Адвайта учение недвойственности. Адвайта Каковы некоторые из ведущих школ Адвайты

Название: Адвайта («не-два»)
Основатель: Даттатрейя, Шри Ади Шанкарачарья (условно)
Основные священные тексты:
Упанишады, Веды, Брахма-сутры, Бхагавад-Гита, Вивека Чудамани, Трипура Рахасья, Йога Васиштха

Адвайта — название старейшей из всех школ Веданты. Адвайта утверждает, что реальная сущность индивидуальности — ни что иное, как сам Бог (Брахман – санскр.). Это учение основывается на утверждениях Упанишад «Ахам Брахмасми» (Я Есть Брахман). Душа никогда не была отделена от Бога, кажущаяся отделенность — не более, чем иллюзия, которую предстоит разрушить в процессе духовной практики.

Основные постулаты Адвайты были определены в комментариях, написанных святым философом Шри Шанкарачарьей, жившим в VII-VIII в. До Шанкарачарьи учение Адвайты передавалось, главным образом, при помощи устных наставлений от мастера к ученику – именно в форме диалога между учеником и его учителем записаны наставления святого Даттатрейи Парашураме и риши Васиштхи – принцу Раме.

Единство души и Бога — наиболее важное положение Адвайты. Адвайта говорит о том, что весь мир – проявление Божественного сознания, как и все существа и феномены, созданные в нем. Индивидуальная душа, захваченная внешними объектами, направляет свое внимание вовне, перерождаясь много раз для удовлетворения своих желаний и привязанностей. Но однажды, испытав пресыщение и видя бессмысленность постоянно возникающих желаний, она обращается к поиску того, что нетленно и составляет основу и смысл существования. Так начинается ее духовная практика – удивительное путешествие к Богу.

В процессе этого ей предстоит познать, что рождение и смерть, смена эпох – не более, чем игра для Бога-творца, посредством которой он хочет привести к самосознанию живых существ. Проделав длинный путь, душа осознает, что божественность — ее первооснова — никогда не покидала ее, и отбрасывая мишуру
постоянно меняющейся личности, сливается с Богом, достигая просветления и святости.

Практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они позволяют дисциплиновать ум от постоянных отвлечений и энергию от регулярных потерь и загрязнений, и направить их внутрь — на памятовании о Боге. Адвайта – необычайно глубокое учение, которое прямо указывает на Истину, в обрядовости и практике видя лишь вспомогательные методы для ее постижения. Адвайта говорит о том, что есть много путей к Богу, но цель этих путей одна – Богопознание.

То был поражен ее глубиной, стройностью и мощью. Основа этого учения в том, что мир нереален, а реален лишь Брахман (Бог, Абсолют, Сознание, Тотальность и т.д.), который идентичен индивидуальной душе: «Ты не ум. Это аксиома, что воспринимающий не может быть воспринят. Ты можешь воспринимать своё тело, следовательно, ты не тело. Ты можешь воспринимать свои мысли, следовательно, ты не ум. То, что не может быть воспринято или понято, - это то, что ты ЕСТЬ ».

На этом положении построено очень последовательное философское мировоззрение, иметь представление о котором полезно каждому.

Здесь мы сосредоточимся, главным образом, на одном аспекте адвайты - ее отношении к концепции «свободы выбора ». Волен ли человек в своих мыслях и поступках? Властен ли он над своими действиями? Способен ли он к независимому , непредопределенному выбору?

Для лучшего понимания привожу высказывания ныне покойного известного индийского учителя адвайты Рамеша Балсекара . Начнем, собственно, с самого Брахмана, которого Балсекар предпочитает называть Сознанием или Тотальностью . Итак:

1. Все есть Сознание; нет ничего, кроме Сознания. Все феномены суть лишь формы Сознания.

Сознание поставило эту пьесу. Сознание написало сценарий. Сознание играет все роли. И Сознание является свидетелем этой пьесы. Это театр одного актёра.

В этой драме жизни Сознание - исполнитель и режиссёр всех ролей миллиардов человеческих существ. Любого персонажа играет Сознание.

Окончательная истина проста: все вещи существуют в Сознании, все вещи вытекают из Сознания, все вещи СУТЬ Сознание, потому что Сознание - это все, что есть .

Наш феноменальный мир - это не совокупность сущностей. Это единый тотальный процесс , в котором вещи, включая людей, являются не объектами, а событиями .

Как волны, вздымающиеся на поверхности воды, не обладают независимым существованием, но есть все та же вода, так и проявленные феномены есть видимая сотворенная форма или тело Непроявленного.

2. Организмы - это инструменты, созданные Сознанием таким образом, чтобы они могли производить определенные Сознанием действия, наподобие «марионеток на веревочках».

Организмы созданы с определёнными заданными свойствами так, чтобы могли совершаться те или иные определённые действия.

Миллиарды человеческих организмов - просто инструменты, посредством которых действует Бог, или Тотальность, или Сознание. Это единственная сила, которая действовала все эти тысячелетия, та самая сила, которая действует сейчас и будет действовать впредь. Иллюзия - думать, будто это мы делаем то, что мы делаем.

Непреложным и незыблемым фактом остаётся то, что нет такого человека, который мог бы совершать какие бы то ни было действия по собственной воле, так же как это не дано марионеткам на верёвочках.

Максимум, что можно сделать на пути духовного поиска, - прочно удерживать в уме важнейшие факты:

1. У человека нет существования, отделённого от проявленной тотальности.

2. Как индивид он не располагает ни свободой выбора, ни инициативой в окружающих его обстоятельствах.

3. Следовательно, любое усилие или борьба, не направленные на удерживание в памяти этих фактов, - не более чем упражнение в тщетности.

