Полоцкий собор. Собор святой софии в полоцке. История возникновения Софийского собора в Полоцке

Полоцкий Софийский собор - выдающийся памятник монументальной белорусской архитектуры XI-XVIII вв. в г. Полоцк Витебской области. Расположен на правом, высоком берегу Западной Двины, при впадении в нее р. Полота, на бывшем средневековом детинце города - Верхнем замке. Собор построен при князе Всеславе Брячиславовиче между 1044-1066 гг. (согласно другим данным, в 1050-1060 гг.) как православный храм в Верхнем замке, центр государственных дел и символ древнего Полоцка. На городской печати имелась надпись: «Печать Полочькая и стой Софьи». На большом валуне в фундаменте собора процарапаны имена ее строителей: Давид, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш.

Первоначальное упоминание о полоцкой Софии имеется в Новгородской летописи под 1066 г. В гениальном памятнике древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве» (XII в.) автор, воздавая хвалу полоцкому князю Всеславу Чародею, восклицает: «Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а он въ Кыеве звонъ слыша».

В Полоцком княжестве Святая София была православным, культурно-просветительным центром и княжеской усыпальницей. При археологических раскопках в ней было обнаружено 16 саркофагов. В соборе находились государственная казна, крупная библиотека, архив государственных актов.

Торжественность и святость собора впечатляла и завоевателей. В ходе Ливонской войны, по свидетельству летописи, царь Иван IV Грозный в 1563 г. «пришел к городу Полотцску... увиде в городе верх церкви Софии... приказал... во все полки боярам и воеводам, чтоб пев молебны и прося у Бога помощи знамена бы развертели».
Храм дважды - в 1607 и 1643 г. - сильно пострадал от пожаров. После пожара 1607 г. сейм Речи Посполитой удовлетворил просьбу послов Полоцкого воеводства и разрешил «...руины церкви старой св. Софии выстроить и поправить». Восстановление собора было закончено в 1618 г.

В XI-XIX вв. Софийский собор был кафедральным собором Полоцкой православной епархии и полоцкой униатской архиепархии.

Первоначальный собор XI в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры. Он имел ряд общих черт с Киевским и Новгородским Софийскими соборами того исторического периода.

Здание, Длиной 31,5 м, шириной 26,4 м, отличалось толщиной стен, составлявшей 1,45 м. Стены были сложены из бутового камня, чередовавшегося с рядами кирпича-плинфы, в технике полосатой кладки, создававшей двухцветную гамму поверхности, характерную для Полоцкой школы зодчества. В плане собор представлял собой пятинефную крестово-купольную 16-столпную базилику с тремя гранеными апсидами (сохранились с орнаментальными фресками в нижней части стен), завершенную семью куполами (по другим данным - пять).

Каждый фасад (кроме восточного) был расчленен шестью прямоугольными лопатками, которые соответствовали внутреннему разделению строения 16-ю опорными столпами на нефы, три средних нефа заканчивались апсидами. В стенах имелись три яруса оконных проемов. Над средокрестием возвышался центральный купол на барабане. Фасады были украшены полуциркульными нишами. Большие П-образные хоры и аркады, открытое подкупольное пространство сообщали внутреннему помещению собора вид парадного дворика, с галереями по периметру.

В конце XV - начале XVI в. собор был перестроен в пятиба- шенный храм оборонительного типа. В 1620 г. при Полоцком архиепископе Иосафате Кунцевиче собор был восстановлен после разрушений и значительно перестроен (мощи белорусского святого мученика Иосафата Кунцевича с 1948 г. покоятся в главном католическом соборе Св. Петра в Ватикане, рядом с фобом апостола Петра). На плане Полоцка 1707 г.ив других, более ранних источниках Полоцкая София выглядит храмом оборонительного типа.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. в соборе находился пороховой склад российской армии. При отступлении царских войск из Полоцка 1 мая 1710 г. склад был взорван. Взрыв уничтожил одну стену, левый боковой алтарь, повредил фундамент, потолок, колонны.

Полоцкий Софийский собор претерпел шесть основательных перестроек. Последний раз он был перестроен в первой половине XVIII в. при участии униатского архиепископа Флориана Гребниц- кого. В 1738-1750 гг. собор перестоен польским архитектором И. Глаубицем и каменщиком Б. Косинским как каменная базилика в стиле виленского барокко. По канонам униатского храма, он был ориентирован с юга на север, главным фасадом обращен к Западной Двине, а высокой апсидой - к городу.

В феврале 1839 г. в Свято-Софийском соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царскими властями и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Актом этого собора стало аннулирование Брестской церковной унии 1596 г., униатская церковь в Беларуси была присоединена к Русской православной церкви.

Очередной ремонт Софийского собора был выполнен в 1913 г. с участием российского архитектора П. Покрышкина.

В период временной оккупации части территории Беларуси в 1918 г. в соборе была устроена немецкая гарнизонная кирха. В годы (советской власти в соборе в 1945-1969 гг. находились архив и книготорговая база.

В нынешнем виде Софийский собор представляет собой барочную трехнефную базилику с двумя многоярусными стройными башнями на главном (южном) фасаде и фигурным щитом между ними. В восточный фасад нового собора были включены остатки стен, фрагменты внутренних столпов, склеп и три апсиды храма 2-й половины XI в. Древнейшую кирпичную кладку можно увидеть снаружи и внутри.

Длина старого строения составляет ширину нового. Центральный неф главного фасада и со стороны алтарной апсиды завершены фигурными аттиковыми фронтонами. Главный фасад украшен декоративными элементами в стиле рококо, боковые фасады - спаренными пилястрами и лепными гирляндами.

В интерьере собора находится трехъярусная каменная алтарная перегородка как униатская переработка иконостаса. Боковые двери перегородки сохраняют художественные композиции XVIII в. «Св. Елена и Св. Макарий». В центре над третьим ярусом - темперная полихромная разрисовка «Тайная вечеря» (XVIII в.); выше, в барочном лепном картуше - «Спас Нерукотворный».

Алтарную перегородку завершает горельефная стукковая композиция «Троица новозаветная» в стиле зрелого барокко с мотивами рококо (XVIII в.).

В 1913 г. осуществлена реставрация икон собора, которую выполнили местные мастера: витебская художница и художник П. Зыков. В древней части храма (восточная апсида) сохранились остатки фресок XI в.

После реставрации собора в 1985 г. (архитектор В. Слюнченко) в нем расположены концертный зал с органом и Музей истории и архитектуры Софийского собора.

Историческое монументальное здание является ценнейшим памятником архитектуры и одним из символов национальной культуры. В настоящее время запланирована его новая реставрация.

При подготовке статьи были использованы материалы:
Кисель, В.П. Памятники истории и культуры Республики Беларусь / В.П. Кисель. - Минск: Лiтаратура i мастацтва, 2011. - 296 с.

В истории Беларуси Полоцкий Софийский собор занимает совершенно особое место. С ним связаны воспоминания как о событиях тысячелетней давности, так и о недавнем прошлом. В судьбе этого храма запечатлелись вехи истории белорусов, он - почти ровесник своего народа, хотя и сохранился в значительно измененном виде.

Первоначально это был пятинефный крестовокупольный храм о пяти или семи верхах, выстроенный, вероятно, под руководством греческих мастеровых: по архитектурному исполнению он был очень близок одноименным церквям Киева и Новгорода. Поскольку его основание в Полоцке последовало за учреждением местной епископской кафедры, можно с уверенностью считать, что он явился древнейшим каменным собором Полоцкой епархии.

Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен во имя Святой Софии, Премудрости Божией.

С середины XI века до конца XVI столетия храм Святой Софии оставался кафедральным собором Полоцкой епархии. В нем служили такие епископы, как Преосвященный Дионисий (+ 1182) и Преосвященный Симеон (+ 1289), причисленные Церковью к лику святых.

