Сергей есенин - о любви. Любовная лирика сергея есенина Люблю есенина читать он лучший из поэтов

Вконтакте

Одноклассники

Стихи Есенина о любви. Глубокие, искренние, душевные.
Стихи Сергея Есенина о любви пропитаны ноткой горечи и безысходности, в них вся тяжесть любви. Основное направление стихов всей его жизни - это любовь к женщине. И чаще всего это любовь несчастная. Проникнитесь духом «есенинских» стихотворений вместе с нами!

Стихи Есенина о любви

Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
“Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда”.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

1925 г.

****

Цветы мне говорят - прощай…

Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, -
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.

Не все ль равно - придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.

****

Ты меня не любишь, не жалеешь…

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь, -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер!»
Я отвечу: «Добры вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

****

Темна ноченька, не спится…

Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.

На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра!

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.

В терем темный, в лес зеленый,
На шелковы купыри,
Уведу тебя под склоны
Вплоть до маковой зари.

1911

****

Ну, целуй меня, целуй…

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.

Увядающая сила!
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: “Я твоя”.

И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас -
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!

1925 г.

****

Не гляди на меня с упреком…

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой свор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза - голубень.

Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.

Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.

Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.

Если вам понравились стихи Есенина о любви, поделитесь ими со своими друзьями и близкими. Хорошего вам настроения и искренней счастливой любви!

Сергей Есенин – один из самых известных русских поэтов «серебряного века», и странным образом один из самых недопонятых. Его принято любить за кабацкий цикл, но многие забывают, что Есенин был способен куда на большее. Те же стихотворения Есенина про любовь могут быть окрашены и сельским колоритом, и городской тоской, и восточной экзотикой, но остаются всё такими же пронзительными.

Снискав первую популярность своими «деревенскими» стихами о природе и негромкой сельской жизни, в дальнейшем поэт пускался в самые смелые эксперименты. Он воспевал социальные перемены и угар ночных попоек, восхищался техническим прогрессом и предвидел тоталитарные кошмары. Но всё это время он не забывал и одну из главных, вечных тем поэзии – любовь.

Сам Есенин был не только теоретиком любви. Он был трижды женат – на актрисе Зинаиде Райх, на балерине Айседоре Дункан и на Софье Толстой, внучке Льва Толстого. Кроме этого, у него было множество романов на стороне, самых разных. Среди его влюбленностей были и платонические, а от других романов рождались и дети. И каждому своему чувству поэт отдавался полностью, взамен получая от него приток вдохновения. Да, Есенин разбирался в любви!

Удивительно отличается его любовная лирика от других стихотворений. В других работах Сергея Есенина отчетливо слышна его эпоха – начало XX века, когда на смену жеребенку приходит «железная конница», над миром поднимаются грозные тени, а отчаянная ночная Москва отгуливает кабацкие деньки. Эти стихи четко привязаны к своему времени. А вот любовная лирика Есенина очищена от привязки к эпохе. Она вне веков и эпох, она вечна. Такие стихи были своевременными и при жизни поэта, и сейчас, почти век спустя.

Читая стихи Есенина о любви, всегда чувствуешь его натуру. Поэт честен, признавая вещи, которые вроде бы и не принято говорить вслух, и это делает его стихотворения убедительными.

Самые знаменитые стихотворения о любви

Сергей Есенин редко удосуживался давать стихотворениям отдельные названия. Поэтому их большую часть мы называем по первой строчке. «Ты меня не любишь, не жалеешь», «До свиданья, друг мой, до свиданья», «Заметался пожар голубой...» и так далее. Для некоторых стихов даже можно установить, кому они были посвящены.

Гораздо чаще в любовных стихах Есенина любовь несчастливая. Она либо прошедшая, либо безответная, либо безнадежная в силу внешних причин. Даже разделенное чувство, о котором пишет Есенин, несет на себе отпечаток прошедших страданий. «Дорогая, сядем рядом», «Цветы мне говорят - прощай», многие другие стихи говорят о разлуке, случившейся или будущей, неизбежной.

Сам лирический герой поэта не только страдает от несчастливой любви, но и сам причиняет страдания. Он может открыто признать, что любит не ту, кто любит его. Он может поступать нехорошо и признавать это перед самим собой – и читателем.

Отдельно стоит в творчестве поэта «Персидский цикл». Хотя он кажется заметно более счастливым, по-южному жарким, стоит более глубоко вчитаться, чтобы осознать: персидские моменты счастья мимолётны, и все персонажи это знают. Впрочем, и это эфемерное счастье тоже проживается полностью и захлестывает с головой и лирического героя, и читателя. «На земле живут лишь раз», - предлагает поэт понять своей спутнице.