Вопрос «Как прожить свою жизнь?» с самого начала поставлен неверно. Как кажущаяся сущность, человек не проживает свою жизнь, но сам ПРОЖИВАЕТСЯ, подобно марионетке на верёвочках. Все его попытки «жить своей жизнью» - не более чем реакции на импульсы, порождённые психофизическими условиями, над которыми у него нет никакого контроля. Все его акты якобы свободной воли - всего лишь фантазии искусственно созданного «я», которое верит, что управляет своей жизнью по собственной «свободной воле».

3. Все происходит лишь по воле и сценарию Сознания, абсолютно предопределено причинностью и не может происходить как-то иначе.

Всё, что происходило, происходит, и будет происходить, может происходить лишь согласно Его Воле.

Всё, что происходит в настоящий момент, необходимо.

Какое бы действие ни происходило, ешь ли ты мороженое или медитируешь, в это мгновение ты не можешь делать ничего другого.

Если изменения необходимы, они произойдут. И если что-то изменяется, и ты начинаешь делать что-то новое или прекращаешь что-то делать, нет нужды чувствовать себя виноватым. Всё это - часть функционирования Тотальности.

Что должно произойти, произойдёт неизбежно, без исключений. И никакая интенсивность предполагаемого волеизъявления какого-то предполагаемого индивида ни в малейшей степени не повлияет на неумолимую причинность Тотальности. Никто не может проявить волю иначе, чем ему положено Тотальностью!

Все изменения, которые необходимы, - происходят. То, что происходит, должно произойти. Единственное, что нужно «сделать», - прекратить сомневаться . Это истинная вера .

4. Свобода выбора и свободная воля - это иллюзия. На самом деле любое действие, мысль, как и любые «выбор» и «воля» безличны и определены внешними стимулами. Мы называем поступки, мысли, достижения «своими», потому что от рождения привыкаем считать себя отдельными существами. Однако, мы не живем своей жизнью - мы «проживаемся» Сознанием. Никто и ничто не имеет существования, отдельного или независимого от безличного Сознания. Поиски смысла и цели жизни бесполезны, потому что все события нашей жизни - есть лишь игра нечеловеческого безличного Сознания.

У тебя нет выбора, только иллюзия такового.

Ты просто инструмент, посредством которого действует Сознание.

Не может быть никакой свободной воли. Бог не может позволить шести миллиардам людей иметь свободную волю и при этом поддерживать во вселенной какой бы то ни было порядок.

Волеизъявление и ответственность напрасно присваиваются индивидом действиям и событиям, которые в действительности все следуют предопределению того, что зовётся причинностью, или судьбой.

Мы чувствуем, что можем поступать по собственной воле, и всё же глубоко внутри мы знаем, что существует порядок бесконечно более мощный, чем тот, который будто бы определяет нашу жизнь.

Твоя жизнь - всего лишь последовательность автоматически обусловленных рефлексов, весьма далеких от обдуманных и целенаправленных проявлений свободной воли, которые ты усматриваешь в ней.

Ты можешь думать, что ты что-то делаешь. Уверяю тебя, что это не так. Нет индивидуального деятеля.

Нет способа, позволяющего контролировать последствия твоих действий. Жизнь - это безличное течение, и ты не можешь контролировать ни свою, ни чью бы то ни было жизнь.

У людей нет никакого независимого, обособленного существования, согласны они с этим или нет. И нравится им это или нет, они беспомощно проживаются в огромной тотальности невообразимо запутанного творения, над которым у них нет ни малейшей власти.

Тщетны поиски человеческой причины, цели или смысла в событиях жизни, которые по сути своей являются безличными и вообще нечеловеческими.

Человек считает себя особым, избранным существом, отличным от остального творения, но если говорить об элементах физической организации, между разнообразными видами чувствующих существ нет никакой разницы. Различаются лишь процессы. Твоя личность появилась только после рождения как результат естественного процесса, в котором ни тебе, ни твоим родителям не было предоставлено никакого выбора. Никого никогда не спрашивали до рождения, желает ли он родиться у такой-то пары родителей, поскольку до рождения не было личности, к которой можно обратиться с подобным вопросом. Итак, ты вообще не имеешь никакого отношения к созданию так называемого независимого индивидуума, которым якобы являешься!

Наши жизни на самом деле проживаются за нас, а не нами, как, по-видимому, мы думаем. Достаточно подробный анализ всего нашего опыта ясно показывает, что волеизъявление в действительности не является значимым фактором нашей жизни. Лишь ничтожнейшая доля наших физических и психических процессов представляется подчинённой нашей воле. Пользовался ли ты свободой выбора, когда тебя зачали? И когда зачатая материя росла в материнском чреве? Сколько ты сможешь прожить без сна, без пищи или воды? Сколько ты сможешь обходиться без выделительных функций своего тела? Как ты дышишь и перевариваешь пищу? Есть ли у тебя абсолютная уверенность, что благодаря своей силе воли ты проживёшь хотя бы ещё пять минут?

Дыхание происходит само собой, в то время как заблуждающийся индивид думает, что это он дышит. Мысли приходят извне, возникая спонтанно и чередуясь с интервалами ментального вакуума, а он думает, что это он думает. Мысли непроизвольно трансформируются в действия, а он думает, что это он действует. Всё это время он не делает ничего, кроме ошибочного истолкования действий Тотальности как своих собственных действий.

Мы не можем контролировать возникновение мысли, или страха, или гнева, или чего угодно. Возникновение любых мыслей, эмоций или чувств никак не зависит от организма.

Эмоция, подобно мысли или желанию, возникает в уме. Возникновение любой мысли, эмоции или желания всегда спонтанно. Ты не можешь заставить определенную эмоцию возникнуть, не можешь ты и предотвратить её возникновение.

Любая мысль или понятие, возникающее в уме, вызывается внешними стимулами, в соответствии с которыми из памяти извлекаются подходящие образы и сущности. Так рождается мысль. Таким образом, реальность любого объекта, будь то нечто близкое, как стул, или далекое, как звезда, представляет собой лишь образ в уме. Ум же - не что иное, как содержание сознания - при отсутствии сознания нет ни ума, ни вселенной.