В продолжение всего периода пребывания в Полоцке сильной архиерейской власти собор Святой Софии являлся главнейшим очагом православной культуры в Великом княжестве Литовском. При кафедральном соборе велось летописание, имелись богатейшие книжные хранилища, собирались общественные грамоты и акты. Как отмечает в своей книге «Пачатае Скарынам» Ю.А. Лабынцев, среди лучших книг библиотеки Полоцкой Софии особенно выделялись: «Евангелие паркгаменное сребром оправеное с позолотою», сборники «Измарагд» и «Златая цепь», корпус творений святого Дионисия Ареопагита.

В конце XV - начале XVI века собор Святой Софии несколько изменил свое обличие и был перестроен. Остается нерешенным вопрос о том, насколько серьезно он видоизменился. Но о том, что частично собор, все же, перестраивался, свидетельствуют более поздние закладки первоначальных оконных проемов в центральной апсиде, превратившие окна XI века в своеобразные бойницы.

Тяжелые испытания выпали на долю Полоцка во время Ливонской войны (1558-1583). В 1563 году город был взят приступом войсками Ивана Грозного. Как отмечал в своих записках иезуит Антоний Поссевино, при осаде Полоцка русскими полками его жители «публично молились о даровании московитянам победы». После окончания штурма в Софийском соборе, который к этому времени имел уже два придела - во имя Святой Троицы и в честь Всех Святых, по случаю одержанной русскими победы был совершен благодарственный молебен. Через три года, в 1566 году, в Полоцке разразился страшный мор: от чумы умерли сотни жителей и среди них многие священники, в том числе поставленный на местную кафедру Иваном Грозным архиепископ Трифон.

Но самые лютые испытания обрушились на Полоцк после захвата его в 1579 году армией польского короля Стефана Батория. Изгнав «москвитян» из города, Баторий в отместку за сочувствие белорусов русским издал указ, по которому в Полоцке учреждался иезуитский коллегиум, а все православные церкви, за исключением Святой Софии, передавались католикам. В результате этого деяния 6 монастырей и 8 церквей в Полоцке были отняты у православных.

Огромной потерей стало разграбление отрядами мадьяр Стефана Батория ценнейшей библиотеки Святой Софии. Немецкий хронист Р. Гейденштейн, наблюдавший картину разорения Полоцка, зафиксировал данное событие в составленных им «Записках о Московской войне».

На этом бедствия для Полоцка не закончились. В 1596 году часть высшего клира Православной Церкви Речи Посполитой, изменив вере предков, приняла т.н. Брестскую унию. Среди епископов, подписавших унию, был и полоцкий владыка - Григорий Герман Загорский, по возвращении из Бреста обративший единственный из уцелевших православных храмов города - Софийский собор - в униатский, сохранив при нем кафедру.

В 1607 году Полоцк постиг большой пожар, не миновавший и Святую Софию, также погоревшую. Восстанавливать храм, некоторое время находившийся в запустении, выпало в 1618 году известному униатскому архиепископу Иосафату Кунцевичу. При восстановлении собора Кунцевич приложил все усилия, чтобы изменить православный облик храма. По свидетельству базилианского историка Стебельского, Иосафат приказал «укоротить» украшавшие церковь купола, дабы они не напоминали о прошлом Святой Софии. На месте придела в честь Всех святых Кунцевич освятил алтарь в честь святого Бенедикта.

Вскоре после перестройки Софийского собора в 1623 году православные жители несколько белорусских городов подали в польский сейм супликацию, в которой обращали внимание властей на невиданные притеснения с его стороны. В супликации выражалась горькая жалоба на то, что епископ приказал в Полоцке выкопать из земли недавно погребенные в церковной ограде тела православных и выбросить на съедение псам.

В 1642 году храм Святой Софии вновь горел. Но уже во время посещения его русским царем Алексеем Михайловичем, в 1654 году воевавшим с Речью Посполитой, храм был возобновлен.

