Клейма на старинных кирпичах. История кирпича и кирпичная коллекция Кирпич с подковой история

Курицын Е.М.

Начало личной коллекции кирпичей, которая составляет более 600 единиц, было, с одной стороны, случайным, а с другой стороны закономерным, так как я из семьи потомственных строителей и архитекторов и с самого детства интересовался строительством и строительным материалом. Первый кирпич, положивший начало коллекции, датский по происхождению, был найден в кладке при раскопках старого финского фундамента на дачном участке под городом Приозерском Ленинградской области. Необычное клеймо на кирпиче вызвало интерес, и послужило стимулом поиска про него информации. Постепенно на улицах Петербурга начали попадаться старинные кирпичи с клеймами, которые я забирал с собой. Это увлечение со временем переросло в осознанный поиск и сбор других экспонатов.

Кирпич в наше время – самый распространенный строительный материал. Его универсальность и практичность по достоинству оценена во всем мире. Его изобретение имеет для нас не менее важное значение, чем изобретение колеса, а история уходит в глубь времен. Безусловно, кирпич является одним из самых первых стройматериалов. Само слово «кирпич» персидского происхождения, а в русский язык оно попало через тюркские языки. Его история насчитывает уже несколько тысячелетий, но никто не может точно сказать, кем и когда был сделан первый экземпляр. Самые древние предметы из обожженной глины найдены на стоянке древнекаменного века (палеолита) в Словакии, возраст их составляет 25 тысяч лет. Первые упоминания о кирпиче как о строительном материале относятся к 5–4 тысячелетию до н.э. в архитектуре додинастического периода (Древний Египет). При раскопках в Джемдет-Насре обнаружены следы постройки конца IV – начала III тысячелетия до н. э. из тонких плоских кирпичей (так называемые «римхены»).

В начале III тысячелетия до н.э. сделанный вручную односторонне выпуклый кирпич сменился кирпичами, изготовлявшимися в деревянных формах, вначале продолговатыми (20 х 30 х 10 см – старовавилонский кирпич).

Известно, что первыми людьми, которые строили дома из необожженного кирпича были шумеры (3000 лет до н.э.). Явный пример этому – стена шумерского города Ур, толщина которого доходила до 27 метров. Особенно важную роль играл кирпич в зодчестве Древнего Рима, где из кирпича (45×30×10 см) выкладывали сложные конструкции, в том числе арки, своды и т.п.

В домонгольской Руси (преимущественно «деревянной») кирпичные кладки были схожи с римскими, постольку поскольку «кирпичное зодчество» пришло на Русь из Византии являющейся преемницей Рима.

Ярким примером использования кирпичного строительства в Русском государстве времён Ивана III стало строительство стен и храмов Московского Кремля, которым заведовали, в том числе и итальянские мастера. В 1485-1495 годах русские и итальянские мастера возвели новые стены и башни Кремля из красного кирпича. Кирпичные стены ставились по линии старых белокаменных кирпичей, с небольшим отступлением наружу.

Кирпич стали выделывать иной, чем прежде, формы и большей прочности. Для этого в Калитниках, около Крестьянской заставы, был построен новый кирпичный завод. День и ночь пекли мастера-кирпичники крепкие жженые кирпичи для новых кремлевских стен, башен, соборов. Кирпича требовалось много. По 600 штук уходило на один стеновой зубец (мерлон), а зубцов таких больше тысячи. Да еще 20 башен, а сами стены растянулись на два с четвертью километра.


Для соборов шел кирпич поменьше, а башни и стены складывали из полупудового кирпича, который звался «двуручным» (30х14х17 см или 31х15х9 см.) весом до 8 кг каждый.

Впервые была применена механизация строительных работ: кирпич и камень поднимали наверх не вручную, а при помощи особой машины, которую русские плотники прозвали векшей (белкой). Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преград. Московский Кремль, выстроенный по последнему слову фортификации, прежде всего, был крепостью, защищавшей всех жителей города.

А поскольку там были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться как место «особой государственной святости» для всей России.

Недавно консалтинговая группа «Апхилл» провела оценку Московского Кремля. Стоимость Кремля как объекта недвижимости (с учётом социально-культурной ценности) по состоянию на ноябрь 2012 года составила 1,5 триллиона российских рублей (50 миллиардов долларов США).

Производство кирпича на территории Санкт-Петербурга началось стараниями Петра I с 1703 года. Однако на этот счет есть и другая версия. Согласно которой, шведы, задолго до русских, облюбовали заболоченные Невские берега как раз с целью наладить здесь кирпичное дело. И действительно, болота свидетельствуют о наличии глины, лес дает необходимые для печей дрова, а река – удобный путь для перевозки.