Любое переживание является безличным переживанием. Личное переживание теряет свою безличность, когда ум-интеллект считает это переживание своим собственным, принимает или отвергает его как хорошее или плохое.

События, происходящие через любой механизм тела-ума, всегда неподконтрольны данной сущности.

Когда события соответствуют тому, что нам представляется приемлемым, мы горды нашими «личными достижениями». Когда же нет, мы разочарованы. Но всё, что мы принимаем за результат собственной воли, на самом деле - просто неизбежное.

Вся наша жизнь, кажется, сводится к напрасным усилиям контролировать свои естественные отклики и реакции на события и изменять их, чтобы они соответствовали тому, что мы считаем предпочтительным для себя. Сам же контролирующий - не более чем концепция , создаваемая мыслями, памятью, прошлым.

Вам не дано ни способствовать изменениям, ни избегать их, поскольку изменения суть сама жизнь, так же как поток есть река. Пытаться сопротивляться переменам или вызывать их - бесполезно, и нет иного выхода, кроме как осознать это. На неумолимый поток причинности никак не повлияет какая-то тень его собственного воплощения, а ничем большим человек и не является.

Мы можем сколько угодно считать, что сами принимаем решения, но в действительности события происходят в невообразимо грандиозном масштабе, относительно которого мы - просто пешки на шахматной доске. Свободная воля, на самом деле, здесь вообще ни при чём.

На самом деле мы не живём, а проживаемся . Нет ничего нигде, кроме одного универсального безличного Я, и ни один объект не имеет существования, независимого от него.

Человеческие существа, что бы они сами ни думали по этому поводу, не живут и не обладают свободой воли, но всецело проживаются . Значение индивидуальной жизни и вообще жизни как таковой сильно переоценивается и преувеличивается. Природа же постоянно опровергает человеческое положение о «священности» жизни, весьма убедительно показывая, что жизнь абсолютно случайна в тотальности проявленного, действующего порядка.

Люди на самом деле не более независимы или автономны в проживании своей жизни, чем персонажи сна. Они не имеют никакого отношения ни к созданию сна, ни к чему-либо в нём. Они просто проживаются вместе со всем остальным в этом живом сне проявленной вселенной. Сон весь нереален. Реален только сновидящий - и это само Сознание.

Ответственность и вина - фиктивные концепции, основанные на ошибочном представлении, будто чувствующее существо обладает независимым существованием, автономностью и свободой выбора. Полагать, что индивид может действовать независимо, в корне ошибочно. Может казаться , будто чувствующее существо действует и реагирует, но на самом деле все действия происходят только в Сознании.

5. Несмотря на отрицание адвайта-ведантой свободы выбора и провозглашаемую ею полную предопределенность проявленного мира, это учение отнюдь не склоняет нас к пассивности. «Мы» можем «предпринимать» действия любого рода и жить, как «нам» кажется уместным. Однако, чтобы «наша» жизнь протекала без страданий, «нам» полезно держать в голове, что все «наши» действия абсолютно необходимы и неотвратимы, а их последствия от нас не зависят. «Мы» не можем ошибиться или выбрать неверный путь, потому что все «наши» заблуждения есть часть сценария, который «написан» для каждого безличным Сознанием. Жизнь нужно проживать так, как будто она реальна, как будто у нас есть свобода выбора, но при этом помнить о том, что все предопределено сценарием, написанным не нами.

Интеллект необходим для того, чтобы подвести чувствующее существо к исходной точке Самореализации, к точке, где интеллект признаёт, что ему не дано знание своего собственного источника.

Если исходить из индивидуальности и свободы выбора, явленная вселенная никогда не раскроет своей тайны.

Тот, кто верит, что свободен в выборе решений и действий, продолжает оставаться несчастным.

Что бы ни происходило в функционировании вселенной в настоящее мгновение, следует принимать это. Неприятие означает для человека страдание.

Когда ты поймешь, что действия, происходящие через твой собственный организм тела-ума, суть не твои действия, а значит, и действия других организмов тела-ума суть не их действия (какое бы кажущееся влияние ни оказывали они на тебя), придёт глубокое понимание того, что во всех организмах существует и вызывает все действия одно и то же Сознание.

Яд любых проблем появляется там же, где гнездится ошибочное отождествление с механизмом тела-ума в качестве отдельной сущности, которая думает, что ей дана власть над собой.

Когда возникает настоящая убеждённость, что я не более чем инструмент, так же как миллиарды других людей, через которых действует Бог, или Тотальность, разве это может не принести огромного чувства свободы?

Когда ты видишь, что результат от тебя не зависит, ты перестаёшь беспокоиться о результатах и сосредоточиваешься на выполняемой работе.

Любое действие спонтанно, а любое проявление воли - иллюзия. Стоит осознать это, и ты перестанешь пытаться быть спонтанным. Понимание ложности волеизъявления автоматически превращает любые действия в спонтанные.

У любого, кто по-настоящему осознал, что ему не дано жить независимо, опираясь на свою собственную «силу воли», естественным образом исчезают все намерения . Когда он убеждается, что жизнь - своего рода сновидение, в котором у него нет никакой власти над своими действиями, всё напряжение исчезает, уступая место чувству полной свободы .

Личное волеизъявление естественным образом покидает того, в ком созрела глубокая убежденность, что в качестве видимого индивида он не живёт как сущность, но лишь проживается сноподобной структурой этого проявления.

В основе интуитивного постижения, являющегося истинной верой, лежит некая неотвратимая неизбежность, спокойное принятие того, ЧТО ЕСТЬ, которое абсолютно свободно от любых сомнений или мнений.

Всё, что ты можешь, - сыграть свою роль наилучшим образом. Последствия не в твоих руках.

Смысл жизни в том, что жизнь не имеет смысла, кроме проживания её как сна, над которым никто не властен.