Даже когда его герой – хулиган и повеса – вроде бы готов измениться и «отречься скандалить» ради любви, верить ему не особо получается. Понимаешь: этот герой склонен к порыву, к эмоциональным громким словам, к обману, в который и сам верит. Но хочется, как же хочется, чтобы, первый раз запев о любви, герой так и не бросил эту ноту!

Куда честнее его голос звучит в циничной «Пой же, пой…». Понимая всю пагубность роковой страсти, прожженный персонаж все равно отдается любви к той, что «хулигана свела с ума». И эта двойственность делает героя Есенина куда более живым, чем в шаблонных стихах менее даровитых авторов.

Конечно, одной любовной лирикой Есенин не исчерпывается. У него есть и тоскливый надрыв «Москвы кабацкой», и эпический «Пантократор», и аллегорическая мистика «Черного человека», и щемящая деревенская поэзия. Если посчитать, какое место занимает тема любви в творчестве Есенина, то ее окажется на удивление мало. Но стихи о любви – то, что, наверно, цепляет у Сергея Есенина сильнее всего. Наверно, потому, что любовные стихи Есенин не тиражировал, а писал от души и посвящал конкретным людям.

На нашей странице вы можете прочесть полную подборку стихов Есенина о любви, отобранных специально для вас.

Сергей Есенин

Стихи о любви

Екатерина Маркова. «Я люблю другую…»

Свет такой таинственный,

Словно для единственной -

Той, в которой тот же свет

И которой в мире нет.

С. Есенин

Трудно найти у Сергея Есенина стихи не о любви. Любовь – мирочувствование Есенина. Он явился на свет, чтобы любить, жалеть и плакать над каждым теленочком, сломанной березой, деревней, удавленной стальными дорогами городов…

Его любовь к Земле, родившей каждое деревце – чувственна. Под небом, обнимающим землю, березка задирает юбку… Всеохватность эротического чувства, доходящего до религиозности… Есенин чужд пантеизму, он православный крестьянин, только христианство его – на вольном ветре рязанщины, другое. Правую щеку он подставляет пурге, урагану. Жалость – разлита в его творчестве, жалость к каждому кобелю…

Гораздо меньше у Есенина стихов, обращенных к женщине. В этих стихах Сергей Есенин как бы перебарывает свою природу. В деревне не принято, глубинно, исторически не принято, выказывать свои чувства… От невесты до жены – расстояние как от неба до земли.

Он не мог бы, например, подобно Блоку, назвать Русь женой, для крестьянского уха – это почти кощунственно по отношению к Родине…

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень…

Есенин сравнивает женщину с хитроумной лисой, ему ближе и понятней лиса, чем женщина. В деревне все ясно, вот девушка-невеста, ее век краток, как ранняя весна. А вот – мать семейства, быстро теряющая молодые черты в круговых заботах о доме. Невеста – это девство в самом сакральном смысле этого слова. Мариенгоф пишет в своей книге: «Зинаида (Райх, мать двоих детей Есенина. – Е. М. ) сказала ему, что он у нее первый. И соврала. Этого – по-мужицки, по темной крови, не по мысли – Есенин никогда не мог простить ей. Трагически, обреченно не мог… Всякий раз, когда Есенин вспоминал Зинаиду, судорога сводила его лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулак: «Зачем соврала, гадина!»

В городе, да еще начала ХХ века, да еще в богемной среде, невестой остаются чуть не на всю жизнь. Манящей, ищущей жениха, но невестой скорее от лукавого…

Поэтический дом Есенина расширен до мироздания, где «в уши сыпятся звезды… вода есть символ очищения и крещения во имя нового дня».

Муза Есенина помнит «тайну древних отцов вытираться листвою… долг жизни по солнцу», «отношение к вечности, как к родительскому очагу» – в этом благословение жизни для Есенина. Такова его «избяная Литургия».

Другое, чуждое его миропорядку, восприятие, душа Есенина не приемлет и не смирится с ним. Его бунт – в самоистреблении, бунт не просто против стальной конницы, бунт этот против разрушенного мироздания, созданного предками…

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Стихи 1910 года, написанные в 15 лет, Есенин таким оставался до могилы…Он никак не мог жить взрослой прагматичной жизнью, по Есенину, для души – это гроб. Его проклятья в адрес женщин происходят от великой любви, от недосягаемого, созданного еще в ранней юности воображением поэта Образа…

Сыпь, гармоника. Скука… скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мной, паршивая сука,
Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали –
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Али в морду хошь?