С 1656 по 1667 годы Полоцк находился под властью России; в этот же период храм Святой Софии действовал как православный. Среди особо почитаемых реликвий тех лет, хранившихся в Софии, исследователи выделяют чудотворную икону Божией Матери древлеправославного письма. Приглянувшаяся Алексею Михайловичу, она была оправлена в богатую ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. По сведениям инвентарной описи Софийского собора за 1697 года, икона была пожертвована храму еще в конце XV века русской княжной Еленой, дочерью Ивана III, выходившей замуж за Великого князя Литовского Александра. Нынешнее местонахождение этого образа неизвестно.

С окончанием русско-польской войны храм Святой Софии вновь стал униатским.

В начале XVIII столетия Россия вступила в войну со Швецией. Военные действия между враждующими сторонами проходили и на территории Беларуси. В 1705 году Полоцк посетил Петр I. В Софийском соборе у царя произошла неприятная стычка с монахами-базилианами. Вначале Петр из любопытства к не совсем обычной для него службе вознамерился войти в алтарь собора. Однако монахи не допустили его туда. Это не понравилось царю, но он сдержался и, подойдя к одной из пышно украшенных икон, поинтересовался, кто на ней изображен. В ответ услышал, что перед ним образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого. Последние слова вывели царя из равновесия. Петр приказал сопровождавшей его страже схватить базилиан и арестовать их. Те, оказав сопротивление, стали звать на помощь своих собратьев. Тут же в соборе начался настоящий рукопашный бой, в ходе которого четыре монаха-базилиана были убиты.

Петр I дал распоряжение прекратить богослужение в соборе. Храм был закрыт, а в его притворе разместили склад боеприпасов. 1 мая 1710 года боеприпасы взорвались: обрушилась примыкавшая к притвору стена, были повреждены подвальные помещения здания, дали трещины смежные стены. Ранее величественный храм превратился в руины.

До конца 30-х годов XVIII столетия Святую Софию никто не пытался восстанавливать, так как с окончанием Северной войны польское государство оставалось крайне обессиленным.

Работы по возведению нового храма возглавил в 1738 году униатский архиепископ Флориан Гребницкий. На месте крестовокупольного собора он решил воздвигать церковь иной архитектуры: двухбашенную базилику в стиле барокко. К сожалению, остается неизвестным имя зодчего храма. К 1750 году строительство закончилось. От ранее находившегося здесь древнего храма в состав здания нового собора вошли: фрагменты фундаментов и нижних стен восточной и западной сторон, в том числе три алтарные апсиды, сохранившиеся почти целиком. Характерно, что новая церковь, в отличие от предыдущей, была развернута алтарем не на восток, а на север. Нарушена была традиция и в другом отношении, собор Святой Софии был освящен Флорианом Гребницким в честь Сошествия Святого Духа.

С началом Отечественной войны 1812 года новопостроенный храм Сошествия Святого Духа, после захвата Полоцка французами, подвергся страшному осквернению: «...Неприятельские войска поместили в здании Софийского собора конюшню, ризницы обратили в склады боевых снарядов... по словам очевидца, невозможно описать того чувства, какое производил жалостный вид храма... двери и окна большей частью были выбиты, многие иконы повреждены, царские двери изломаны, престол обнажен».

С изгнанием французов знаменитый Полоцкий храм еще некоторое время оставался униатским. Но это продолжалось недолго. На церковном соборе 1839 года преимущественная часть униатского клира во главе с епископатом - общей численностью 1305 лиц духовного звания - приняла решение о воссоединении униатов с православными. Торжественный акт, возвещавший возвращение униатов в лоно Православной Церкви, был зачитан в Полоцком соборе, вновь обретшем свое исконное имя - Святой Софии, Премудрости Божией.

Полоцкая София до 1856 года была городским собором; позже - приписной церковью Полоцкого Свято-Николаевского собора.

Храм часто ремонтировался - в 1850 г., в 1879 г. в 1911-1914 гг. Последний ремонт проводился капитально.

17 октября 1914 года церковь Святой Софии была заново освящена. Как писала газета «Витебский вестник», «...в городе Полоцке православные жители с радостью встретили день освящения вновь возродившей родной святыни. Вновь воздвигнут храм Премудрости Господней, этот древний памятник старины... Вновь с выси храма ярко засиял крест, осеняя древнюю Полоцкую землю. Вновь полочане под сенью древнего храма могут в минуты радости и печали приносить свои горячие молитвы и искать в них утешение».

События, вызванные революцией 1917 года, привели к закрытию многих тысяч церквей в стране. В 1924 году, ровно через 10 лет после торжественного освящения храма, печальная участь постигла и Святую Софию. Она была превращена в краеведческий музей. По воспоминаниям очевидцев, в 30-е годы не раз предпринимались попытки снять с Софии кресты. Все они закончились трагически. Пять человек взбиралось на купола храма - пять человек разбились насмерть.

В годы Великой Отечественной войны, с начала 1942 по июль 1944 года, в соборе возобновлялось богослужение. Желая завоевать симпатии населения, немцы не препятствовали открытию церквей.

После войны, из-за отсутствия складских помещений, в соборе разместили склад «Заготзерно». Люди стали жаловаться на местные власти. Народ поддержал вначале архиепископ Минский Василий, затем, сменивший его архиепископ Питирим. В результате продолжительной волокиты власти отказали в возвращении храма.

Сегодня храм является ярким образчиком позднее белорусского барокко, а главный фасад здания оформлен с применением декоративных элементов рококо.

На высоком холме на правом берегу Западной Двины в Полоцке стоит белоснежный Софийский собор - памятник архитектуры XI-XVIII веков, древнейшая каменная постройка на территории Беларуси. Входит в список семи чудес страны.

Первоначальная постройка относится к ХI веку. Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044–1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея Собор появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Плоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

Во времена Великого княжества Литовского, этот собор был единственным православным храмом в городе.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцеича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор

Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов. Согласно одной из версий, царь Петр требовал у служителей ключи от «царских врат». А когда они отказались, то в гневе убил настоятеля и четырёх монахов. По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками (то есть православными). Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. После этого Петр хотел передать храм православным, но они отказались, опасаясь мести со стороны униатов. Тогда собор и было решено использовать под пороховой склад. В 1710 году произошел взрыв, и храм был значительно разрушен. До 1738 года собор простоял в руинах.

В середине XVIII-го храм основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Во время войны 1812 года, когда Полоцк заняли французы, здание использовали под конюшни.

В начале 20 века в храме был проведён капитальный ремонт и реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Советская власть признала архитектурную и историческую ценность Софийского собора. Поэтому церковь там закрыли, но само здание использовали как краеведческий музей. Впервые он открыл двери для посетителей в 1987 году. Экспонаты рассказывают об истории собора, о многочисленных перестройках, ремонтах и последней реставрации памятника.

А еще раньше, в 1983 году был открыт концертный зал на 304 места. Здесь ежегодно проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (апрель) и Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь). Традиционно по воскресеньям в 15.00 проводятся органные концерты в исполнении солистки концертного зала, лауреата международного конкурса Ксении Погорелой.

Удивительно, что при всех перестройках до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. И они не скрыты от посторонних глаз, а доступны для осмотра всем желающим - входят в обзорную экскурсию по храму-музею.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

Один раз в год 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение.

Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Замковая, 1.
Время работы: с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме понедельника.
В летнее время (c 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00 каждый день, кроме понедельника.
Официальный сайт:

Делюсь материалами, подготовленными в свое время для поездок ОИРУ (продолжаю пост

av4 ). Софийский собор в Полоцке - одна из трех Софий Древней Руси. Он менее известен прежде всего потому, что ему не повезло с сохранностью. Вполне благополучное существование храма, построенного в XI веке, а в конце XVI отошедшего к униатам, кончилось во время Северной войны. Петр I устроил в нем пороховой склад, который в один момент взорвался.
Брошенный храм, лишившийся сводов и западной стены, простоял так до 1730-х гг., когда началось его восстановление (а фактически, полная перестройка) по проекту виленского архитектора И.Глаубица - главного мастера "виленского барокко" (двухбашенные костелы с высокими щитами-аттиками между ними, напоминающими по очертаниям католические алтари; любопытно, что сам Глаубиц был лютеранином).
В итоге храм оказался переориентирован главным алтарем с востока на север - там выросла новая апсида, а с запада, на месте полностью разушенной стены, для симметрии возвели апсиды, стилизованные под древние восточные. (Поскольку собор принадлежал униатам, то алтари у них смотрели по-католически в разные стороны). После ликвидации унии в 1830-х гг. собор вновь стал православным. В советское время его закрыли, использовали под склад, кажется, а в 1970-е отреставрировали под музей с органным залом, допустив такую "атеистическую" несообразность, как спуск в подвал через алтарь.
В таком качестве София пребывает и ныне, служб не бывает.

Вид с юго-востока (видны раскрытия кладки из плинфы на апсидах)

Вид с северо-запада (видны "псевдодревние" апсиды)

Интерьер. Иконостас главного алтаря - без икон

Раскрытия древней кладки в восточных апсидах

Который был известен, исходя из летописных источников, уже в 862 году. Все Полоцкое княжество было в свое время центром развития культуры и ремесел.

История возникновения Софийского собора в Полоцке.

Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор . Он был третьим по счету преподобным храмом на Славянских землях. Собор является максимально точной копией святого храма из Византии . Софийский собор был первой каменной святыней на территории Беларуси.

В период Северной войны начала XVIII века в здании храма находился склад с порохом, который в 1710 году взорвался. После взрыва от собора мало что осталось, и он простоял в таком разрушенном состоянии более 25 лет.

Как выглядел храм изначально, однозначной версии нет. Одни историки утверждают, что он был пятиглавый, кто-то считает – семиглавый. Известна точно только информация о том, что в середине XVIII века собор был полностью перестроен и видоизменен: главный фасад стали украшать две новые башни, и был надстроен верх. При помощи известного архитектора Глаубицы, храм был преобразован в униатский собор с барочной отделкой.

В период Отечественной войны 1812 г. французские солдаты использовали собор в качестве конюшни.

В 1839 году храм стал принадлежать православным. Однако, спустя время, в первой половине XX века собор был закрыт, и в нем был размещен краеведческий музей.

Описание Софийского собора в Полоцке.

Сегодня Софийский собор представлен как пример первого памятника с характерными чертами, свойственными типичному искусству земель Полоцка. После восстановления здания храма, перед его посетителями предстала статная постройка в стиле виленского барокко с видоизмененным фасадом, достройками и преобразованным интерьером. Внутри храма появились украшения из лепнины, резные карнизы, а также изменилась цветовая гамма. На алтарной преграде можно увидеть точную копию фрески «Тайная вечеря» , которая неплохо сохранилась до наших дней.

После появления Софийского собора на территории Полоцка то и дело появлялись памятники, в которых прослеживалась тенденция стилистики архитектуры XII века.

Достопримечательность Полоцка в наше время.

Ныне закончилось восстановление собора, в котором был открыт большой концертный зал с органом. В этом зале ежегодно в середине весны и в конце осени проходят фестивали камерной и органной музыки. На выступление сюда съезжаются знаменитые органисты с разных стран. Храм относится к культурно-историческому музею-заповеднику Полоцка. Рядом со зданием собора располагается Борисов камень.

Каждый год, 5 июня, когда почитают память Ефросинии Полоцкой , в соборе идет православная служба, после чего проходит крестный ход от храма до .

Софийский собор в Полоцке стоит увидеть своими глазами.

Этот замечательный храм и прилегающие постройки можно увидеть, отправившись в , который позволяет посетить не одну святыню края и обогатить свой духовный мир новыми впечатлениями.