Для личного сознания, реализовавшего свою универсальность, великий сон творения становится тем, чем он и является, - грандиозной шуткой!

Жизнь надо жить, как будто она реальна, но глубоко внутри следует знать, что жизнь просто проживается как безличное феноменальное функционирование универсального Сознания.

Буквально означая "не-дуализм", Адвайта - название старейшей из существующих школ веданты. Адвайта основывается на упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная сущность дживы, индивидуальности - ни что иное, как сам Брахман. Это учение следует из утверждений упанишад типа "тат твам аси" и "ахам брахмасми". В этом и есть кардинальная доктрина, которой адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в. (это самая поздняя из датировок, принятая европейскими индологами - в Индии распространены и другие датировки - от V в до н.э. до I в. н. э. - пер.).

2. Кто является основателем Адвайты?

Нет единственного основателя Адвайты. Поскольку философия адвайты своими корнями основывается на упанишадах, которые являются частью вечных вед, традиция Адвайты не проводит себя от какой-то исторической личности. Так или иначе, по причине своих обширных трудов и основания монастырей, Шанкарачарья почитается как наиболее важный учитель Адвайты в этой юге. До Шанкарачарьи эта традиция передавалась главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться адвайте - сесть к ногам знающего гуру. Простого чтения текстов недостаточно.

3. Каковы основные положения Адвайты?

Сущностное единство Атмана и Брахмана - наиболее важное положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями - внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное Я - то же самое, что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального или интеллектуального понимания, но и чего-то такого, что должно быть усвоено индивидуальность из его/её собственного опыта. Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану внутрь. Практика аштанга-йоги рекомендуется стремящимся учителями Адвайты. Однако важно помнить, что мокша не является результатом обычной ритуальной практики. Будучи идентичной Брахману, мокша всегда существует. Ритуальные практики помогают только в плане достижения читта-суддхи.

Адвайта - недуалистическое учение. Когда спрашивают, почему же двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт многоступенчатый ответ на этот вопрос. Мир множественности может быть объяснён майей, силой создания. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Это сходно с тем, как по ошибке в верёвке видят змею. Когда верёвка узнана, змея исчезает. Аналогично, при осознании Брахмана множественность исчезает. Это не значит, что внешний мир - создание авидьи, невежества индивидуума. Такой взгляд, называемый дришти-шришти вада, близок к субъективному идеализму, и не поддерживается никем из писавших об Адвайте за исключением Пракашананда. Большинство школ Адвайты придерживаются мнения, что это восприятие множественности в мире вместо Единого Брахмана происходит по причине невежества. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана, т. е. мокши.

4. Каково отношение между адвайтой и буддизмом? Не является ли адвайта просто копией буддизма?

Нет, Адвайта - не простая копия буддизма. Несколько последних столетий Адвайта критикуется как "прачанна бауддхам" - буддизм замаскированный. Этот критицизм проистекает в основном со стороны некоторых вайшнавских школ Веданты, но он неуместен. Во-первых, нет одного "буддизма", и чтобы критика имела ценность, следует указать, какая школа буддизма имеется в виду. Шанкарачарья тратит много усилий, критикуя в своих комментариях многие философские позиции, принятые различными школами буддизма. Среди современных академических исследователей адвайта-веданта чаще всего сравнивается со школами буддизма мадхьямика и йогачара. Современное академическое сравнение между адвайтой и мадхьямикой в основном вызвано тем фактом, что Мандукья-какрикас, написанная Гаудападой, парама-гуру Шанкары, показывает хорошее знакомство с этой школой буддизма.

Так или иначе, если заявляется о том, что адвайта веданта в сущности то же самое, что мадхьямика буддизм, следует указать, что такое мнение происходит от непонимания важных положений и адвайта веданты, и мадхьямика буддизма. Имеется много ключевых деталей, в которых адвайта отличается от школы буддизма мадхьямика. Что касается йогачары, то пункты схожести происходят из факта, что и адвайта веданта, и йогачара буддизм уделяют место йогической практике, как делают и другие школы индийской философии.

5. Почему адвайта иногда упоминается как майавада?

Слово "майавада" служит многим целям. Поскольку адвайта поддерживает идентичность индивидуального Атмана с Брахманом, естественно возникает сомнение относительно происхождения разнообразной вселенной. Видимость различия во вселенной объясняется майей. Популярно говоря, майа значит иллюзию и маг или фокусник называются майави. В адвайте майа имеет техническое значение, как созидательная сила Брахмана, которая также служит преградой, по причине которой вселенная воспринимается, как полная различий, а единство Брахмана не познаётся. Смотри подробности об этом в предыдущем пункте. Некоторые школы вайшнавов используют слово майавада в пренебрежительном смысле. Так или иначе, этот критицизм интерпретирует майю только как иллюзию и осуждает адвайту за отмену мира как иллюзии, которая вроде сна. Такой критицизм пренебрегает философской тонкостью концепции майи в адвайте.

6. Разве адвайта не опровергается повседневным опытом?

Нет. В действительности, адвайта утверждает, что повседневный опыт приводит к заключению о множественности, но она ставит ударение на том, что трансцедентальный опыт брахманубхавы опровергает опыт повседневной действительности, который основывается на чувствах. Традиция утверждает, что неправильно делать заключения в вопросах метафизики, базируясь только на обычном повседневном опыте. Все школы веданты относят писания, т.е. веды к обоснованным источникам знания. Поскольку адвайта узнаётся только из упанишад, она не опровергается повседневным опытом. С другой стороны, знание идентичности Брахмана опровергает обычное восприятие. Также заявляется, что не было бы нужды в писании, если бы заключения основывали только на повседневном опыте.

7. Какова концепция писания, согласно адвайте?

Понятие о писании в адвайте в сущности такое же, как и в пурва-мимансе, с одним важным исключением. Таким образом: 1) Веды, подразделяемые на Риг, Яджур, Сама и Атхарва-веду являются авторитетными писаниями. 2) Каждая веда имеет кармаканду, состоящую из мантр и ритуальных предписаний (видхи), и джнанаканду, состоящую из упанишад и брахман. 3) Исключение, которое имеется в адвайте по сравнению с пурва-мимансой, заключается в роли джнанаканды. Упанишады - не просто артхавада, как заявляется в школе перва-мимансы. Упанишады учат знанию Брахмана, а не имеют целью восхвалять плоды ритуальных действий.

8. Как поклонение адвайтистов отличается от оного в других школах веданты?

Ортодоксальная традиция адвайты близко примыкает к традиции смарта, которая следует системе панчаятана пуджа, где поклоняются Вишну, Шиве, Шакти, Ганапати и Сурье (иначе Сканде) как формам Сагуна Брахмана. Поклонение производится как ежедневно, так и по особым праздничным случаям, посвящённым одному из богов. Вопросы типа того, кто выше, Вишну или Шива, которые очень популярны среди многих групп индусов, не приветствуются среди адвайтистов. Как сказал Шри Чандрасекхара Бхарати (1892-1954), полный дживанмукта, "вы не можете видеть стоп Господа, почему же вы тратите ваше время в дебатах о природе его лица?"

Говорится, что Вишну и Шива, великие боги индуизма, оба очень важны в адвайтистской традиции. Санньяси ордена адвайты всегда признают своё следование словам "ити нараньянасмаранам". В поклонении адвайтисты не утверждают исключительной службы одному из дэвов. Поскольку брахман в сущности не имеет формы (ниргуна), все формы (гуны) можно считать одинаково принадлежащими ему. Конкретная форма, которой поклоняющийся предпочитает служить, называется ишта-дэвата. Ишта-деваты, почитаемые адвайтистами, включают Вишну как Кришну, Джагадгуру, и как Раму; Шиву как Дакшинамурти, гуру, учащего в молчании, и как Чандрамаулишвару; и Матерь-богию как Парвати, Лакшми и Сарасвати. Особенно популярны представления Вишну как Шалаграмы, Шивы как Линги, и Шакти как Шри-Чакры. Ганапати всегда поклоняются в начале всякого человеческого предприятия, включая пуджу другим богам. Ежедневный ритуал сандхьяванданы адресуется Сурье. Санньяси сампрадайи адвайты произносят и Вишну сахасранамам, и раздел Шатарудрия из Яджур-веды как часть своего ежедневного служения.

Есть и другое примечательное различие между поклонением в традиции адвайты и другими разновидностями индуистского поклонения. Адвайта настаивает на том, что различие между поклоняющимся и богом, объектом поклонения, превосходится в Самадхи. Эту позицию не следует путать с некоторыми школами шайвов, которые назначают ритуальную идентификацию поклоняющегося с Шивой на период службы. Эта идентичность Атмана и Брахмана есть предмет абсолютной истины, а не только временной ритуальной идентификации. Большинство же вайшнавских школ веданты придерживаются мнения, что различие между поклоняющимся и богом, объектом поклонения, сохраняется вечно.

9. Какова адвайтистская концепция освобождения?

Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, больше кармы будет создано в будущем, и это называется агамин карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.

В адвайте мокша - синоним Брахмана. Шрути говорят: "брахмавит брахмайва бхавати" - тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом. В адвайтистском понимании, "становится" говорится только метафорически. Не так, что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, "знание Брахмана" значит избавление от невежества относительно своей собственной сущностной натуры Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" - это "быть Брахманом". Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто освобождён, даже будучи в воплощении. Такое осознание не должно и не может быть буквальным пониманием махавакьй упанишад. Дживанмукта - это тот, кто пережил истинность этой идентичности сам. Таким образом, сказано, что мокша не является результатом ритуального действия (карма марга) или преданного служения (бхакти марга). Эти пути ведут вперёд и отвечают "как", но не "почему" на вопрос освобождения. По этой причине путь адвайта веданты также называется путём знания (джнана-марга).

10. Каково значение дживанмукти?

Адвайта придерживается положения, что осознание Брахмана возможно прямо на этой Земле. Высоко развитый искатель, который обращается к изучению веданты с очищенным умом и сильной тенденцией мумукшутвы, годится для того, чтобы реально ощутить Брахман. Тот, кто в действительности осознал Брахман, - дживанмукта, он освобождён в то время, пока ещё живёт. Он продолжает жить в материальном теле, по причине инерции прарабдха кармы, которая уже начала приносить плоды. Но он не собирает дальнейшей кармы, потому что вся агамин карма и санчита карма "сжигаются" в знании брахмаджнаны. Когда прарабдха карма исчерпывает себя, тело умирает и говорится, что дживанмукта достигает видехамукти. Согласно шрути, "на са пунаравартате" - он больше не входит в цикл перевоплощений.

11. Каковы некоторые из ведущих школ Адвайты?

Самые ранние школы, писания которых доступны сегодня - это Гаудапада (V-VI вв. - Мандукья карика) и Шанкарачарья (VII-VIII вв. - Брахмасутра Бхашья, Бхагавадгита Бхашья и бхашьи к различным упанишадам). В традиции известны четыре ученика Шанкарачарьи - Сурешвара, Падмапада, Тотака и Хастамалака. Современником Шанкарачарьи был и Мандана Мишра, который традиционно идентифицируется с Сурешварой. В позднейший послешанкарский период, некоторми из ведущих представителей школы были Вачаспати Мишра (IX в.), Джнанагхана и Сарваджнатман (IX-X в.), Пракашатман (XI в.), Шрихарша (XII в.), Анандагири, Бхарати Тиртха, Видьяранья и Шанкарананда (XIII-XIV в.), Мадхусудана Сарасвати (XV в.), Аппайя Дикшита (XVI в.), Садашива Брахмендра и Упанишад Брахмендра (XVIII в.) и Чандрашекхара Бхарати и Саччиданандендра Сарасвати (XX в.). Кроме этих, имеется много других столь же знаменитых представителей школы, которые не имеют письменных трудов, но учили своих учеников при помощи устных инструкций.

12. Какие есть адвайтистские учреждения теперь?

Все современные адвайтисты прослеживают свою гуру-парампару от четырёх учеников Шри Шанкарачарьи. Эти ученики были первыми руководителями четырёх амная матх (монастырей) в Пури, Шрингери, Двараке и Джьётирматхе. Все четыре матхи функционируют и сейчас. Кроме этого, в Индии имеется некоторое количество учреждений, которые также активны в распространении адвайтистской философии и религии. Они включают различные дашанами акхады по всей северной Индии, Канкхал ашрам в Хардваре и Бомбее, Адвайта Ашрама, Раманашрамам в Тируваннамалае, адвайта матхи в Калади, Бангалоре, Кудали, Уджжайне, Ремесвараме, Канчипураме, Варанаси и других местах, также как и филиалы этих учреждений в Индии и за границей. В дополнение к этим, учреждения такие как Миссия Рамакришны основаны Свами Вивеканандой, Товарищество Самоосознания парамахамсы Йогананды и другие, тоже имеющие адвайту в качестве своей основной философии.

Диалог ученика с учителем разъясняющий учение Адвайта-Веданты:

Ученик спрашивает: Кто я есть на самом деле? Кто Я?

Учитель: Грубое материальное физическое тело – не есть Я. Тонкое астральное тело – не есть Я. Сознание «чувства я» воплощённое в астральное и физическое тело – не есть Я.

Ученик: Если «я» не есть всё из выше перечисленного, то Кто же я?

Учитель: После отбрасывания всего того, что не есть «я» как «не это, не это» то ОСОЗНАНИЕ, которое останется и есть Истинное Я!

Ученик: Если это ОСОЗНАНИЕ есть Истинное Я, то какова его природа?

Учитель: Природа ОСОЗНАНИЯ есть Сат-Чит-Ананда (санскрит) – Бытиё–Сознание-Блаженство. То что существует в действительности есть только Истинное Я – Атман (санскрит). Окружающий мир, воплощённая Душа, Бог – всё это только видения в Нём, подобно отливу серебра в перламутре, ибо эта триада появляется одновременно и одновременно исчезает.

Ученик: Когда наступит это состояния ОСОЗНАНИЯ?

Учитель: Когда мир, который есть то, что видимо, устраняется, наступает состояние самореализации, осуществления Атмана – который есть Истинный Видящий.

Ученик спрашивает: Как я могу достичь Само-реализации Атмана (Высшего, Истинного Я)?

Учитель: Самореализация не есть нечто такое, что должно быть завоёвано вновь, ибо оно уже здесь. Всё, что необходимо, это отбросить мысль «я ещё не реализовал». СПОКОЙСТВИЕ, или МИР, есть Реализация. Атман всегда здесь. Поскольку имеет место сомнение и чувство не-Реализации, то должны предприниматься попытки освободиться от этих мыслей, вызванных отождествлением Атмана и не-Атмана. Когда не-Атман исчезает, остаётся только наше Истинное Я., так же как для освобождения места в комнате достаточно просто убрать часть загромождающей её мебели: свободное место не надо приносить откуда-то извне.

Ученик: Кто, в таком случае, Бог?

Учитель: Атман есть Бог. «Я ЕСМЬ» - это Бог. Если бы Бог был в стороне от Атмана, то он должен был бы быть Богом без Атмана, а это абсурдно. Всё что требуется для осознания Атмана, это БЫТЬ СПОКОЙНЫМ (добиваться длительного пребывания в состоянии, в котором отсутствуют в уме мысли). Что может быть легче? Следовательно, Самореализацию, достичь проще всего.

Ученик спрашивает: на самом деле нужно ли прикладывать усилия для достижения состояния Просветления – Реализации Атмана или реализация произойдёт сама собой, т. е. спонтанно?

Учитель: Человек, который в этой жизни обрёл Просветление, добивался его и стремился к нему в своих прежних воплощениях на этой Земле. Таких воплощений (посвященных реализации Атмана) могло быть даже не десятки, а сотни. Лишь тот человек, добивается в жизни состояния Самореализации, который разовьёт в себе очень сильное и мощное «устремление» к конечной цели.

Ученик: Какая медитация, проводимая сейчас на этой Земле быстрее всего приведёт к поставленной цели – Реализации Атмана?

Учитель: Такая медитация имеется. Её в прошлом веке изобрёл известный в Индии, а теперь уже и во всём мире духовный наставник (Гуру) под именем Шри Рамана Махарши. Эта медитация называется – Атма-вичара, в переводе с санскрита – Само-исследование. Метод Атма-вичары это прямой Путь, ибо он с самого начала предполагает необходимость держать перед собой конечную цель – Атман, не растрачивая усилий на второстепенное.

Суть его в следующем:

Когда наяву возникает в сознании какая-либо мысль, нужно спросить себя внутренним голосом: «Для кого возникла эта мысль?». Внутреннее «я» - наше сознание – даст ответ: «Для меня». Тогда нужно задать себе вопрос: «Кто я?» и сосредоточить сознание на получении ответа на этот вопрос. При возникновении очередной мысли повторить всю процедуру сначала.

Цель практики Атма-вичары – уничтожение возникающих в сознании мыслей, что приведет, в конце концов, к исчезновению самого чувства «я» или «эго».

После того, когда в результате духовной практики чувство «я» исчезнет, в сознании «садхака» - «человека практикующего духовную практику» в гордом одиночестве засияет его Истинное Я – Атман.