Известно, что после изгнания шведов Петр I продолжил создание кирпичных заводов, так как этого требовало строительство новойстолицы, которую Петр задумал создать из кирпича и камня. Даже свой деревянный домик (домик Петра Первого) повелел раскрасить «под кирпич», имитировалась при этом многим в то время известная фламандская кладка.
В 1713 году Петр I издал специальный указ о строительстве новых заводов близ Санкт-Петербурга, приказав их владельцам «дабы всякий на своем заводе сделал кирпичу в год по последней мере миллион, а что больше, то лучше». Для работы на кирпичных заводах города стали собирать мастеров со всей России. В том же указе под угрозой разорения и ссылки царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны. Сделано это было специально для того, чтобы каменщики и прочий мастеровой люд, оставшись без работы, сами потянулись на строительство Петербурга.

Каждый въезжающий в Санкт-Петербург был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.

Во времена царствования Петра I контроль за качеством кирпича был очень жестким. После переправки кирпичей по воде на судах (самый удобный способ) их перегружали на тележки. После прибытия в пункт назначения кирпичи сваливали с телеги, и если хотя бы три кирпича кололось, то вся партия считалась бракованной.

Как делали кирпичи (вес и размер)

До XIX века кирпичи формировали вручную. Этот процесс занимал много времени и сил. Сушили только летом на солнце и обжигали в напольных печах-времянках.

Но уже в середине XIX века были построены первые кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, позволившие совершить переворот в технике производства кирпича. Следом появились глинообрабатывающие машины-бегуны, вальцы, глиномялки. А в конце XIX века стали строить специальные сушилки. В наше время производство кирпича практически полностью механизировано.

Вес кирпича в среднем составляет около 4 - 4,5 килограмм. Но есть и «малютки» в 2,5 кг, а также шестикилограммовые гиганты. Так как манипуляции при постройках из кирпича происходят вручную, руками каменщиков, то наибольшее количество работы за единицу времени достигается только при условии соблюдения некоторого среднего веса каждого кирпича. Отсюда рождается наивыгоднейший, а потому и самый употребительный размер и вес кирпичей.

Форма и размеры кирпича изменялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы каменщику было удобно работать с ним, т.е. чтобы кирпич был соизмерим с размером и силой руки каменщика.

Так, например, российский ГОСТ требует, чтобы вес кирпича не превышал 4,3 кг. Современный стандартный кирпич получил свои раз меры в 1927 году и остается таковым и поныне: 250 х 120 х 65 мм.

Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок».

Производитель (клеймо)

Длина (мм)

Ширина (мм)

Высота (мм)

Бахвалова 95

Бахвалова 119

Харченко 22

Поршневъ

Ж. Мюллеръ 134

К. Балашовъ

Федоровъ

Средние значения размеров

Сюда же стоит добавить то, что для более плотной связи между частями кладки необходимо класть в ней кирпичи то вдоль, то поперек друг к другу, то этим также объясняется появление некоторого общего преобладающего формата, который придается кирпичу. В результате длина, ширина и толщина относятся друг к другу примерно как 1:1/2:1/4, обыкновенно с некоторым избытком толщины против этой точной пропорции.

Клейма

Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и в большинстве своем не имеет клейм. Первые клейма на кирпичах появились при Борисе Годунове с изображением единорога и двуглавого орла. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.

В Российской империи в конце XVIII – начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко – числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.

В практике сегодняшних реставрационных работ применяются различные методы и приемы датировки зданий и сооружений, их отдельных конструкций и деталей по архитектурно-стилистическим и технологическим признакам, по химическим, физическим и метрологическим характеристикам строительных материалов. Одним из таких методов является датировка по клеймам на строительных материалах и изделиях. Следует заметить, что понятие «датировка по клеймам» используется как собирательное и условно распространяется не только на собственно клейма, но и на фабричные, заводские и торговые марки и знаки, всевозможные бирки и таблички, этикетки, а также метки, маркировки и обозначения, применяемые на строительных и отделочных материалах и изделиях.

Безусловно, идеальным вариантом клейма вообще было бы наличие в нем даты, обозначение изготовителя и сведения о месте производства. Такие клейма на российских изделиях встречаются нечасто и в основном относятся ко второй половине XIX - началу XX вв. Из датированных клейм наиболее старым является клеймо «1777» на тычке кирпичей из построек усадьбы Марфино Мытищинского района Московской области. Можно предположить, что с введением в 1700 г. Петром I арабского обозначения цифр, на различных изделиях, в том числе и на строительных материалах, включая кирпич, могли появиться клейма с арабским обозначением годя уже в первом десятилетии XVIII в.

Также необходимо отметить, что появление клейм на кирпичах с изображением двуглавого орла совпадает по времени с аналогичным клеймением орлом серебряных изделий, т.е. к середине XVII в. (применительно к этому времени уместен термин не «клеймить», а «орлить»). Клеймение кирпичей буквами - это информация об изготовителе. Иногда это инициалы, иногда название местности, или их сочетание. Однако, говоря о цифровых клеймах арабского начертания, необходимо помнить о возможных исключениях. В 1979 г. при обследовании восточного фасада церкви Вознесения в селе Коломенском была обнаружена дата арабскими цифрами, вырезанными на белокаменной капители - «1533». Вероятно, что она была выполнена иностранным мастером.

На деталях из белого камня маркировки, метки и граффити встречаются крайне редко. В 1986 г. было выявлено клеймо мастера набелокаменной закладной плите 1532 г. в вотчинной Благовещенской церкви села Серединского быв. Верейского уезда Московской области. Многострочная надпись выполнена вязью. В правом нижнем углу помещена криптограмма в виде закрученной волюты (розы) с именем мастера. Текст заканчивается словами «...писал» и далее - криптограмма, сильно пострадавшая от времени.

Кроме клейма кирпичи «опознаются» по цвету: например, петербургский современный кирпич («морской») равномерно охряной.

Старинный пресноводный - в широкой гамме: Колпинские глины, взятые у реки Ижоры, придавали кирпичу красный цвет, Тосненские - розово-желтый, глины, взятые на Неве - рябиновый.

Изучение и «разгадывание» клейма – весьма увлекательный и познавательный процесс с привлечением чрезвычайно важных дисциплин – истории (краеведения), архитектуры и археологии. Кирпичные клейма могут рассказать забавные, трагические, а иногда – и мистические истории.

Например, в петербургском музее кирпича есть кирпич с отпечатком волчьей лапы, найденный вблизи замка Георгенбург в Калининградской области. По преданию, когда тевтонские рыцари в XIV веке покоряли Пруссию, огромные стаи волков вышли защищать свои земли и принялись осаждать занятый рыцарями замок, оставляя на камне отпечатки своих лап.

Иногда клеймо могло стать удачным маркетинговым ходом на фоне конкурентов – например, владельцу завода «Подкова» генерал-майору Виктору Александровичу Спечинскому за ратные заслуги офицера кавалерийского лейб-гвардейского полка разрешили клеймить кирпичи этим известным символом. Неудивительно, что дела у предпринимателя, использовавших такой приносящий удачу «товарный знак», быстро пошли вверх.

Существует интересная история о секретах кирпичного дела: на поставке строительных материалов для собора Спас на крови работали русские и зарубежные фирмы. Поставщиками кирпича являлись крупнейший в России завод «Пирогранит» и зигерсдорфские заводы Германии, изготовившие глазурованный кирпич для фасадов. В облицовке стен здания эстляндским мрамором принимали участие эстонская фирма «Кос и Дюрр». Облицовку цоколя гранитом выполняла известная в Петербурге скульптурная мастерская Грациозо Боты.

В 1861 году в Боровичах начал действовать завод «Пирогранит» («Терракота») князя М. Голицына. В конце XIX века Боровичи чуть не вошли в мировую историю огнеупоров. На заводе шамотного кирпича князя Голицына работал мастер Матвей Веселов - изобретатель себе на уме. Ходил по окрестностям, собирал по горсточке разных глин, смешивал в разных пропорциях, обжигал. Про его экзерсисы никто не знал, подручным у него был глухонемой и неграмотный мужик. Наконец, Веселов сделал облицовочный кирпичик шоколадного цвета в блестящей глазури. Показал хозяину. А тут и Всемирная выставка 1889 года в Париже подвернулась. Голицын со своим кирпичиком, который назвали «пирогранитом», получил Большую серебряную медаль. Западные промышленники были потрясены: облицовочный материал был изумительной крепости и красоты - они уже прочили на самые дорогие работы.

Голицыну предложили подряд на облицовку перепланированного крыла Букингемского дворца. Князь вернулся домой и спросил о стоимости рецепта мастера. Услышав цену, рассвирепел и выгнал Веселова с завода. Думал, что тот придет каяться. А мастер запил и... умер. Искали в его бумагах рецепт, но так и не нашли. Уже в советское время Институт огнеупоров хотел восстановить пирогранит для облицовки строящегося московского метро, но попытки не увенчались успехом.

Самые популярные вопросы о кирпичах:
Почему старые кирпичи столь прочны?

Все дело в глине, из которой приготовляется керамическое тесто. До революции в окрестностях Петербурга было большое количество кирпичных заводов, до девяноста. Эти заводы брали глину рек и озер ледникового периода, ее химический состав не давал тех самых «высолов» и солевой коррозии. Затем эти озерно-ледниковые месторождения были вычерпаны. Современные заводы работают на кембрийской глине. Она морского происхождения. Нынешний Петербург был когда-то дном океана, так что этой глины много и ее очень легко добывать, что удобно для масштабных кирпичных производств. Однако эта глина тяжелая, по химическому составу менее нейтральная, и поэтому современные кирпичи, полежав даже одну зиму, могут крошиться.

Для реставрации старинных зданий Петербурга нужны легкие глины ледникового происхождения. Современные кирпичи из кембрийской глины не подходят ни по цветовой гамме, ни по фактуре. Поэтому, например, для реконструкции Эстонской церкви на улице Декабристов взяли псковский кирпич, изготовленный из местных глин озерно-ледникового происхождения.

Второй вопрос, который мне часто задают: почему кирпичи делают с дырочками?

Производители кирпича, делая «дырочки» руководствуются следующими принципами: экономия материала, облегчение веса кирпича и как следствие всей постройки. А также при кладке за счет отверстий происходит лучшее сцепление. Представьте, как ложится раствор на плоский кирпич, и как он ложится на кирпич с дырками. В первом случае он застывает плоской лепёшкой, а во втором буквой «Т».

После кладки пустотелого кирпича в отверстиях остается воздух, который служит дополнительной тепловой изоляцией. Низкий коэффициент теплопроводности, в отличие от обычного. С дырочками - объем больше, вес меньше. В одном кубометре кирпича стандартного размера содержится около 450 кирпичей. Пустотелого намного меньше штук в кубе.

Автор, конечно, не является редким коллекционером, поскольку большое количество людей в разных странах собирают уникальные кирпичи. Уже в наши дни служба Госстройнадзора и экспертизы Петербурга открыли Музей строительных материалов («Музей кирпича» Южное шоссе, 55). Специально изготовили витрины, способные выдержать полторы тонны раритетных стройматериалов. Самыми древними по праву считают кирпичи XVII века, когда-то использовавшиеся для строительства печи на голландском судне, а после обнаруженные в Петропавловской крепости. Один из любопытных именных экземпляров - кирпич с фамилией Ленин, изготовленный в XIX столетии. Но к вождю пролетариата он отношения не имел. Это был крепкий старый кирпич - с клеймом в дореволюционной орфографии. В XIX веке некий Петр Семенович Ленин владел кирпичным заводом в окрестностях Петербурга.

Свою коллекцию кирпичей я храню на даче, а если найдется место и будет возможность сделать выставку - я передам их в Горный университет. Как и многие коллекционеры, я имею свой сайт, где можно посмотреть на фотографии редких кирпичей и почитать их истории. Также я указываю и другие коллекции:

Кирпичная коллекция Евгения Курицына http://zhenya-kouritsin.narod.ru/

Компания «Море Печей» http://morepechey.ru/internet-magazin?mode=folder&folder_id=12429606

Коллекция кирпичей. Клейма Петербургской губернии http://www.v-smirnov.ru/coll.htm

Анна Боковня. Коллекция кирпичей с клеймами, произведенных на кирпичных заводах в Петербурге и его окрестностях в XIX - начале XX

вв. История в кирпичных клеймах. http://www.aroundspb.ru/gallery.php?path=/variety/photos/brick

Коллекция старинных кирпичей. http://www.oldbricks.info/

Музей кирпича http://www.pobedalsr.ru/muzey

Литература

Леваков И.А . МНПП «Реставрационный центр». Институт Спецпроектреставрация, 1993; Портал «Археология России», 2005. //
http://www.archeologia.ru/Library/Book/2035a5646a32/page3

Филиппов А.В. Сообщения лаборатории керамической установки. вып. 1, М., 1940.

Гельфельд Л.С. Основы реставрации архитектурного металла. Классификация архитектурного металла. / Ин-т Спецпроектреставрация. М, 1991.

Гизе М.Э . Очерки истории художественного конструирования в России XVIII - начала XX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

Кандауров Д. П . Фабрично-заводские предприятия Российской Империи. Петроград: Типография т-ва под фирмой «Электротипография Н.Я. Стойковой», 1914.

Киселев И.А. Датировка кирпичных кладок XVI-XIX вв. по визуальным характеристикам. Метод. пособие. / Ин-т Спецпроектреставрация. М., 1990.

Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство: его центры, мастера. XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974.

Сивак С.И. Деятельность изразцовой мастерской Иверского Валдайского монастыря во второй половине XVII века. // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. III. М: Стройиздат, 1990.

Завод купцов братьев Ивана и Владимира Васильевича Лядовых существовал с 1841 года в деревне Усть-Славянка на правом берегу р. Славянки. Не исключено, что заводов было несколько (в том числе один выше Новосаратовской колонии на правом берегу р. Невы) и впоследствии дела братьев разделились. Известно, что в 1860-х годах появилось отдельное клеймо Ивана Лядова «И.Л.» (использовалась оригинальная круговая рамка). В 1867 году один из заводов (на реке Ижорке) был продан Л.А. Витовскому. Однако, в 1881 году один из заводов все еще имел двух владельцев, но к 1887 году владельцем завода остается лишь Владимир Лядов. В дальнейшем завод перешел к его жене Екатерине Васильевне. Есть также сведения, что в этих же местах в 1897 г. в колонии Овцино (имение «Ненерой») строится новый завод их родственников: потомственного почетного гражданина Михаила Владимировича (одного из сыновей В.В. и Е.В. Лядовых) и Алексея Константиновича Лядова (по-видимому их племянника). В это же время управляющим заводом является К.В.Лядов (возможно, другой сын Лядовых). Клеймо «ЗБЛ» как и «Бр.Л.», относится, скорее всего, к основателям дела.

Кирпич произведен на заводе, принадлежащем Федору Альфредовичу Хиллю. Завод находился в селе Усть-Ижора и, начав работу в 1897 г., проработал, по крайней мере, до 1914 г. Известны клейма с написанием фамилии заглавными и прописными буквами. Огнеупорные силикатные кирпичи произведены на юге Швеции в деревне HOGANAS провинции Скане, находящейся в 20 км от г. Хельсинборга. Благодаря совместным залежам угля и глины в 1832 году было начато производство кирпича и керамики, благодаря которой и стало знаменито это место. На работах ввиду нехватки местной рабочей силы использовались также русские военнопленные. Производство кирпичей было закрыто после 1926г. Известны разновидности клейм, отличающихся шрифтом и его размерами, а также наличием символики в виде якоря с аббревиатурой HSB - Höganäs Stenkols Bolag (горнодобывающее предприятие Хоганаса).

Завод огнеупорного кирпича ведет свою историю с 1875 года, когда Карл Кюстер открыл свою первую угольную шахту в деревне SKROMBERGA в Скане - самой южной провинции Швеции. Когда дела на шахте пошли плохо, в 1888 году Кюстер продал шахту новым владельцам, которые вместо угля обнаружили в шахтах богатые залежи глины и начали их активно разрабатывать. В 1986 году компания была продана финскому концерну «Партек» и исторический круг замкнулся – президент «Партека» женат на внучке Карла Кюстера…

Кирпичи произведены на заводах, принадлежащих семье Елисеевых (скорее всего, не имеющих прямых родственных связей с известным русским путешественником А.В.Елисеевым и знаменитыми купцами Елисеевыми).

Паровоз

Ныне Боровичский кирпичный завод ведет историю с 1855 года, когда г-н Нобель основал в Новгородской губернии в Боровичах свой первый завод огнеупорных изделий. Затем в 1880 году выходец из немецких промышленников, купец первой гильдии Константин Логгинович Вахтер заложил несколько заводов, получивших свое название по первым буквам греческого алфавита. На сегодняшний день известно 3 клейма "ALFA", "BETA" и "GAMMA". Перед первой мировой войной боровичские заводы производили около 40% всех огнеупоров России. По некоторым данным один из кирпичных заводов был основан в 1910 году.

Кирпич найден в Египте в городе Каире. На развалинах здания 1956 года постройки. Этот кирпич шамотный, кольевой. На данный момент завод и производитель пока не определены.

Данный кирпич получен по обмену из Украины из города Львова. Это клеймо расшифровывается, как CegielniaZwiazkowa Kozielniki. Владельцами завода по производству этого кирпича были львовские архитекторы Юлиан Сосновский, Альфред Захаревич и промышленник Нойвонер (Julian Sosnowski, Alfred Zachariewicz, Neuwohner). О месторасположении завода сложно сказать.

И в заключении я хотел бы сказать, что интерес у меня вызывает не сам кирпич, а ту информацию, которую он несет.

Приложение


Офисный особняк «Ново-Иссакiевскiй» – это здание 18-19 века, полностью построенное из кирпича. Дом около 250 лет стоит так уверенно, потому что ему исторически повезло со строительным материалом. По экспертным оценкам, здание построено из кирпича высокой прочности, и причина тому – история.



Дело в том, что влияние на pазвитиe кирпичного ремесла в Рoccии окaзaли peфopмы Пeтpa Великого. При Петре I качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась.

Интересно что, в 1704 г. Петр I издал специальный указ «О заведении новых кирпичных заводов близ Санкт-Петербурга» и со всей России стали собирать мастеров для работы на кирпичных заводах. Царь запретил строительство каменных зданий во всех других городах страны, чтобы каменщики и другие рабочие сами потянулись на строительство Петербурга. Мастеров свозили в Северную столицу, в том числе и насильно…

Конечно, кирпича не хватало, кирпичные заводы во всей России можно было по пальцам перечесть, но самые ушлые люди быстро нашли способ, как обмануть царя и не следовать указу строить из кирпича. Они строили обычный деревянный дом, лепили на стены тонкий слой глины, который раскрашивали «под кирпич». При быстрой езде невозможно было отличить раскрашенный дом от капитального. Так что находчивые рабочие, раскрасившие бетон под плитку в Москве не многим отличаются от «лже-каменщиков» петровских времен.

Каждый, кто въезжал в столицу был обязан в качестве платы за проезд отдать кирпич, привезенный с собой. По одной из версий, находящийся неподалеку от бизнес-центра Кирпичный переулок назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.

К концу XIX века в Петербурге образовалась настоящая кирпичная диаспора – примерно 80 заводов. Ими владели люди разных сословий: и крестьяне, и дворяне, и князья, и бароны, и военные, и статские советники, и потомственные почетные граждане, и даже вдовы генерал-майоров. Для пущего успеха дела на продукции стали ставить клеймо, чаще всего это была фамилия хозяина производства. Если кирпич был негодным, то потребитель XIX века знал, на кого нужно жаловаться. Поэтому производители изрядно переживали за качество.

