инвалидности или потере кормильца будут получать от государства специальное социальное пособие. Инвалидам первой группы полагается пожизненное пособие. А выплаты при потере кормильца будут осуществляться до достижения совершеннолетия детьми в семье.

Таким образом, государство берет на себя и выполняет все конституционные обязанности по социальным выплатам социальных рисков не ниже прожиточного минимума. Эти выплаты не зависят от того, работал человек или не работал, получал заработную плату или не получал.

Таким образом, в Республике Казахстан формируется трехуровневая система социального страхования. На первом уровне пособие выплачивает государство. Второй уровень - это выплаты из Фонда социального страхования. На третьем уровне социальное пособие выплачивается тем гражданам, которые получили инвалидность непосредственно на производстве. Денежные выплаты в этом случае осуществляются работодателем. Источником данных денежных выплат служат дополнительные (добровольные) накопительные отчисления, в том числе и страхование ответственности работодателя за вред, причиненный работнику при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты социальной политики - системы действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих повышение качества жизни граждан. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Методы финансирования организаций социальной сферы. Анализ практики финансирования деятельности по социальной защите населения на примере г. Махачкала. Пути повышения эффективности использования средств, выделяемых на социальную защиту населения.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2015

    Сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации. Изучение субъективной структуры социально незащищенных групп. Рассмотрение органов социальной защиты в РФ. Характеристика системы социального страхования и социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Понятие социального обеспечения, история образования фонда социальной защиты населения, его задачи, функции, расходование средств фонда. Направления деятельности Свислочского районного исполнительного комитета в области пенсионного законодательства.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2008

    История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России. Значение и основные функции Пенсионного Фонда Российской Федерации. Анализ формирования и использование средств Пенсионного Фонда РФ. Проблемы пенсионного обеспечения населения.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2015

    Структура пенсионного обеспечения населения и его основные положения, характеристика источников финансирования. Государственный и негосударственный пенсионные фонды. Софинансирование пенсионного обеспечения, его недостатки и их способы их устранения.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2012

    Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения. История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России. Правовые основы пенсионного обеспечения в России. Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2009

    Общая характеристика распределительной и накопительной систем пенсионного обеспечения. Анализ динамики и источников финансирования системы пенсионного обеспечение РФ. Показатели использования средств Пенсионного фонда России и его страховой нагрузки.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2014

    Предпосылки формирования и становление пенсионного обеспечения в России, обоснование необходимости его реформирования. Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом. Перспективы дальнейшего развития пенсионной системы государства.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2012

    Развитие социального обеспечения в России. Структура бюджетной системы государства. Основные мероприятия Правительства в области социальной политики. Финансирование социальной сферы: образования, культуры, искусства, здравоохранения, физкультуры, спорта.


Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов и продолжает увеличиваться. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.
Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально- экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.
Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.
Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и лсрсутвсржда- стся представительным органом.
Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный (?юпд, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости (см. главу 16 «Внебюджетные фонды»), государственный бюджет, социальные фонды или lt;[юнды потребления предприятий, организаций. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, предприятиями, организациями, центрами занятости. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.
Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное страхование и социальное обеспечение.
Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.
Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности, то есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом их получения пользователем (страхователем).
Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов - общественных, целевых, частных и имеет цель - «призрения бедных».
Таким образом, можо выделить три метода формрова- ния средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).
Старховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.
При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.
При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.
Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы, медицинское страхование.
С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть - в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего до 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений. Для этого предусмотрен Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд, формируемые путем уплаты обязательных пенсионных взносов юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Эти институты финансируют выплату пенсий при наступлении или наличии определенных законом условий.
Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста - мужчины - 63 года, женщины - 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.
Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.
Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г.; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан.
Доход для исчисления пенсионных выплат из государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г. сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.
Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следст-
венных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).
Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый - средства республиканского и местных бюджетов - непосредственно или перераспределяемые из бюджета на содержание соответствующих структур (обороны, национальной безопасности, служб охраны правопорядка). Но на период проведения пенсионной реформы перераспределение средств дифференцировано в зависимости от стажа службы по состоянию на 1 января 1998 г.:
более 10 лет - за счет средств республиканского бюджета и средств, предусмотренных на содержание соответствующих органов;
менее 10 лет - за счет аналогичных (предыдущему пункту) средств и индивидуальных пенсионных накоплений путем взносов в государственные или негосударственные накопительные пенсионные фонды;
для лиц, впервые поступивших на службу после 1 января 1998 г. - за счет индивидуальных пенсионных накоплений из государственного или негосударственных накопительных пенсионных фондов - по выбору.
Право на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, прослужившие в соответствующих структурах не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством предельного возраста, уволенные по сокращению штатов и при некоторых других основаниях.
Пенсионные выплаты устанавливаются их расчета 60% от денежного довольствия; за каждый год выслуги сверх 25 лет размер выплат увеличивается на 2%; общий размер выплат не должен превышать 75% от денежного довольствия. В размер денежного довольствия, учитываемого для пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов охраны правопорядка, включаются: оклад по должности, оклад (доплата) по воинскому (специальному) званию, надбавка за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка и другие надбавки, установленные законодательством.
Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов могут формировать пенсионные накопления также за счет добровольных взносов на основе договора с негосударственным пенсионным фондом.
Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и ролам.
Финансирование поданному направлению осуществляется из Фонда государственного социального страхования (порядок формирования и использования этого Фонда изложен в главе «Внебюджетные фонды», раздел 2). Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшим членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном правительством.
Размер выплачиваемых пособий зависит от среднего заработка, непрерывного стажа работы человека. При непрерывном стаже работы 8 и более лет пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, при стаже от 5 до 8 лет - 80%, менее 5 лет - 60%. Из средств социального страхования также выплачиваются пособия при рождении ребенка, на погребение, финансируется санаторно- курортное лечение работников.
В системе социального обеспечения выделяются выплаты социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту. Они регулируются соответствующим Законом «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту». Выплата упомянутых пособий осуществляется за счет средств государственного бюджета в разных степенях кратности от размеров месячного расчетного показателя. Степень кратности зависит от вида пособия (инвалидность, потеря кормильца, преклонный возраст), физического состояния индивидуума (группа инвалидности), имущественного положения семьи (количество нетрудоспособных членов). Например, по состоянию на начало действия закона (январь 1998) выплаты пособий по инвалидности варьируются от 3 до 15 месячных расчетных показателей, по случаю потери кормильца - от 2 до 10, пособий по возрасту - в размере 3-х месячных расчетных показателей.
Важными элементами социальной защиты являются страхование по безработице и медицинское страхование.
Данные формы действуют на основе страхового метода формирования соответствующих фондов денежных средств.
В случае признания гражданина безработным в установленном законодательством порядке он имеет право на социальную поддержку в соответствии с законодательством о занятости населения. Эта поддержка включает: выплату пособий по безработице, подготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ, предоставление информации о наличии рабочих мест. Затраты по перечисленным мероприятиям финансируются Фондом содействия занятости населения. Фонд образуется за счет отчислений средств предприятий, работодателей, устанавливаемых в процентах к фонду оплаты труда и относимых на издержки (себестоимость) производства. В бюджетных организациях непроизводственной сферы затраты включаются в смету и покрываются за счет бюджетных ресурсов.
Расходы по обязательному медицинскому страхованию покрываются из средств Фонда обязательного медицинского страхования. В свою очередь, часть средств Фонда формируется за счет страховых платежей - взносов страхова- тслей-работодателей в установленном размере к фонду оплаты труда и относится на себестоимость продукции, работ, услуг. Другая часть средств Фонда формируется за счет средств бюджета. Обе части расходов - работодателей и бюджета - должны обеспечить выполнение так называемой базовой программы обязательного медицинского страхования (см. раздел 18.3). Поэтому размер страховых взносов устанавливается в ежегодно утверждаемом республиканском бюджете, а порядок и сроки их уплаты, распределение, - регулируются правительством.
Социальная помощь отдельным категориям граждан включает разнообразные льготы по оплате бытовых услуг: расходов на содержание жилища, за коммунальные услуги (централизованное отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, канализацию, мусороудаление, обслуживание лифтов), пользование телефонами, за топливо. Перечисленные льготы могут предоставляться в виде полного или частичного освобождения от оплаты в зависимости от отнесения граждан к определенной категории:
инвалиды I и И групп;
участники, инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним;
военнослужащие, имеющие выслугу 20 и болсс лет; специалисты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обеспечения, проживающие в сельской местности;
некоторые категории работников правоохранительных органов (внутренних дел, следственных органов); жертвы массовых политических репрессий; граждане, пострадавшие от экологических бедствий; многодетные матери и семьи;
граждане, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний;
некоторые другие категории граждан, отнесенные законодательством к нуждающимся в помощи (получающие доходы ниже прожиточного минимума).
Допускается по решению местных представительных органов предоставление льгот в виде денежных выплат.
Перечисленные расходы на социальную помощь финансируются из местных бюджетов. Соответствующие бюджетные средства перечисляются предприятиям и организациям энергетики, угольной промышленности, транспорта, коммуникаций, газового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства в порядке возмещения их расходов.
Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются: пострадавшим от ядер- ных испытаний, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.
Предприятия и организации отраслей народного хозяйства, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

Еще по теме Расходы на социальную защиту населения:

  1. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  2. Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах
  3. 5. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УЗБЕКИСТАНА)
  4. 3.1. Социальное страхование и вспомоществование на новом этапе (50-70-е гг. XX века)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета . Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений . Для этого предусмотрен Государственный накопительный пенсионный фонд и Государственный центр по выплате пенсий.

Государственный накопительный пенсионный фонд формируется путем перечисления работодателями ежемесячно в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы , размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

В Казахстане продолжается действие солидарной пенсионной системы для пенсионеров, вышедших на пенсию до 1998 года, или имевших к этому времени песионный стаж. Для финансирования их пенсионного обеспечения средства перечисляются из Республиканского бюджета в Государственный накопительный пенсионный фонд и, далее – центр по выплате пенсий. В принципе, источником таких средств является социальный налог, но его поступлений недостаточно для покрытия расходов пенсионных программ и для полного их финансирования привлекаются другие виды доходов государственного бюджета. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственные накопительные пенсионные фонды по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим управление пенсионными активами , которые размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом , распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста – мужчины 63 года, женщины – 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.

Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчете 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.

Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следственных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).

Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.

Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

1) выплаты по больничным листам;

2) пособие по уходу за ребенком;

3) пособие по беременности и родам;

4) пособие на похороны;

5) расходы по приобретению путевок в санатории.

Финансирование по данному направлению осуществляется: за счет средств хозяйствующих субъектов – работодателей – пункты 1, 3, 5, за счет местных бюджетов – пункты 2, 4.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшими членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном законом.

В Законе Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999г. регулируются отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на его получение. Специальное государственное пособие – денежная выплата нуждающимся в социальной защите и предоставляемая независимо от других видов пособий.

Они осуществляют за счет средств республиканского бюджета. Специальные государственные пособия входят в систему государственного социального обеспечения и назначаются в кратном размере от месячного расчётного показателя. В число получателей этого пособия включены:

инвалиды Великой Отечественной войны;

инвалиды 1, 2, 3 групп;

лица, награждённым орденами и медалями за воинские и трудовые свершения, участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

семьи погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, жёны (мужья) инвалидов войны и приравненных к ним;

дети- инвалиды до 6 лет;

многодетные матери, награждённые специальными наградами и званиями;

многодетные семьи, имеющие 4-х и более детей;

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», выплачивается денежное пособие лицам, имевшим установленный стаж работы на указанных работах. Это пособие является компенсацией работникам, имевшим ранее право на льготный, по времени, выход на пенсию, которое отменено новым пенсионным законодательством. Выплата данного пособия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в кратном размере месячного расчетного показателя. При достижении пенсионного возраста получателю пособия предоставляется право выбора между получением пособия или назначением пенсии из Государственного центра по выплате пенсий в соответствии с пенсионным законодательством.

В системе социальной защиты населения выделяется:

1.Социальная помощь, выплаты по ней включают:

а) пособие семьям, имеющих детей, назначаемое с учетом совокупного дохода семьи (на детей в возрасте до 18 лет);

б) пособие семьям военнослужащих срочной службы, имеющих детей;

в) пособие семьям, имеющих детей инвалидов;

г) пособие на ВИЧ-инфицированных детей или взрослых;

д) временное пособие на детей, чьи отцы уклоняются от уплаты алиментов;

е) пособие безработным матерям, имеющих 4-х и более детей в возрасте до 7 лет.

2. Жилищные пособия , назначаемые с учетом совокупного дохода семьи.

3. Система льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченных пенсионеров. 4. Пособия и услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и др. группами населения с низкими доходами.

5. Материальная помощь безработным.

6. Пособия для казахов, возвращающихся на этническую родину.

7. Учреждения для престарелых, инвалидов и душевнобольных.

С 1999 г. отменены пособия по безработице и введена материальная помощь безработным. Законодательством Республики Казахстан определено, что программы занятости финансируются из местных бюджетов. Государственная социальная защита от безработицы включает следующие мероприятия:

1)оказание содействия в трудоустройстве;

2) профессиональная подготовка повышения квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

4)оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан.

Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

Государственные социальные пособия (на рождение ребенка, погребение, семьям, имеющим детей, жилищная помощь малообеспеченным семьям (гражданам), материальная помощь безработным) выплачивается из средств местных бюджетов.

Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются:

1)пострадавшим от экологических катастроф, бедствий, ядерных испытаний;

1) жертвам массовых политических репрессий, многодетным матерям, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.

Хозяйствующие субъекты, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.