Атма-вичару можно и нужно практиковать, как и в Осознанном сновидении, так и в Астрале. Дела, обязанности и т. п. – не помеха практике Само-исследования, когда спрашиваешь себя: «Кто работает? Кто деятель?» при появлении соответствующей мысли.

Непрерывность проведения этой медитации – залог успеха.

Воистину у вас нет причин быть недовольным и несчастным. Вы сами налагаете ограничения на свою истинную природу бесконечного Бытия, а затем плачетесь, что вы всего лишь ограниченное создание.

Поэтому я и говорю вам: познайте, что в действительности вы есть бесконечное, чистое Бытие, Абсолютное Я. Вы всегда являетесь тем Я и ничем иным, кроме того Я - Атмана. Познайте затем, что истинное знание не творит для вас нового Бытия, а лишь удаляет ваше „невежественное неведение”. Блаженство не добавляется к вашей природе, оно только открывается как ваше истинное и естественное Состояние, Вечное и Неразрушимое.

Реализованный Учитель Адвайты Шри Рамана Махарши

Ищущий - тот, кто находится в поиске самого себя. Отбросьте все вопросы, кроме одного: «Кто я?» В конце концов, единственное, в чём вы можете быть уверены, - это в том, что вы есть. «Я есмь» - несомненно! «Я есть это» - вызывает сомнения. Старайтесь постичь, кем вы являетесь в действительности. Отбросьте всё, чем вы не являетесь, - тело, чувства, мысли, время, пространство, это или то - ничто из того, что вы воспринимаете, конкретное или абстрактное, не может быть Вами.

Реализованный Учитель Адвайты Шри Нисаргадатта Махарадж

Адвайта-веданта (санскр.) — индийская философская система, основной тезис которой — "Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же ". Основные моменты веданты и её направлений — это соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары. Все школы веданты считают веды обоснованными источниками знания. Первой школой веданты является адвайта (недвойственная) веданта.

Адвайта буквально означает "недвойственность ", это недуалистическое учение. И если возникает вопрос, почему двойственность ощущается в мире, Адвайта даёт следующий ответ на этот вопрос, — мир множественности может быть объяснён силой создания, майей. С точки зрения индивидуальности, восприятие двойственности соответствует авидье (невежеству), по причине которого единство с Брахманом не познано, и вместо этого наблюдается множественность. Избавление от авидьи есть синоним осознания Брахмана. Адвайта основывается на упанишадах , Брахма-сутрах .

Брахман есть Абсолют — неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над понятиями добра и зла. Брахман есть то, что рассматривается как основное, хотя он ни в каком смысле не является субстанцией. Он не находится ни в одной точке пространства, хотя можно сказать, что он пребывает везде, так как все вещи заключаются в нём и зависят от него. Поскольку он не является вещью, он не может находиться в пространственных отношениях к чему-либо другому, и, таким образом, он нигде не пребывает. Его природа невыразима, так как, если мы говорим что-либо о нём, мы превращаем его в отдельный предмет. Мы, конечно, можем о нём высказаться, но мы не способны описать его адекватно или иметь о нём какое-либо логическое знание. Если конечный человек может постигнуть Брахмана, тогда либо наше понимание должно стать бесконечным, либо Брахман — конечным. Брахман не обладает никакими качествами, не действует и не относится ни к чему другому.

Наиболее важное положение Адвайты — единство Атмана и Брахмана . В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана Атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть Атман, и только завеса майи , иллюзорного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество.

Брахман — это основание, на котором происходят все ощущаемые феномены. Атман, истинное Я — то же самое, что внутренний управитель и идентичен Брахману. Учение адвайты придерживается положения, что реально ощутить Брахман возможно прямо здесь на этой Земле. Тот, кто осознал Брахман, — дживанмукта , он освобождён и продолжает жить в материальном теле, по причине инерции прарабдха кармы .

Для Брахмана все отношения времени не имеют никакого значения. У него никогда нет недостатка в бытии, так как он ни от чего не зависит в сохранении своего бытия. Он не раскрывается, не проявляется, не развивается, не обнаруживается, не растёт и не изменяется, так как он полностью тождествен самому себе. Атман и Брахман обладают одними и теми же характерными чертами — бытием, сознанием, вездесущностью и блаженством.

Шанкара, крупный поэт, философ и теолог древней Индии (VI-VII вв. н.э.) выступает против того, чтобы постигнуть в мышлении абсолют. Атман есть универсальная основа, заключённая во всех индивидах, всех вещах, охватывает все творения. Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое начала отождествляются с человеческим "я". Невозможно отрицать существование Атмана, поскольку любая мысль о нём (включая его отрицание) и есть Атман.

Мир иллюзорен, реален только Брахман. Выделяют три уровня реальности : парамартхика (истинная реальность), (условная реальность) и пратибхасика (призрачная реальность). Истинная реальность только Брахман. Условная реальность — материальный мир, множественность субъектов. К призрачной реальности относят сновидения, миражи.

Жизнь человека и поведение согласно анализу адвайты, объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Каждое действие создаёт свои собственные кармические осадки , называемые васанами . Карма , которая ответственна за наше нынешнее рождение и уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма . Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма . Цикл перерождений продолжается, больше кармы создаётся в будущем, — это называется агамин карма . Выход из этого бесконечного цикла видится как мокша (освобождение).

Ум человека очень хорошо умеет создавать хаос. Человек думает об одних вещах отдельно от других. Человек существует, — и Вселенная — это лишь проявление его неограниченной способности перевоплощаться. "Я теку вместе с жизнью с верой без сопротивления ", — говорит Учитель Адвайты, Нисаргадатта Махарадж . Когда вы соглашаетесь быть ведомым изнутри, жизнь становится захватывающим путешествием в неизвестное, а раздражение и беспокойство исчезают.

Начнём с того, что такое адвайта веданта. (Что такое психотерапевтическая метафора - вы знаете. А я ещё и напомню разок).

Адвайта веданта – это одна из многочисленных индийских философских школ. Как на Западе были неоплатоники или эпикурейцы, так, на востоке (в Индии) были тоже свои философские школы. Так вот – адвайта веданта – одна из них, идеалистического, причём, толка.

(Да, в Индии были не только философы-идеалисты, были там и философы-материалисты. Оттого и существенное уточнение).

Этот факт (что в Индии были а-теисты) очень удивляет и даже горько разочаровывает тех новичков, которые привыкли воспринимать Индию по аляповатым картинкам в уме – страну коров и поголовно истово верующих в Бога (или богов) – блаженных хиппи. Нет. В Индии были материалисты (атеисты) и это – хорошо.

«Почему же это – хорошо?» – спросите вы. Почему вы разрушаете наш миф об Индии-Шамбале, «рае на земле». Заповеднике монастырей и непуганых вероучений.

Потому что именно-то «непуганая» вера – и не стоит ни гроша. Вот почему! Да такого и быть не может, чтобы вера где-то была непуганой.

Когда-то монашествующего с 36 лет советского философа А.Ф. Лосева спросили: «Для чего философия, когда есть вера?» Он ответил: «Чтобы лучше понимать веру. Без понимания - вера превращается в ложное обрядопочитание».

адвайта веданта

Главный тезис философии адвайта веданты звучит так: «Бог – реален. Мир – нереален. Бог и человеческая душа – одно».

Теперь условимся, что вместо слова «Бог» в индийской философии употребляют всегда слово Брахман. Итак, Брахман и только он – реален.

Так же как и Лосев, философы-индусы стремились к пониманию Брахмана – пониманию и постижению единственной реальной реальности. Но стремились они понять его – сидя на земле, пребывая в этом мире.

Получается парадокс невозможного: «Как понять реального Брахмана, если ты пребываешь в мире, который нереален?»

А что такое вообще: «реальное-нереальное»?

Вот какие существуют в философии уточняющие замены словам «реальное-нереальное»:

    Реальное – оно же: реальность – истина – истинное – сущее – существующее – ничем и никем не обусловленное – беспричинное – вечно-неизменное – подлинное – совершенное ;

    Нереальное – оно же: иллюзия – неистинность – не-сущее – несуществующее – обусловленное чем-то – детерминированное – вечно становящееся-изменчивое – подобие подлинного – несовершенное .

Я перечислила эти ряды слов для того, чтобы сразу убрать любимую фразу «критиков» о том, что «как же мир нереален, когда кирпич падает на голову и это больно».

Мир не реален не в том смысле, в каком это понимает наш профанный язык и наше профанное воображение.

Мир не-реален в том смысле, что он – несовершенное подобие подлинного, он изменчив, он подвержен разрушительному течению времени.

Он сегодня – один, завтра – другой. Поэтому на него нельзя опереться. Опереться можно только на что-то реальное, неизменное, на ту устойчивую «точку опоры», благодаря которой «переворачивают» ту самую «землю». Чтобы дверь вращалась, нужны неподвижные дверные петли – как сказал Витгенштейн.

Даже в профанном языке есть это инстинктивное верное понимание «реального». Вот, например, «реальный пацан» – это пацан, на которого можно опереться. Не так ли? Неподвижные дверные петли.

Итак, вернёмся к познанию, постижению реального Брахмана. Или к тому, что Лосев называл

«Необходимость философии для лучшего постижения веры» .

И вот ты пребываешь в мире: в философском понимании этого смысла – иллюзорном, то есть – в искажённом подобии некоего подлинника, не обладающим (в философском смысле этого слова) Бытием, все смыслы и значения которого – изменчивы, текучи, обманы и ложны.

Как же, сидя в таком мире – познать Брахмана, который единственное – подлинное бытие.

Наши язык и мышление – они полностью детища этого мира, очень несовершенные инструменты для познания Истины. Да для всего.

И вот тут возникает способ, уловка, хитрый инструмент – учение об использовании двух приёмов:

Адхъяропа и Апавада

Запомните эти слова и как ими пользоваться (ниже). Потому что вы теперь будете разговаривать со своими клиентами на сеансе психотерапии или психокоррекции, используя адхъяропу и апаваду попеременно.

Только так вы не заблудитесь в дебрях нашего несовершенного языка и только так сможете вывести вашего собеседника на ценный инсайт.

Разбудить его душу, которая как мы помним – Брахман.

В противном случае: пустые споры языком, горячие псевдологичные дискуссии, отвлечение от темы беседы, жалкие попытки в сотый раз объяснить «что я имел в виду»...

Что такое Адхъяропа?

Адхъяропа – это атрибуция чего-то Брахману. Это ответ на вопрос: «Брахман – он какой?» (Он как что?»).

Атрибут – это признак, имя прилагательное, описание.

Атрибуция – описание, приписывание кому-то или чему-то каких-то качеств.

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий.

Что такое апавада?

Апавада – это отрицание только что сказанного.

Вот я сказала, что из примера Витгенштейна следует, что Бог (или подлинное бытие) это неподвижные дверные петли.

Это – адхъяропа.

И тут же я говорю: «Но тем временем, вы должны понимать, что Бог – это, конечно же, не дверные петли».

Это – апавада.

Виртуозное владение адхъяропой-апавадой можно встретить в текстах «Упанишад».

Как только мы используем какую-то яркую метафору для описания Бога, мы тут же и берём свои слова назад и говоря: «но это на самом деле не так!»

Ведь «знание, полученное при помощи слов, подобно пальцу, указывающему на объект. После того как объект усмотрен, палец убирается, чтобы ненароком не быть принятым за объект познания».

Мысль о том, что «Бог – это неподвижные дверные петли» – это знание, полученное при помощи слов.

Как только вы поняли «что я хотела сказать», посмейтесь над моей метафорой, чтобы не превратить её в культ, в «непогрешимый догмат веры».