Значительная часть нашего здания, бывшего дома Сарептского общества, была построена в 18 веке из более старого еще не клейменного кирпича, он меньше по размеру и темно-красный по цвету. Однако при реконструкции здания был найден ряд старинных кирпичей с клеймом. Эти кирпичи использовались для пристройки новых флигелей и в ремонте в 19 в. и начале 20 в. Все они были изготовлены на заводах Петербургской губернии.


Отпечаток подковы – это фирменное клеймо завода Спечинских Большую часть времени завод принадлежал вдове генерал-майора от кавалерии Евгении Ивановне Спечинской. Уместить длинную фамилию на кирпиче не представлялось возможным, а просто инициалы «генеральша» писать не хотела. Тогда родилась идея «развернутой подковы». Это оригинальное клеймо несет в себе сразу несколько смыслов: во-первых, читается первая буква фамилии владелицы, во-вторых, на родовом гербе Спечинских (польского происхождения) изображена подкова, и наконец, это отражение рода занятия покойного мужа Спечинской.


Стрелин – это фамилия крестьянина (а позже купца и потомственного почетного гражданина) Макария Тимофеевича Стрелина, владевшего двумя кирпичными заводами.


Самарка – это название усадьбы, расположенной на берегу Невы, поселением для сезонных рабочих которой она являлась. Самарка находилась во владении статского советника барона Владимира Андреевича Ренненкампфа, который имел в ней крупный (400 человек рабочих) кирпичный завод и использовал клейма "В.Р." (инициалы, более ранее) и «Самарка».

При реконструкции были так же найдены кирпичи «Укке», которые сохранили и выложили клейменной стороной специально, чтобы клеймо читалось. Сегодня этот кусочек стены – украшение переговорной одной из кампаний арендаторов. Укке – еще один пример клейма по фамилии владельца завода. Завод принадлежал фирме "Укке и Ко", которой владел дворянин (из обрусевших немцев) Людвиг Юльевич Укке.

Благодарим за помощь в написании материала Владимира Смирнова и его сайт «Кирпичное наследие» . Увлеченный кирпичник-коллекционер побывал у нас в гостях и убедил, что не только слышать умеют стены, но и говорить.

Сегодня эти кирпичи с клеймом, найденные во время реконструкции, заняли достойное место в переговорной Администрации «Ново-Исаакiевского» и являются одними из первых экспонатов Музея Сарептского Дома, который планируют организовать собственники.

Кирпичные клейма -это отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий.
Многие клеймёные кирпичи воспринимаются образцом технической эстетики тех лет.
К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей стало достаточно распространённым явлением. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название - брикофилия., от английского brick - кирпич. Название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке.

Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами русского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. В начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. По форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой С, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем Слепушкиным (1763 - 1848), более известным как поэт-самоучка. При этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Иногда фамилия приводится полностью. Зачастую заместо инициалов клеймо состоит из названия завода, например: Мойка, Ижора, Нева, или Елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании-производителя, например, Т.О.С.М. -. Товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения - двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов - времён Николая I в прямоугольной рамке, Александра I - в круге, Александра III - в овальной обводке.

Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода "Подкова" Е.П.Спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца - завод "Звезда", Ф.А.Полякова-Кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях..
Клеймение кирпичей сформировалось в особую разновидность прикладного искусства. Особую привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами Механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку-штамп с клеймом хозяина завода. В XVIII веке клеймение кирпичей было одним из требований Архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей . При Петре I кирпичи должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5,5 дюйма, толщину 3 дюйма, т.е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году, правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина1,5 вершка, т.е. 26,5 х 13,3 х 6,7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно-реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов.

В конце XIX - начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити Подобные клейма присутствуют на некоторых зданиях и в г. Луге. Тычковые клейма с надписью СПБ А О ва (С-Петербургское Акционерное Общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси Петровой,16 Ложковые клейма с заглавными прописными буквами АР находятся на фасадах здания лужского Военкомата (пр. Урицкого, 59/ 15).На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!

Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т.н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.

Вчера, прогуливаясь со своими малыми, мы прошли вдоль Южной дороги до самой её оконечности у пирса с видом на смыкающийся пролёт ЗСД и строящегося нового стадиона "Зенит-Арена" (бывший Стадион им.Кирова).
Здесь, на неухоженной набережной, бывшей в лучшие годы пляжем для загара и купания. Нынче здесь мутные личности жгут на мангалах шашлыки и распивают крепкое, либо пивное.
Лет 15-16 назад я бродил в этих местах и дальше на оконечность Крестовского где строилась звонница с электро-органом и наблюдал огромные россыпи исторического клеймёного кирпича свезённого и сваленного у кромки воды. Теперь же пройти на оконечность острова не представляется возможным. Из-за строительства всё огорожено и введён пропускной режим прохода и проезда. А как можно судить по спутниковым картам Гугл, на оконечности острова произведена отсыпка грунта, бетонные площадки и скорее всего весь кирпич - "кирпичные флешки Петербурга" останутся навсегда похороненными под всем этим долгостроем-новостроем уже покрывшим себя скандалами и финансовыми махинациями. Но я не об этом, я о Петербурге...

Мои попытки найти нечто интересное ограничились территорией этого заброшенного и замусоренного пляжа.
Отобрать и принести себе в домашнюю коллекцию я увы не смог и делал лишь фотоснимки. Как правило, здешний кирпич сильно поломан или зализан речной волной и клейма практически отсутствуют. Но кое-что из целого найти можно, а вооружившись киркой и лопаткой есть шанс зацепить несколько вполне приличных экземпляров.

Кирпич "Р.Р." в рамочке и с номером дома №47.
Скорее всего клеймо несёт инициалы Влади́мира Алекса́ндровича, Ратько́в-Ражно́в (1834-1912) - русский общественный деятель, предприниматель и промышленник, сенатор, действительный тайный советник. Принадлежит к древнему дворянскому роду Костромской губернии.

В 1857 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав и поступил на государственную службу в канцелярию Сената. Занимал должности помощника секретаря, и обер-секретаря в разных департаментах.
Дворянин, действительный тайный советник, юрист, общественный и государственный деятель. Городской голова Санкт-Петербурга (1893-1898), сенатор (с 1904), владелец крупнейшей в России Громовской лесной торговли биржи.

С 1874 владелец фирмы "Громов и Кє" (переработка и торговля лесом и лесомат-лами) и крупнейшей в России Громовской лесной биржи (лесопильные з-ды: Шлиссельбургский тракт, 57, Орловская ул., 1; склад - наб. Б. Невки, 13; оптовые конторы - Миллионная ул., 7, Гельсингфорсская ул., 4); совладелец Ленского и Миасского золотопром. товариществ, Верхне-Амурской золотопром. компании, С.-Петерб. Частного коммерч. банка. Владелец ок. 20 доходных домов в СПб. (Дворцовая наб., 8, Думская ул., 7, Невский просп., 152, Гороховая ул., 79 и др.)
Дома:
Кирочная ул./Санкт-Петербург, д. 34
Кирочная ул./Санкт-Петербург, д. 32
Пестеля ул./Санкт-Петербург, д. 13
Пестеля ул./Санкт-Петербург, д. 15

Похоронен вместе с сыном Ильей (ск. 1907) и братом Ратьковым-Рожновым Алексеем Александровичем (1829-1909).
Россия. Санкт-Петербург. Некрополь XVIII века. Угол Бетанкуровской и Россиевской дорожек. Часовня в византийском стиле, 1910-е.
Его наследники владели фирмой "Громов и Ко"
Завод находился в Шлиссельбургском уезде, в деревне Малые Пороги (1896-1917 гг.)
________________________________________ ________________________

КИРПИЧ з-д"ЭНЕРГИЯ"

Владелец завода - Николай Федорович Николаев или/и (А.Канегиссеру(?)). Завод на Ижоре. Контора на ул.Сердобольская 4-6
А вот тут закралась интрига!
Судя по Википедии, Урицкого убил Леонид Канегиссер.

(на фото справа: сын А.Каннегиссера, слева С.Есенин)

И, опять же по информации оттуда, его отцом и был Акакий Самуилович Канегиссер - владелец этого кирпичного завода.
Годы производства: 1910-е.

КИРПИЧ "Укке и Ко"
Из таких кирпичей построены несколько корпусов "Красного Треугольника" и его общежития. Кирпичный завод принадлежал фирме "Укке и Ко", которой владел дворянин (из обрусевших немцев), член правления Общества Боровичского завода огнеупорных и кислотоупорных изделий Людвиг Юльевич Укке. Им в 1887г. был куплен и перестроен кирпичный завод, ранее выстроенный в 1860-х годах Николаем Кочетовым близ села Усть-Ижора. В этом же году появляется второй завод в селе Усть-Тосна, а в 1897г. - и третий в селе Усть-Славянка. Компаньонами Укке были И.В.Шмидт и А.Э.Штриттер. Обращает на себя внимание разнообразие вариантов клейм (вариаций не менее двух дюжин) с различным расположением номера (справа или слева от надписи "Укке"" и Укке и Ко"), а также использование букв "С", "Т" и "Б" в верхнем полукружье. Буква "С" означает "Славянский" завод, который располагался в Усть_Славянкеи которым фирма "Укке" владела совместно с П.А,Гейермансом. Буква "Т" указывает на "Тосненский" завод в Тосне, а "Б" - возможно, на управляющего Богдановича. Вполне возможно, что Тосненский завод также использовал клеймо "У.З.У" ("Усть_тосненский завод Укке").

