Тест заучивание 10 слов лурия. Методика «10 слов» А. Лурия. Характеристика методики А.Р. Лурии

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

1

2

3

4

5

1

число

артист

базар

береза

боль

2

хор

воск

восток

гараж

город

3

камень

забор

заяц

звезда

звук

4

гриб

клин

книга

крот

конь

5

кино

лен

липа

ложка

лопата

6

зонт

мышь

небо

овца

окно

7

море

поле

помидор

рама

река

8

шмель

стул

соль

телефон

токарь

9

лампа

хлев

цвет

часы

чашка

10

рысь

волк

жизнь

кедр

лес

Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___
Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______
Самочувствие испытуемого
до опыта___________________ после опыта_________________________


стимула

Стимул

Ответ

P i

К i

Через
1
час

Прим

1

2

3

4

5

6

1

2

<..>

10

«Лишние» слова

V

Словесный отчет испытуемого__________________________________________________
Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________
Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции.
Инструкции для детей.

- Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
- Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
- Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов.
1. Посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V.
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

, где

К i -коэффициент запоминания i-го слова,
Р i - его абсолютная частота;
n - количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

, где

V долговрем . - объем долговременной памяти (через один час)
V 6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Память – важный познавательный процесс, благодаря которому человек знает, кто он такой и становится сознательной личностью. Уменьшение или потеря способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию является нарушением того или иного вида памяти. Многие ученые изучали процессы запоминания и разработали различные методики исследования памяти. Методику заучивания 10 слов предложил советский ученый Александр Романович Лурия, основатель отечественной нейропсихологии.

Для чего используется методика?

  • Изучение процессов памяти;
  • оценивание состояния памяти и произвольного внимания;
  • исследование истощаемости пациентов нервно-психическими болезнями, динамики течения заболевания и учета результативности терапии.

Методику А.Р. Лурии можно применять как для взрослых, так и для детей с 7 лет. Можно также применить данную методику в неполном объеме (5-8 слов) для детей старше 5 лет.

Описание методики

Сначала человеку дают четкие инструкции. Затем зачитывается десять слов, которые необходимо запомнить. По окончанию диктовки, исследуемый должен назвать все слова, которые запомнил в произвольном порядке. Все показания записывают в протокол. Опыт можно повторять 5-7 раз, только при последующих занятиях инструкцию не зачитывают заново, а просто говорят: «Еще раз». Обычно к пятому опыту пациент запоминает все 10 слов.

При проведении эксперимента важно соблюсти следующие правила:

  1. в комнате должна быть тишина, посторонние разговоры могут помещать;
  2. все слова должны относиться к одной и той же части речи, например, к существительным;
  3. слова не должны быть связаны по смыслу;
  4. необходимо выбирать короткие слова, состоящие из одного или двух слогов.

Тестовый материал

Желательно иметь несколько комплектов слов. Ниже представлены варианты словесных наборов для запоминания.

  1. Небо, мед, кот, лес, хлеб, огонь, стол, гриб, дым, вода.
  2. Окно, река, мышь, боль, стул, лен, воск, хор, цвет, волк.
  3. Брат, куст, час, число, шар, сон, пух, лампа, ночь, лед.
  4. Бар, степь, мел, сын, пол, дом, кит, сыр, шок, пень.

Расшифровка полученных результатов

Как говорилось ранее, все данные записывают в протокол. По этим данным составляют график для получения так называемой «кривой запоминания». Здоровые пациенты (дети и взрослые) с каждым повторением опыта запоминают больше слов. Если ребенок застревает на лишних словах (которых не было в наборе), то это может говорить о расстройствах сознания или расторможенности.

При помощи повторения опыта можно зарегистрировать повышенную утомляемость испытуемого. В этом случае кривая снижается. Также если количество запомнившихся слов уменьшается, то это может говорить о забывчивости или рассеянности. Неустойчивость внимания может диагностировать зигзагообразная кривая. Для проверки , пациента просят воспроизвести слова спустя некоторое время после эксперимента.