В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.
Пей, выдра, пей.
Мне бы лучше вон ту, сисястую, -
Она глупей…

Но вот конец стихотворения, -

К вашей своре собачей
Пора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости…прости…

В глубоко чуждом, где чиста только гармонь, которая становится одушевленной, поэт, прозревая святую женскую природу, говорит: «Дорогая, я плачу…»

Если перенестись во времени и пространстве, вспоминается знаменитая сцена с Марлоном Брандо в фильме «Последнее танго в Париже», где герой посылает проклятья уже во гроб своей любимой, но изменявшей жене…

У Есенина скандал – почти всегда Плач, тот самый народный Плач, с заглавной буквы…

В детстве, первую свою влюбленность (это была Анна Сардановская), он пережил словно гётевский Вертер – трагично, напился уксусной эссенции, но испугался и выпил много молока… Анна – это дочь родственников константиновского священника, которые приезжали на лето. Два лета девочка увлечена была поэтическим Сергеем с конфетной внешностью Леля, они уже считались женихом и невестой, а на третье – выросла выше крестьянского мальчишки и влюбилась в другого…

В эти годы написано:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет…

Любовь – это слишком больно… Сергей Есенин, похоже, решил заглушить в себе саму возможность влюбиться – эта боль не совмещалось с желанием стать известным поэтом…

В Москве он сошелся с нелюбимой, но замечательно чуткой и культурной барышней Анной Изрядновой, родился сын… Есенин презирал себя за нелюбовь, за некий расчет в этих отношениях, что никак не вписывалось в его понятия о чести… «Мое я – это позор личности. Я выдохся, изолгался и, можно даже с успехом говорить, похоронил или продал свою душу черту, – и все за талант. Если я поймаю и буду обладать намеченным мною талантом, то он будет у самого подлого и ничтожного человека, – у меня…Если я буду гений, то вместе с этим буду поганым человеком…» – пишет он своему другу Марии Бальзамовой. Подпись в письме – «прохвост Сергей Есенин».

Душа нуждалась в покаянии… Город, украшенный полупустыми, осмеянными церквами, мог дать только богемную среду да откровения в «Бродячей собаке»…

С неприкаянностью медведя-шатуна, разбуженного от прекрасного сна слиянности с природой, он разрушал чужие жизни, жизни женщин, любивших его. Скоропалительная женитьба на Зинаиде Райх, которую он оставил в конце концов с двумя детьми, оставил в пожизненной растерянности и недоумении… Увлеченность Айседорой Дункан, связанная с экзотичностью отношений. В возрасте уже танцовщица с мировым именем испытывала к нему материнские чувства…

Что-то похожее на первую любовь проявилось к актрисе Августе Миклашевской, но ее спас, по-видимому, платонизм любви Есенина…

Любовная лирика Есенина – собирательна, она посвящена какой-то другой, не встреченной женщине…

Лидия Кашина, соседская дочь толстосума, замужняя с двумя детьми, считается прообразом Анны Снегиной. Но в поэме просвечивают черты и Анны Сардановской и других… Не встретил Есенин на земле среди женщин ни одной, своей, подобно создателю Экклезиаста…

Любовь Есенина – из другого измерения. В этом загадка его неслыханной популярности. До сих пор на его могиле ночуют бродяги и читают перевирая: «И глухо, как от подачки,/ Когда бросят ей камень в смех,/Покатились глаза собачьи /Золотыми звездами в снег…»

А сколько подражателей. В избах, в камерах тюрем и просто за студенческой скамьей Литинститута… У сердца – наколка «Не жалею, не заву, не плачу»… Есенин случаен в плеяде поэтов, даже самых лучших. Он другой, он – внуче Велесов.

И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.

Сергей Есенин много писал о любви. О любви к родному краю, природе, но основной темой стихотворений, конечно же, становится чувство к женщине. Чаще всего поэт использует в них грустную, мелодичную интонации, и не случайно, ведь в жизни автор так и не узнал простого семейного счастья.

  1. «Я помню, любимая, помню» . Стихотворение поэта пропитано тоской и грустью по тем временам, когда он был влюблен в актрису Миклашевскую. Девушка не относилась к Сергею серьезно, несмотря на его ухаживания. Тем не менее, она произвела на него огромное впечатление и надолго осталась в сердце романтика. И несмотря на то, что Есенин уже состоит в отношениях с другой, он всё еще грезит о той милой даме, с которой проводил когда-то все дни и ночи напролет… Читать текст стиха…
  2. «Видно, так заведено навеки». Достаточно грустное стихотворение, по своему смыслу похоже на расставание с любимой. Упоминается от свадьбе и тридцати годах жизни…можно попробовать предположить, что оно было написано перед женитьбой на Софье Толстой. Возможно, поэт чувствовал приближение скорой кончины, и этим посланием хотел попрощаться со своей последней любовью. Читать текст стиха…
  3. «Дорогая, сядем рядом». Спокойные, размеренные и честные — именно такими представлялись поэту отношения, хотя сам нередко превращал их в пьяный угар и жестокий ад ревности и подозрений. Но всё, как ему казалось, что нужно было сердцу, он нашел в прекрасной актрисе – Августе Миклашевской. И все же этому роману не суждено было длиться вечно. До встречи с девушкой Сергей Есенин уже смирился со своей участью «одинокого повесы», и не мечтал о большем. С приходом Августы пришла и надежда на светлое и счастливое будущее… Но увы, это были лишь грезы. Читать текст стиха…
  4. «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Поэт осознает свою оторванность от мира, здесь прослеживается мотив одиночества. Написано стихотворение не за долго до гибели автора и основано на неком самоанализе, подведении итогов. В последние месяцы Сергей был особенно одинок: он пил, бил и оскорблял жену, уходил из дома. Единственными его спутницами-слушательницами были девушки легкого поведения, одна из встреч с которыми и описывается в данном стихотворении. Поэт пишет о том, что их встреча случайна, и вскоре дама забудет про его существование, станет развлекаться с другим.Читать текст стиха…
  5. «Мне грустно на тебя смотреть». Данное стихотворение также посвящено Августе Миклашевской и входит в цикл «Любовь хулигана». Он вспоминает счастливый месяц август – когда они, собственно, познакомились, но уже в сентябре вынуждены были расстаться. Именно поэтому поэт принимает за первый месяц осени – закат жизни, приближение смерти. Сентябрь идет следом за августом, как охлаждение страсти следует за безумной любовью. Читать текст стиха…
  6. «Не гляди на меня с упреком». Стихотворение было написано тогда, когда поэт был в браке с Софьей Толстой. По строчкам видно, что Сергей не испытывал любовных чувств к девушке, но в то же время она мила ему внешне. Истинные чувства лирического героя остались в прошлом, сердце его было полностью роздано разным женщинам, и больше ничего не осталось. Читать текст стиха…
  7. «Пой же, пой. На проклятой гитаре». Четко представлено неоднозначное отношение поэта к женщине, к которой он явно неравнодушен. Во второй строфе мы наблюдаем любование, восхищение красотой дамой. Он буквально влюблен в её запястья, плечи, волосы… Далее происходит резкая смена настроения лирического героя. К нему приходит осознание, что эта, столь прекрасная дама, и не достойна вовсе сильных чувств, полной внутренней отдачи поэта. Он понимает, что девушка не принесет ему счастья, а лишь обречет на гибель. Считается, что произведение посвящено Айседоре Дункан. Читать текст стиха…
  8. «Какая ночь, я не могу». Поэт понимает, что жизнь прошла совсем не так, как ему бы этого хотелось, а исправить что-либо уже поздно. Героиня стихотворения, которой оно и посвящается, выступает в роли нелюбимой и нежеланной женщины. Но автор не надеется уже на счастье, ему приятно с этой девушкой, а что еще нужно для коротания последних дней жизни? Ведь Сергей во время написания этого стихотворения уже думал о скорой гибели. Читать текст стиха…
  9. «Ну, целуй меня, целуй» . Ощущение скорой гибели не покидает поэта ни на минуту. Для него остается единственной целью наслаждение пылкой страстью, он хочет окунуться в омут любви, но не тут-то было. Девушка, которая была по уши влюблена в поэта – Софья Толстая – обладала очень романтичной и скромной натурой. Она грезила о высоких чувствах, о счастливом браке. В итоге два, страстно желающих своего, человека не получают желаемого. Читать текст стиха…
  10. «Отойди от окна». Стихотворение построено в виде монолога молодой девушки, которая обращается к своему пылкому любовнику с просьбой оставить её в покое. Можно предположить, что поэт здесь пишет о своей односельчанке, в которую он когда-то была безответно влюблен, — Анне Сардановской. Героиня признается, что не любит Сергея и не хочет связывать с ним свою жизнь, полностью лишая его всякой надежды. Но, несмотря на всё, поэт проносит светлые чувства к девушке через всю свою короткую жизнь. Читать текст стиха…
  11. «Руки милой – пара лебедей». Данное стихотворение было написано под впечатлением от прелести армянской учительницы арифметики Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуме, во время своего путешествия на Кавказ. Образ лебедя здесь ассоциируется с женщиной невероятной красоты, её гармоничными и грациозными движениями. Для Есенина Шаганэ — милая леди, верная, деликатная, ласковая, способная унять тревогу в душе лирического героя. Читать текст стиха…
  12. Интересно? Сохрани у себя на стенке!