Упоминают что "... На Ждановской набережной сносят старый дом, где было некое медучреждение." Кирпичи "Стрелинъ" вероятно из этого здания.
Владелец завода - Макарий Тимофеевич Стрелин. Годы производства: 1875-1900. Владелец завода - Алексей Макарович Стрелин. Годы производства 1897-1910-е. Владелец завода - Василий Макарович Стрелин. Годы производства 1910. Контора на 5-я Рождественская, 11

Кирпич найден на крыше дома по Коломенской ул. Так же присутствует в здании больничного морга на Троицком проспекте и в зданиях заброшенного квартала на Братской ул.(там есть ещё кирпичи "бр. Стрелины"). Произведены на заводах крестьянина (а позже купца и потомственного почетного гражданина) Макария Тимофеевича Стрелина. Один из заводов, построенный в 1875г, располагался по реке Славянке в селе Усть-Ижора и был куплен у купчихи Анны Семеновны Вандруховой в 1882г. Второй завод находился в колонии Овцино на правом берегу Невы и был построен в 1897 г. Дело впоследствии продолжили сыновья Алексей (использовал клеймо «АМС») и Василий Макаровичи. Скорее всего около 1910 года появилось совместное клеймо «Бр.Стрелины»".
________________________________________ _______________________________________

Жду ваших комментариев ниже. Кирпичи с какими клеймами попадались вам? Какие клейма заинтересовали вас?

В КИРПИЧНАЯ ЛЕТОПИСЬ ПЕТЕРБУРГА. "ПиВ"

Продолжаю копать в сети информацию и истории о кирпичах валяющихся буквально под ногами петербуржцев.
Кстати, три года назад я уже рассказывал о кирпиче с клеймом "ПиВ".
Напомню о чём шёл разговор.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. "ПиВ"
Совершая с дочерью прогулку в сторону Финского залива, мы нашли фрагмент стены разобранного здания с чётким клеймами на кирпичной поверхности в виде литер "ПиВ" и выше "III".

Озадачившись вопросом кому из производителей или заказчиков принадлежит клеймо я полез в глобальную сеть.
Вот что нашёл:

Клейма "ПиВ" различаются римскими "I, II, III" в зависимости от порядкового номера завода и вариациями точек после литер.
Владельцы завода Михаил Андреевич Петров и Леопольд Адольфович Витовский.
Завод, выпускавший кирпичи с клеймом "ПиВ", принадлежал Михаилу Андреевичу Петрову и Леопольду Адольфовичу Витовскому. Завод М.А.Петрова на реке Малая Ижорка возле Кормчино известен еще с 1864г. (использовал клеймо "МП"), а заводы Л.А.Витовского (всего 3 штуки), приобретенные у различных владельцев (см. клеймо "Л.А.В."), судя по описаниям располагались там же. Таким образом, не исключено, что где-то в 1880-е годы у завода г-на Петрова появился совладелец (Л.А.Витовский), и на кирпичах стали использовать новое клеймо "ПиВ" (с точками и без) в различных рамках и с цифрами различных алфавитов (римские I-III указывали на номера заводов). После национализации заводов г-на Витовского в 1920г. на их основе появился завод "Красный Кирпичник", который проработал до 1941г.

Ставилось клеймо вот этой штукой: Размеры(15,5см на7,5см) материал -латунь.

Сам кирпичный завод находился не так близко к Петербургу.
Местоположение: Россия, Ленинградская облась.
Широта: 59°46"26.37"С
Долгота: 30°36"54.83"В
В годы Второй мировой войны завод находился в нескольких километрах от линии фронта.
После войны от поселка мало что осталось - так же, как и от других пригородов Колпина. В результате реконструкции на живописном речном берегу были построены хорошие кирпичные дома сталинского типа. В посёлке было две улицы (одна - Приречная, название второй не установлено), баня, пара магазинов, маленькое почтовое отделение и две будки с телефонами-автоматами.
В 1964 году решением исполкома Ленсовета Красный Кирпичник предложено было больше не выделять в отдельный населенный пункт, а считать отныне слившимся с пос. Понтонный, находящийся на другом берегу реки. Но из-за своего обособленного положения поселок до конца своих дней так и оставался в представлении местных жителей отдельным населенным пунктом.
В конце 80-х годов завод "Красный кирпичник" стал совместным российско-германским предприятием "Победа-Knauf". По невыясненным причинам посёлок расселён в 1987 г.

После прорыва блокады, завод начал работать по полной, выпуская кирпич для восстановления разрушенных зданий Ленинграда, в том числе и п. Понтонный. Рабочая сила на этом заводе составляли пленные немцы. Завод просуществовал где то до середины 70-х.
Спустя почти три года я снова вернулся на то самое место где видел этот фрагмент кирпичной стены и о котором уже совершенно забыл, но обнаружил снова как и пост в своём блоге о их))
Не забывайте ниже оставить свои комментарии которым я всегда рад и обязательно отвечу на каждое.

Предыдущие посты про кирпичи
"Я.Петров 66"
-