Также можно выявить следующие особенности запоминания:

  • если испытуемый называет не менее 7 слов, значит, непосредственное запоминание в норме;
  • в случае если пациент называет меньше 7 слов сразу после зачитывания, значит, у него расстройство непосредственного запоминания — чем меньше слов, тем больше выражено нарушение памяти;
  • если через полчаса, после испытания, человек называет 7 и более слов, то это говорит о нормальной долговременной памяти;
  • обследуемый, который воспроизводит менее 7 слов спустя 20-30 минут после испытания, имеет сниженную долговременную память.

В завершении хочется отметить, что заучивание 10 слов является одной из наиболее применяющихся методик, поскольку не требует специального оснащения. Используя разные комплекты слов, можно проводить этот эксперимент повторно для учета результативности терапии и оценки развития болезни.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение . «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции . «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,- все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, - ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимает следующий вид:

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

огонь

1

2

3

4

5

Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид (рис.2.1).

Рис. 2.1. Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз (рис.5), иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.



Рис. 2.2. Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

    Объем слухоречевого запоминания;

    скорость запоминания данного объема слов;

    объем отсроченного воспроизведения;

    особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);

    особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Оборудование .

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Материал.

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Стимульный материал.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция :

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, - и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество -------------Дата ---Возраст-----
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Набор слов

Порядок предъявления

Общее количество

воспроизведенных слов

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Интерпретация результатов

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания. ………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Цель диагностики
Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание,
сохранение и воспроизведение.
Анализируемые показатели
Объем слухоречевого запоминания;
скорость запоминания данного объема слов;
объем отсроченного воспроизведения;
особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных
парафазий и т.п.);
особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.
Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.
www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Оборудование.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем
при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких­либо разговоров в
комнате опыт проводить нецелесообразно.
Материал.
Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не
имеющим: между собой никакой связи.
Стимульный материал.
Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном
числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать
самостоятельно.
Вот несколько вариантов слов для предъявления:
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
Процедура исследования
Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и
экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно
расположиться за хорошо освещенным столом.
Испытуемому дается инструкция:
Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;
а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом
повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их
послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас.
Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкция для взрослых:
а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать,
сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом
порядке».
2

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, - и те,
которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не
важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями
экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов,
экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё
раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым
воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится
крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в
соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя,
воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые
фиксируются в протоколе кружочками.
Обработка результатов
На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого
предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число
повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна
прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения
методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения,
а также утомляемости больных.
Протокол методики «Заучивание 10 слов»
Фамилия, имя, отчество -------------Дата ---Возраст-----
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
Набор слов
1
2
3
Порядок предъявления
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3

4
5
6
7
8
9
10
Общее количество
воспроизведенных слов
Оценка результатов
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3­5 слов, при пятом ­ 8­10.
Отсроченное воспроизведение ­ 7 ­ 9 слов.
4 балла ­ Высокий уровень ­ запомнил 9 ­ 10 слов после 5­го предъявления, 8­9 слов
3 балла ­ Средний уровень ­ запомнил 6 ­ 8 слов после 5­го предъявления, 5 ­ 7 слов
при отсроченном воспроизведении.
2 балла ­ Ниже среднего ­ запомнил 3 ­ 5 слов после 5­го предъявления, 3 ­ 4 слова
при отсроченном воспроизведении.
4

1 балл ­ Низкий уровень ­ запомнил 0 ­ 2 слова после 5­го предъявления, 0 ­ 2 слов
при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6­7 лет не вступает в контакт, или не
может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Интерпретация результатов
По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по
горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число
правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет
следующий вид.
Кривая запоминания.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей
запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено,
что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая
запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к
третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих
повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая
(4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того,
в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и
в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся
"лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при
исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а
также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии.
Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии
расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств
сознания.………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на
выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу
воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все
меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и
рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость
внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с
резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер,
свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Кривая истощаемости внимания
В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же
количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие
нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной