Государственный бюджет года рф. Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Каковы основные параметры бюджета

К 2019 году правительство планирует сократить дефицит бюджета до 1,2% ВВП (с ожидаемых 3,9% в 2016-м), не прибегая к повышению налогов и увеличению пенсионного возраста. На фото: премьер-министр Дмитрий Медведев (слева) и министр финансов Антон Силуанов (Фото: Dmitry Astakhov/Sputnik/AP)

После однолетнего бюджета 2016 года правительство решило вернуться к трехлетнему циклу — Минфин считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. По итогам 2016 года дефицит бюджета может достигнуть 3,9% ВВП, что станет крупнейшим разрывом за шесть лет. Минфин хочет сократить его до 1,2% к концу 2019 года. Возвращение к трехлетнему бюджетному циклу — «может быть, <...> и рановато для сегодняшних условий», признался в среду президент Владимир Путин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет». «Но все-таки определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует, и, безусловно, я его даже поддерживаю», — сказал президент.

Когда будет утвержден бюджет?

Правительство рассмотрит проект трехлетнего бюджета на заседании в четверг, 13 октября. Он должен еще пройти согласование Министерства экономического развития. Проект поступил в Минэкономразвития в среду, «документ прорабатывается», сказала РБК представитель министерства.

Правительство планирует внести проект трехлетнего бюджета в Госдуму 28 октября, сообщил в среду министр финансов Антон Силуанов. К тому времени он вполне может быть скорректирован, правки наверняка будут вноситься и в ходе прохождения через Думу.


Каковы основные параметры бюджета?

Доходы в 2017 году окажутся в номинальном выражении практически на уровне текущего года — 13,44 трлн руб. (см. таблицу ). В реальном выражении с учетом инфляции они продолжат сокращаться. Правда, к 2019 году Минфин ожидает роста доходной части до 14,8 трлн руб. — в номинальном выражении это будет исторический максимум. Однако, во-первых, этот планируемый рост отчасти обусловлен слабым рублем, закладываемым в бюджет на 2019 год (71,1 руб. за доллар), тогда как цена на нефть прогнозируется на все три года на уровне $40 за баррель. Во-вторых, доходы бюджета в отношении к ВВП будут снижаться каждый год и в 2019 году упадут до 15% (по сравнению с более 19% ВВП в 2012 году).

Общий объем расходов на 2017 год предложен в размере 16,18 трлн руб., на последующие два года — уже чуть меньше 16 трлн руб. Единственный путь бюджетной консолидации — это сокращение расходов, сказал в среду Силуанов на форуме «Россия зовет». Но получается, что Минфин все-таки больше рассчитывает на рост доходов, чем на экономию в расходах. По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения бюджета 2016 года доходная часть к 2019 году возрастает более чем на 1,4 трлн руб., а расходная сокращается на 670 млрд руб. При этом нужно учитывать высокую базу расходов в 2016 году: на финише однолетнего бюджета Минфин решил увеличить расходы с 16,1 трлн до 16,4 трлн руб., а с учетом ожидаемых изменений в так называемой сводной бюджетной росписи, которые не нужно проводить через поправки в закон, — до 16,63 трлн руб.

В результате дефицит бюджета в 2017 году составит 2,74 трлн руб., или 3,16% ВВП, следует из законопроекта. В поправках к бюджету 2016 года, внесенных на этой неделе в Госдуму, Минфин предлагает прописать дефицит в 3,03 трлн руб., но ожидает, что по факту разрыв окажется больше — 3,26 трлн руб. То есть в следующем году бюджетный дефицит может сократиться сразу на 16%.

В 2018 году дефицит бюджета, согласно проекту Минфина, сократится до 2,2% ВВП, а в 2019-м — до 1,2% ВВП.


Дополнительные доходы получится привлечь и без налоговых реформ или повышения пенсионного возраста. «Идеология правительства — не увеличивать налоги», — сказал Силуанов в среду; напротив, возможны изменения с точки зрения облегчения для бизнеса доли прямых налогов. Серьезный рост доходов, на который рассчитывает Минфин, реалистичен, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина. Во-первых, это доход от НДПИ (Минфин подсчитал его на уровне 300 млрд руб. на 2017 год и по 200 млрд в последующие два года), второе — повышение акцизов, а затем в 2019 году вероятно повышение налогов за счет непопулярных мер, говорит Пронина.

Как Минфин собирается финансировать дефицит на трехлетку?

В отличие от 2016 года, когда дефицит на две трети финансируется за счет Резервного фонда, в 2017-2019 годах Минфин предлагает изменить структуру финансирования дефицита в сторону меньшего использования суверенных фондов и большего использования заемных средств. Занимать на внутреннем рынке предлагается по 1,05 трлн руб. каждый год (чистый объем заимствований). Это вдвое больше, чем Минфин планирует занять в 2016 году. Учитывая необходимость погашения в 2017 году госбумаг на 829 млрд руб., Минфину понадобится разместить ОФЗ на сумму почти 1,9 трлн руб.

Из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн руб., и это значит, что Резервный фонд будет полностью исчерпан. Придется задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого Минфин хочет потратить 660 млрд руб. в 2017 году. Пик расходования ФНБ придется на 2018 год — 1,14 трлн руб. В результате к концу бюджетной трехлетки в ФНБ останется около 3 трлн руб. (сейчас в нем 4,6 трлн руб.). Пополняться суверенные фонды в этот период не будут — действие бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года.

На 2017 год Минфин устанавливает планку по внешним заимствованиям в $7 млрд, как это было в докризисные годы. Ранее Антон Силуанов объяснял, что в принципе бюджет может обойтись без внешних займов, но нужно поддерживать ликвидность суверенных евробондов. По сути Минфин в 2017 году рефинансирует истекающий долг — к погашению запланированы бумаги на $7,3 млрд. В 2018 и 2019 годах планируется занимать по $3 млрд. Строго говоря, указанные цифры на 2017-2019 годы необязательно предполагают заимствования на зарубежных рынках — это могут быть и займы на российском рынке в иностранной валюте.

Не опасен ли такой объем заимствований?

Правительство будет наращивать объем внутренних заимствований, заявил в среду Силуанов на форуме «ВТБ Капитала». Но делать это, по его словам, нужно осторожно — важно не перегнуть палку, чтобы инвесторы не начали требовать более коротких бумаг и высоких ставок.

Объем совокупного госдолга к концу 2019 года вырастет до 16,6 трлн руб., или 16,8% ВВП (по сравнению с 15% ВВП по итогам текущего года). В 2017 году Минфин планирует разместить на внутреннем рынке бумаги на 1,88 трлн руб. (в 2018 году — 1,6 трлн руб., а в 2019 году — 1,7 трлн). Если геополитические факторы не будут оказывать негативного влияния на финансовые рынки, то, при том что Минфин разместит 1,9 трлн руб., «они совершенно спокойно получат более низкую доходность, которая может оказаться на уровне 7% уже к концу года», говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. По сравнению с объемом российского ВВП 1,9 трлн руб. это немного, долг «совершенно спокойно» можно удвоить в течение пяти лет, не создав на рынке никаких проблем, считает экономист.

В целом в предстоящем периоде объем госдолга РФ «сохранится на безопасном уровне менее 20% ВВП», отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета (есть у РБК).

Сколько расходов засекретят?

Открытая часть бюджетных расходов на 2017 год составляет 13,31 трлн руб. Это значит, что около 18% всех расходов будет засекречено (примерно такая же доля будет приходиться на закрытые расходы и в 2018-2019 годах). Это меньше, чем в 2016 году, по итогам которого уровень закрытости расходов превысит 22% (постсоветский максимум). Более 500 млрд руб. в предстоящие три года Минфин направит​ на «отдельные субсидии» компаниям и организациям, а также на «отдельные межбюджетные трансферты» региональным бюджетам по засекреченным статьям бюджета, следует из законопроекта.

В разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить в следующем году на социальную политику — 5,08 трлн руб. (см. таблицу ). По разделу «Национальная экономика» планируются ассигнования на сумму почти 2,3 трлн руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 950 млрд руб., а с учетом секретных расходов — 2,84 трлн руб. Это на 27% меньше, чем планируется выделить на национальную оборону за 2016 год.

При участии Светланы Бочаровой

Введение.

Глава 1. Теоретическая сущность и функции бюджета.

1.1 Понятие и экономическая сущность бюджета.

1.2 Функции бюджета.

1.3 Бюджетная политика государства.

Глава 2. Анализ бюджетной системы и бюджета РФ на 2017 - 2019 годы.

2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ.

2.2 Классификация бюджетов в России.

2.3 Анализ бюджета РФ на 2017 - 2019 годы.

Заключение.

Список литературы.

Курсовая работа на тему: Бюджет России 2017-2019.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система государства выступает нейтральным звеном фи-нансовой системы любой страны и сердцевиной ее экономики. Бюд-жетная система связана со всеми сферами деятельности государства, и от ее сбалансированности зависит устойчивость и стабильность эко-номики страны.
Важнейшим направлением государственного регулирования эконо-мики выступает бюджетная политика, а бюджет является важнейшим инструментом экономического механизма страны. Как и другие эконо-мические инструменты, бюджет активно используется государством для решения социально-экономических проблем и задач.
Изучение бюджетной системы РФ — неотъемлемая составная часть современного экономического образования. Исследование Бюджетной системы РФ предполагает изучение её сущности, функций, принципов ее построения и развития, механизмов сбалан-сированности бюджетов, вопросов формирования доходов и финанси-рования расходов бюджетов и их планирования, межбюджетных отно-шений, основ бюджетного процесса и бюджетного контроля.
Экономическая ситуация в РФ, сложившаяся на данный момент, является предметом пристального внимания со стороны не только ведущих финансовых аналитиков, владельцев крупного бизнеса или мелких предпринимателей, но и простых граждан. Кризисные явления, которые сегодня наблюдаются во многих экономиках мира, в России усугубляются еще и тем, что в течение последних лет она испытывает на себе влияние западных санкций.
Правительственная точка зрения гласит, что этот факт не должен приводить россиян в уныние. Наоборот, санкции стоит рассматривать в качестве положительного явления, ведь длительная экономическая изоляция поможет развить собственное производство и усовершенствовать технологические достижения, что, в конечном итоге, обеспечит стране небывалый экономический подъем. Кстати, он уже прогнозируется в новом федеральном бюджете.
Цель данной работы - изучить бюджетную систему РФ по состоянию на 2017-й - плановые 2018-2019 годы.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность бюджета;
2. Изучить функции бюджета
3. Рассмотреть основные аспекты бюджетной политики.
4. Проанализировать бюджет РФ на 2017 года, а так же плановые 2018 и 2019 годы.
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическая сущность и функции бюджета

1.1 Понятие и экономическая сущность бюджета

Как известно, вмешательство государства в экономическую жизнь общества реализуется по двум направлениям: административному и экономическому. Наиболее эффективными по степени воздействия на социально-экономические процессы являются экономические методы, среди которых в наибольшей мерераспространены бюджетные методы, связанные с использованием системы государственных расходов, и налоги. Бюджет является важнейшей составной частью экономического механизма страны. Одновременно это и рычаг, с помощью которого государство воздействует на весь процесс производства и распределения.
Финансовой основой социально-экономического развития любого государства являются многочисленные фонды денежных средств и, прежде всего, централизованный в руках органов власти фонд денежных средств — государственный бюджет. Бюджет выступает ведущим звеном финансовой системы страны. Бюджет необходим каждому государству для выполнения многообразных экономических, социальных, политических, культурных и иных функций.
С помощью бюджета органы государственной власти и местного самоуправления получают финансовые ресурсы для содержания своего аппарата, армии, реализации экономических задач, осуществления социальных мероприятий и т.д.
Бюджет представляет собой сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права и политики. Эта многосторонность бюджета обусловила трудности исследования государственного бюджета и определения самого понятия бюджета на всех этапах развития финансовой науки. Очень распространенным было определение бюджета как росписи доходов и расходов. При этом «бюджет» — более широкое понятие и нельзя его сводить только к росписи. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.
В экономической литературе встречаются различные определения бюджета. Он используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов. Например, профессор В.Д. Фетисов в своем учебнике «Бюджетная система РФ» дает следующее определение: «Бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных средств различных экономических субъектов». В учебнике «Бюджетная система РФ» A.M. Година, И.С. Максимовой и И.В. Подпориной дается следующее определение: «Бюджет представляет собой систему финансовых отношений по поводу образования, распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны». Академик Б.А. Райзберг в учебнике «Экономика и управление» говорит, что бюджет — это смета денежных доходов и расходов на определенный срок, обычно на год, имеющая официальную силу. В толковом словаре СИ. Ожегова сказано, что бюджет — это роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.
Во всех этих определениях рассматривается лишь одна определенная сторона бюджета:
. «форма образования и расходования денежных средств»;
. «основной централизованный фонд денежных средств»;
. «совокупность денежных отношений»;
. «основной финансовый план» и т.д.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) дает следующее определение бюджета.
Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
При этом и это определение не отражает всех сторон бюджета.
Так как бюджет представляет собой многогранную категорию, то целесообразным представляется его рассмотрение с различных сторон.
С материальной тонки зрения бюджет представляет собой централизованный в масштабах государства или отдельного административно-территориального образования фонд денежных средств, находящийся в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, в материальном понимании бюджет—это определенная сумма денег, находящаяся в фонде финансовых ресурсов, находящемся в руках определенных органов власти.
С экономической точки зрения бюджет — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Эти отношения носят двусторонний характер, так как возникают между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, как в процессе формирования централизованного денежного фонда с помощью налогов и иных платежей, так и в процессе использования этого фонда на финансовое обеспечение различных функций органов власти всех уровней.
С юридической точки зрения бюджет — основной финансовый план государства либо административно-территориального образования, утверждаемыи соответствующими представительными органами власти в форме закона или иного нормативно-правового акта.
Бюджет возник с появлением государства. При этом только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения считается Англия, где после буржуазной революции 1686—1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать доходы и расходы без согласия парламента.
«Бюджет» — слово английского происхождения, которое означает «мешок». Когда палата обшин Англии в XVI—XVIIвв. утверждала субсидию королю на предстоящий год, то в конце заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал свой портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Эта процедура называлась открытием бюджета, а позднее название портфеля было перенесено и на сам документ. С конца XVIIв. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.
В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 год. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России. При этом этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно и имело свои собственные источники доходов. Только с 1862 г. в результате разработки бюджетного устройства средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного совета не знали фактического состояния финансов империи. С 1894 г. государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железных дорог и займы. С этого момента бюджет России стал гласным.
Таким образом, бюджет — это основной финансовый план государства , центральное звено финансовой системы. Его главное предназначение заключается в создании финансовых условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, формирования социальной политики государства и т.д.
Формирование и использование бюджета имеет ряд отличительных черт.
Во-первых :, составление и исполнение бюджета имеет ярко выраженный балансовый характер.
Балансовый метод разработки планов является важнейшим методом установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод формирования бюджета позволяет установить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и величиной расходов. Текущий контроль за исполнением бюджета позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане поиска дополнительных источников доходов либо сокращения тех или иных расходов.
Во-вторых, перераспределительный характер бюджета. С помощью бюджета происходит перераспределение ВВП и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, различными отраслями народного хозяйства, субъектами РФ, отдельными категориями граждан.
В-третьих, народнохозяйственный характер бюджета. Бюджет связан со всеми отраслями народного хозяйства, а отрасли, в свою очередь, связаны с бюджетом как по поводу формирования бюджетных доходов за счет перечисления налогов и иных платежей, так и по поводу финансирования данных отраслей за счет средств бюджета.

1.2 Функции бюджета

Важно понимать, что экономическая сущность бюджета, как и прочих экономических категорий, находит свое отражение в его функциях.

Функции бюджета

Различные учёные-экономисты выделяют разные функции бюджета, однако все они сводятся к трём ключевым:
. распределительной;
. контрольной;
. регулирующей.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение и перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Содержание данной функции проявляется в процессе реализации двух сторон бюджетных отношений:
. формирование доходов бюджета;
. использование бюджетных средств (расходов бюджета).
В процессе формирования бюджетных доходов происходит принудительное изъятие в пользу государства части валового внутреннего продукта, созданного в процессе общественного воспроизводства. На данной стадии возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
С помощью бюджетных расходов финансируются бюджетополучатели — то есть организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями средств бюджета.
Кроме того, за счет бюджетных средств происходит перераспределение денежных ресурсов по уровням бюджетной системы через межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций.
С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).
Весь распределительный процесс условно делится на две стадии:
. первичное распределение. При первичном распределении на микроуровне возникают основные или первичные доходы (прибыль предприятий, амортизационный фонд, доходы работающих). Формирование первичных доходов материального производства — это начальный этап распределения, поскольку распределение национального дохода (НД) не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, то есть среди участников материального производства. Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных или производных доходов;
. вторичное (последующее) распределение. При вторичном распределении образуются доходы предприятий и работников сферы нематериального производства: доходы регионов, муниципальных образований, предприятий, организаций, граждан, посредством изъятия части созданных в сфере материального производства доходов и направления их в другие сферы (перераспределение НД).
Необходимость перераспределения национального дохода связана :





. с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах в наибольшей мереэффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;
. с наличием двух сфер — производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, управление, оборона, где не создается НД);
. с существованием различных социальных групп населения (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, одиноких матерей, многодетных семей и т.п.).
Централизуемые в бюджетном фонде денежные средства с помощью налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц в соответствии с проводимой государством социально-экономической политикой перераспределяются как в сферу материального производства, являющуюся основой народного хозяйства и источником формирования ВВП и национального дохода, так и в непроизводственную сферу, находящуюся на содержании государства.
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода страны, но является его активным потребителем. Из бюджета выделяются средства на заработную плату работникам данных отраслей, на содержание учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры и т.д.) и т.д.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, текущие тенденции развития экономики. Поступление средств в бюджет и их использование демонстрирует как успехи, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций в развитии народного хозяйства.
Регулирующая (стимулирующая) функция бюджета проявляется непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, стимулируя в первую очередь в наибольшей мереважные отрасли народного хозяйства: атомную энергетику, машиностроение, агропромышленный комплекс, жилищное строительство.
Регулирующая роль бюджета как инструмента воздействия на социально-экономическое развитие территорий — одна из важнейших функций, присущих бюджету, так как с помощью различных инструментов и возможностей, предоставляемых бюджетом, решаются важнейшие социальные и экономические задачи, стоящие перед государством.
С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода происходит совершенствование структуры общественного производства. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования денежными средствами, поступающими в распоряжение государства, что позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда выступают в роли экономических стимулов, бюджетные расходы всегда обладают этим качеством. Через них происходит выбор в наибольшей мерепрогрессивных направлений бюджетного финансирования, бюджетные средства используются для совершенствования отраслевой и территориальной структуры общественного производства, для первоочередного развития приоритетных отраслей. Средства бюджета должны, прежде всего, направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения. Важное значение для повышения эффективности общественного производства играет достижение оптимальной структуры народного хозяйства, для чего необходимы финансовые ресурсы.

1.3 Бюджетная политика государства

Политика означает искусство управления государством. В широком смысле политика — это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле — это совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей.
Любая политика — это отношения минимум двух субъектов по поводу зашиты и реализации собственных интересов относительно какого-либо объекта. Государственная политика — это совокупность социально-экономических, политических, военных и иных мероприятий по поводу зашиты и реализации государственных интересов, устройства системы общественного правопорядка.
Основу политики любого государства составляет социально-экономическая политика, связанная с распределением и перераспределением жизненных ценностей одних субъектов в пользу других. Главное звено социально-экономической политики образует финансовая политика, охватывающая отношения по поводу денежной системы страны, доходов и расходов государства, страхования и т.д.
В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику, которая обеспечивает изъятие и целенаправленное использование денежных средств.
Бюджетная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по определению основных задач и качественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.
Бюджетная политика является одним из основных направлений экономической политики государства и одним из в наибольшей мереактивных инструментов регулирования макроэкономических пропорций.
Составными частями бюджетной политики являются налоговая и инвестиционная политика. Через их взаимодействие строится политика государственного воздействия (регулирования) на социально-экономическое положение страны, состояние и развитие экономики.
Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Следовательно, эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности органов власти в данных направлениях.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:
. уровень собираемости бюджетных доходов;
. уровень выполнения бюджетных обязательств;
. величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;
. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
. динамика ВВП;
. уровень безработицы;
. степень выполнения законодательных актов о бюджете;
. величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита и др.
Бюджетная политика государства на очередной финансовый год определяется в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 3 декабря 2015 г. определены основные ориентиры бюджетной политики государства на 2016 год. Первоочередной задачей определено достижение сбалансированности бюджета, так как это является важнейшим условием макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны. По итогам исполнения федерального бюджета за 2016 год его дефицит не должен превышать трех процентов.
Бюджетное планирование, каждый бюджетный цикл надо начинать с четкой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе. Следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства.

Глава 2. Анализ бюджетной системы и бюджета РФ на 2017 - 2019 годы

2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ

Бюджетная система государства — это совокупность всех видов бюд-жетов, функционирующих в стране.
Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устрой-стве РФ, регулируемую законодательством РФ совокупность федераль-ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Рис.1 . Состав бюджетной системы Российской Федерации


Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным феде-ративным устройством и закреплено Конституцией РФ. В соответствии сост. 1 Конституции РФ «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная систе-ма России включает в себя следующие уровни:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты террито-риальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты вну-тригородских муниципальных образований городов федерального зна-чения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
. бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутриго-родских районов.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 3.07.2016 г.):
Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, де-ревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пун-ктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного са-моуправления.
Городское поселение — это город или поселок, в которых местное са-моуправление осуществляется населением непосредственно и (или) че-рез выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных обшей территорией, в гра-ницах которой местное самоуправление осуществляется в целях реше-ния вопросов местного значения межпоселенческого характера населе-нием непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государствен-ные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления фе-деральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ — это городское поселение, которое не входит в со-став муниципального района и органы местного самоуправления кото-рого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения и вопросов местного значения муниципального рай-она, а также могут осуществлять отдельные государственные полномо-чия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ с внутригородским делением — это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муници-пальные образования.
Внутригородской район — это внутригородское муниципальное об-разование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляет-ся населением непосредственно и (или) через выборные и иные орга-ны местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавлива-ются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.
Внутригородская территория (внутригородскоемуниципальное образо-вание) города федерального значения — часть территори и города федераль-ного значения, в границах которой местное самоуправление осуществ-ляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ор-ганы местного самоуправления.
Каждый из этих бюджетов служит финансовой базой для деятель-ности соответствующих государственных или местных органов власти.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов РФ не вклю-чаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в ре-гиональные бюджеты.

2.2 Действующая классификация бюджетов в Россиии их структура

Законодательством РФ принята правовая форма бюджетов РФ в за-висимости от бюджетного уровня. Статья 11 Бюджетного кодекса РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня.
Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджет-ных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных за-конов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утвержда-ются в форме правовых актов законодательных органов местного само-управления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Как правило, местные бюджеты утверждаются в форме решений местных представительных органов — советов депутатов му-ниципальных образований.
Бюджетный кодекс РФ выделяет понятие консолидированного бюд-жета РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ и консолидиро-ванного бюджета муниципального района.
Консолидированный бюджет РФ представляет собой совокупность федерального бюджета РФ и свод консолидированных бюджетов субъ-ектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой бюд-жет самого субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образова-ний, находящихся на его территории (без учета межбюджетных транс-фертов между ними).
Например, консолидированный бюджет Республики Дагестан вклю-чает:
. республиканский бюджет РД;
. 41 бюджет муниципальных районов;
. 1 бюджет городского округа с внутригородским делением;
. 9 бюджетов городских округов;
. 8 бюджетов городских поселений;
. 698 бюджетов сельских поселений.
Консолидированный бюджет муниципального района представляет со-бой бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюдже-тов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципально-го района (без учета межбюджетных трансфертов между ними).
Консолидированный бюджет городского округа с внутригородским деле-нием представляет собой бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджет-ных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированные бюджеты всех уровней не имеют правового ста-туса, не утверждаются в форме законов, а составляются для различных аналитических целей. Например, для определения степени централиза-ции финансовых ресурсов в бюджетной системе государства, для анали-за динамики доходов и расходов бюджетов территорий, для сопоставле-ния бюджетных систем различных регионов и государств и т.д.
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финан-совых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, отдельных территорий, например, бюджетные расходы на од-ного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие сред-недушевые бюджетные доходы.
Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансо-вый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законода-тельным органом законодательной власти — Федеральным Собрани-ем РФ. Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение ВВП и НД в рамках всего государства. Доходы федерального бюдже-та РФ собираются по всей территории страны по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах всего населения страны.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения рас-ходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназна-ченных для исполнения расходных обязательств Российской Федера-ции, не допускается.
По существу федеральный бюджет является главным законом эконо-мической жизни государства, в котором фиксируются не только циф-ры доходов и расходов государства, но и все остальные параметры эко-номического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный инструмент всей финансовой системы РФ.
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) представляют собой второй уровень бюджетной системы России.
В настоящее время в РФ 85 субъектов Федерации, в том числе 22 ре-спублики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округов, 3 города федерального значения.
Региональные бюджеты являются центральным звеном территори-альных бюджетов. Региональные бюджеты являются символом и гаран-том региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Рос-сийской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Третье звено бюджетной системы РФ местные бюджеты.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназ-начен для исполнения расходных обязательств муниципального обра-зования.
Количество местных бюджетов составляет более 22 тысяч, из них основную долю составляют бюджеты сельских поселений (около 18000). По количеству местных бюджетов в РФ лидирует Татарстан — 974, да-лее Башкортостан — 895 и Республика Дагестан — 757 бюджетов муни-ципальных образований.
Использование органами местного самоуправления иных форм об-разования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских посе-лений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципаль-ными образованиями.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникаю-щие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирова-ния бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организа-ций и населения, а их материально-вещественным воплощением —де-нежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. С помощью дохо-дов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредуют процесс их использования.
Доходы бюджетов — это поступающие в бюджет денежные средст-ва, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 Бюд-жетного кодекса РФ).
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и на-логовым законодательством РФ.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов — это вы-плачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками фи-нансирования дефицита бюджета.
Управление расходами во все времена считалось одной из важней-ших проблем в каждом государстве независимо от уровня развития эко-номики и поступлений в казну государства. Как правило, это было свя-зано с тем, что средства, выделяемые из государственной казны для фи-нансирования отдельных отраслей экономики или социальной жизни страны, оказывались недостаточными. Управление расходами строилось адекватно растущим задачам государства и его бюджета.
Задачи управления расходами включают три этапа:
. определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;
. распределение ресурсов, необходимых для реализации поставлен-ных целей;
. обеспечение выполнения конкретных задач в наибольшей мереэффектив-ным способом.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществ-ляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий фе-деральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным дого-ворам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ).
Бюджетные доходы и расходы различаются по составу, источникам, направлениям использования и другим признакам. Для составления от-четов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показа-телей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется еди-ная бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным зако-ном от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», Законом РФ от 8 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений В Федеральный закон «О бюджетной классификации в РФ"» и др.
В настоящее время порядок применения бюджетной классифи-кации в РФ регулируется в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (вред, от20.06.2016 № 89н).
Бюджетная классификация (ст. 18 Бюджетного кодекса РФ) пред-ставляет собой группировку доходов, расходов и источников финанси-рования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемую для составления и исполнения бюджетов, а также группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемую для ве-дения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бух-галтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоста-вимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация дает возможность свободного переме-щения финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетной системы РФ, причем такое перемещение должно носить методологи-ческий характер и иметь четко отлаженный механизм. Это возможно сделать только на базе единой бюджетной классификации. Кроме того, бюджетная классификация дает возможность экономического и ста-тистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения бюджетных средств.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой до-ходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных ак-тах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группиров-ку расходов бюджетов бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государ-ственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, ор-ганами местного самоуправления (муниципальными органами) и ор-ганами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.

2.3 Анализ бюджета РФ на 2017 - 2019 годы

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов. Впервые законопроект о госбюджете рассматривался 18 ноября 2016 года. В условиях кризиса и напряженной геополитической обстановки было понятно, что чем-то придется жертвовать, поэтому Госдума пропустила документ дальше, но с большими оговорками. Во втором чтении были сделаны некоторые корректировки, перераспределена часть расходов 540 млрд рублей, например, на кредитную поддержку регионов согласовали 200 млрд рублей вместо 100. Итоговый вариант был принят Госдумой в третьем чтении, и 19 декабря 2016 года Президент РФ подписал закон о федеральном бюджете на 2017 год. Отталкиваясь от прогноза ВВП объемом 86 806 млрд рублей и ожидаемого уровня инфляции в пределах 4%, в федеральном бюджете РФ планируются доходы — 13 487,6 млрд руб., расходы — 16 240,8 млрд руб. Дефицит составит 2 753,2 млрд руб.
Важно отметить, что доходная часть в бюджете РФ -2017 зафиксирована на уровне 13,49 триллионов рублей и незначительно отличается от прошлогоднего показателя. Многие экономисты говорят о том, что если учесть еще и инфляционные ожидания, то в реальном выражении данная часть бюджета продолжит тренд к сокращению. В 2019 году представители Министерства финансов прогнозируют рост доходной части до 14,8 триллионов рублей, что является номинальным историческим максимумом для экономики России.
Эксперты отмечают, что запланированный рост поясняется ослабленными позициями рубля - в бюджет 2019 года заложена котировка в 71,1 рубль за 1 американский доллар. Нефтяные котировки, заложенные в бюджет РФ, спрогнозированы в размере 40 долларов/баррель. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что по отношению к уровню ВВП доходная часть будет иметь тенденцию к сокращению - в 2019 году эта доля составит 15%.
При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов — это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д. Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах. Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне. Статьи расходов С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

Таблица 1. Структура расходов федерального бюджета за период 2013-2014 гг. и на плановый период 2015-2017 гг. (в % к итогу)


В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:
Общегосударственные вопросы — 1 135 млрд рублей.
Национальная оборона — 1 121 млрд рублей.
Правоохранительная система — 1 270 млрд рублей.
Национальная экономика — 2 292 млрд рублей.
ЖКХ — 58,2 млрд рубле
Охрана окружающей среды — 76,4 млрд рублей
Образование — 568 млрд рублей
Культура и кинематограф — 94 млрд рублей
Здравоохранение — 377 млрд рублей
Социальная политика — 5 080 млрд СМИ — 73,4 млрд рублей
Физкультура и спорт — 89,7 млрд рублей
Обслуживание госдолга — 729 млрд рублей
Межбюджетные трансферы — 768 млрд рублей.
Бюджет России 2017 курсовая работа.
Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.
В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.
В федеральном бюджете на 2017 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. При этом нынешние затраты во многом — это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.
Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений — в образовании, обустройство жилья военнослужащих — в ЖКХ и т.д.
Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий.
С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена. Пока наибольшие потери понесли следующие программы:
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%
При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2017 году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.
За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2017 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.
Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:
Развитие здравоохранения — 3,84 млрд рублей
Развитие образования на 2013-2020 годы — 42 млрд рублей
Ипотека и арендное жильё — 20 млрд рублей
ЖКХ и городская среда — 10 млрд рублей
Международная кооперация и экспорт — 41 млрд рублей
Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы — 14,6 млрд рублей
Безопасные и качественные дороги — 30 млрд рублей
Комплексное развитие моногородов — 6,5 млрд рублей
Экология — 20,19 млрд рублей.
Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2017 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий. Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров. Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.
Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.
Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины. Налог на добычу полезных ископаемых Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ Налог на добавленную стоимость Акцизы на алкоголь, табак, топливо Налог на прибыль предприятий Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2017 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2017 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.
Продолжат действовать налоговые каникулы для развития малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2017 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.
Для финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при всём этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Заключение

Итак, в ходе раскрытия темы данной работы, мы уяснили, что бюджет - является системообразующим финансовым планом функционирования государства. Он предопределяется финансирование работы всей социально-экономической системы, непосредственно влияя на её развитие.
В заключение следует отметить, что мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет РФ 2017 года к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Прирост ВВП в 2017 году ожидается не выше 0,6%, что нельзя назвать экономическим ростом. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.
Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.


МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Госдума приняла в I чтении проект федерального бюджета на 2017-2019 годы Проект представили депутатам глава Минфина и председалеь Счетной Палаты. Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года.

Главный финансовый документ страны был представлен депутатам на пленарном заседании министром финансов Антоном Силуановым и председателем Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой.

Проект предусматривает дефицит бюджета в 2017 году на уровне 3,2% ВВП, в 2018 — 2,2% ВВП, в 2019 году — 1,2% ВВП. Доходы на 2017 год прогнозируются на уровне 13,488 триллиона рублей, расходы — 16,241 триллиона рублей, дефицит соответственно составит 2,753 триллиона рублей. Объем доходов бюджета на 2018 год оценивается в 14,029 триллиона рублей, расходов — 16,04 триллиона рублей, на 2019 год — 14,845 и 15,987 триллиона рублей соответственно.

Документ сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель и инфляции не выше 4% на все три года. При этом предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 рубля, в 2018 году — 68,7 рубля, в 2019 году — 71,1 рубля.

Глава комитета ГД сомневается в показателях ВВП, заложенных в бюджет Бюджет РФ на 2017-2019 годы сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов за баррель, инфляции в 4% в год, ослабления курса рубля до 71,1 рубля за доллар в 2019 году и оживления темпов роста ВВП до 2,1% к концу прогнозного периода.

Ожидается, что в 2017 году Резервный фонд будет полностью исчерпан, поскольку средства фонда в сумме 1,15 триллиона рублей будут использованы на покрытие дефицита федерального бюджета. Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование бюджетного дефицита планируется потратить в 2017 году 668,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 1,16 триллиона, в 2019 году — 139,7 миллиарда рублей.

Законопроект допускает возможность внешних заимствований в 2017 году на сумму до 7 миллиардов долларов, а в 2018-2019 годах — по 3 миллиарда долларов в год. При этом предусматривается, что в 2017 году Минфин получит право обменять старые выпуски евробондов на новые в пределах 4 миллиардов долларов. Чистые государственные внутренние заимствования РФ (привлечение займов минус расходы на обслуживание долга) на трехлетку ограничиваются суммой в 1,05 триллиона рублей в год.

Депутаты

Депутаты от "Единой России" проголосовали за главную финансовую смету страны. "Сразу хочу сказать, что "Единая Россия" будет поддерживать бюджет в первом чтении. При этом мы исходим из того, что проектом бюджета предусмотрено выполнение всех важнейших обязательств, предусмотренных государством. Прежде всего, социальных обязательств", — отметил в пятницу первый вице-спикер Госдумы, депутат-единоросс Александр Жуков. По его убеждению, федеральный бюджет будет выполняться даже в случае существенных колебаний цен на нефть и газ.

Оппозиция традиционно не поддерживает проект бюджета. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов полагает, что принятый в первом чтении документ будет лишь углублять раскол общества. "Этот бюджет неизбежно приведет к политическому кризису. Вслед за финансовым наступит политический", — сказал Зюганов журналистам перед началом пленарного заседания.

"Справедливая Россия" заявила о разработке своего альтернативного проекта бюджета, который, по их мнению, превосходит правительственный вариант. "Наша позиция резко отрицательная. Мы будем голосовать против…. Сегодня, наверное, самый главный день в году. Как в народе говорят: "день год кормит". Но бюджет у нас диетический: кому-то щи без мяса, а кому-то жемчуг и неограниченно", — отметил замруководителя фракции эсеров Олег Нилов.

ЛДПР назвала данный документ "бюджетом проедания". "Фракция не будет поддерживать в первом чтении бюджет на 2017 год и на последующий период", — сказал первый замглавы комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

Разделы

Согласно структуре расходов открытой части бюджета, на национальную оборону предлагается направить 1,021 триллиона рублей в 2017 году, в 948,3 миллиарда рублей в 2018 году, 941,2 миллиарда рублей в 2019 году. По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" выделяется 1,270 триллиона рублей в следующем году, в последующие два года — 1,262 триллиона и 1,259 триллиона рублей соответственно. В рамках раздела "Национальная экономика" запланированы расходы в сумме 2,144 триллиона рублей в 2017 году, 2,199 триллиона рублей в 2018 году, 2,060 триллиона рублей в 2019 году.

В разделе "Социальная политика" предусмотрено расходов в 2017 году 5,079 триллиона рублей, в 2018 году 4,958 триллиона рублей, в 2019 году 5,05 триллиона рублей.

На раздел "Образование" направляется 548,9 миллиарда, 568,6 миллиарда и 566,4 миллиарда рублей за три года соответственно. На здравоохранение в целом будет выделено 363,9 миллиарда рублей в следующем году, в 2018 году будет выделено чуть больше — 383,3 миллиарда рублей, в 2019 году, напротив, будет наблюдаться снижение расходов — до 349,4 миллиарда рублей.

За три года расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" значительно сокращаются: в 2017 году будет выделено 58,2 миллиарда рублей, а в 2018 году — 28,8 миллиарда рублей, в 2019 году — 25,6 миллиарда рублей.

Правительство 28 октября внесет в Госдуму проект закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев ранее пояснял, что бюджет на ближайшую трехлетку непростой, а по отдельным позициям и весьма жесткий..

Депутаты Госдумы в первом чтении приняли проект бюджета с дефицитом более чем в 2,75 трлн руб. Против проголосовали 100 человек, за - 334 депутата. Во втором чтении законопроект рассмотрят в начале декабря

Госдума приняла в первом чтении проект закона о федеральном бюджете на 2017 год и последующие два года. Согласно документу, доходы бюджета на 2017 год запланированы в 13,4876 трлн руб., расходы — в 16,2408 трлн руб. Таким образом, дефицит составит порядка 2,7532 трлн руб., или более 3% ВВП. В последующие годы доходы бюджета, как ожидается, вырастут, а расходы и дефицит сократятся.

Покрывать дефицит в 2017 году предполагается за счет использования средств Резервного фонда (в размере 1,15 трлн руб.) и Фонда национального благосостояния (в объеме 668,2 млрд руб.). В результате Резервный фонд к концу 2017 года будет полностью исчерпан, а в ФНБ останется 4,19 трлн руб.

Проект бюджета сверстан исходя из цены на российскую нефть Urals $40 за баррель. При этом средний курс доллара к рублю в 2017 году, как запланировано, составит 67,5 руб., в 2018 году — 68,7 руб., в 2019 году — 71,1 руб. Инфляция в 2017-2019 годах, как ожидается, составит 4%.

Оппозиция против «бюджета выживания»

Само правительство характеризует бюджет на 2017-2019 годы (после однолетнего бюджета 2016 года правительство вернулось к трехлетнему бюджетному циклу) как консервативный, постадаптационный и мобилизационный. В частности, в пояснительной записке к проекту бюджета правительство оценивало его как «мобилизационный» (в части доходов) и бюджет экономии (в части расходов), . Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, поясняло правительство. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Такую бюджетную конструкцию . Например, экономический факультет МГУ в своем заключении на проект бюджета рекомендовал построить бюджет не на проциклическом принципе, а на контрциклическом — стимулировать экономику и наращивать бюджетный дефицит сейчас, когда экономика испытывает слабость, а бюджетную консолидацию отложить до того, как возобновится устойчивый экономический рост. Но Минфин считает, что сейчас как раз нужен именно такой ограничительный бюджет как фундамент для стабильной и низкой инфляции, устойчивого валютного курса, стабильных ожиданий бизнеса.

В первом чтении бюджет принят голосами одних единороссов, которые в новом созыве Думы имеют конституционное большинство и могут без участия оппозиции принимать любые законы. Все оппозиционные фракции отказались поддержать документ, сочтя его «бюджетом проедания, замирания и выживания». Минэкономразвития, чей социально-экономический прогноз лег в основу бюджета, в этот раз «даже не попыталось порадовать нас хоть чем-то хотя бы в отдаленной перспективе — до 2034 года ожидается стагнация», сетовал, в частности, представитель фракции ЛДПР Сергей Катасонов. Вся кризисная нагрузка переложена на плечи населения, отмечали оппозиционеры. При таком подходе властей экономический кризис перерастет в политический, предрек лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

Депутаты просят денег

Проект закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» был правительством в Госдуму 28 октября 2016 года. В сообщении пресс-службы кабмина отмечалось, что ключевые характеристики бюджета на ближайшие три года рассчитаны исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития России на 2017-2019 годы. Предполагается, что во втором чтении законопроект о федеральном бюджете будет рассмотрен Госдумой на заседании 7 декабря, в третьем чтении — 9 декабря.

После того как правительство внесло проект бюджета в Думу, документ пока не менялся — его лишь оценивали фракции, комитеты палаты и приглашенные бюджетным комитетом эксперты-экономисты из ведущих российских институтов. По итогам изучения проекта комитет по бюджету рекомендовал правительству изыскать дополнительные средства для финансирования здравоохранения и образования (в частности, предусмотреть в бюджете средства на масштабный проект лидера единороссов Дмитрия Медведева — строительство и реконструкцию школ; сейчас денег на это в проекте не заложено). Кроме того, от правительства ждут дополнительных денег на поддержку малого бизнеса, промышленности, моногородов, сельского хозяйства. Также депутаты рекомендуют резко нарастить бюджетное кредитование регионов, долги которых давно превысили 2 трлн руб.

Эти и другие рекомендации основаны на приоритетах, определенных для бюджета единороссами. Министр финансов Антон Силуанов на заседании Думы в пятницу неоднократно подтвердил, что правительство готово изыскать резервы для дополнительного финансирования этих приоритетов. На какие именно дополнительные средства смогут рассчитывать приоритетные проекты, в постановлении Думы не сказано.

Перспектива-2018

Парламентская оппозиция требует от правительства смелости и решительности: не сокращать расходы, а принять меры для ускоренного пополнения бюджета, собрав дополнительные деньги с богатых людей (с помощью введения прогрессивной шкалы налогообложения), нефтяных и газовых компаний (за счет отмены возмещения НДС за экспортные операции) и т.д. Но не принять бюджет — гораздо хуже, чем принять, первое приведет к настоящим потрясениям, убеждал оппонентов председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров.

Предложения, включающие, в частности, введение прогрессивной шкалы налогообложения, Минфин готовит к 2018 году, сказал депутатам Силуанов. Сейчас прогрессивное налогообложение вводить невозможно: это лишь спровоцирует увод доходов в тень, опасается Минфин. Прогрессивная шкала была в России до 2000 года, но все числились получателями минимальных зарплат и налогов не платили, напомнил представитель фракции единороссов Александр Жуков. Отмена возмещения НДС для газовиков и нефтяников просто разорит отрасли, сделав их продукцию неконкурентоспособной: им придется платить НДС дважды — в странах, куда они продают продукцию, и в России, пояснил депутат.

И Силуанов, и думские единороссы убеждали оппонентов, что бюджет гарантирует исполнение всех обязательств государства перед гражданами при любых обстоятельствах — и это главное. Надежность и предсказуемость бюджетной политики создаст основу для возобновления экономического роста, надеется Силуанов.

Сложная экономическая ситуация в России заставляет задумываться наперед о том, какая жизнь ожидает в будущем нас, простых граждан. Будущее обычных людей напрямую зависит от того, какой политики собираются придерживаться власть имущие в наступающем периоде. Сегодня мы узнаем о том, каков будет бюджет России в 2017 году.

Особенности федерального бюджета РФ на 2017 год

Как известно, бюджет РФ разрабатывается сразу на 3 года вперёд, потому уже сейчас можно говорить о том, какими будут бюджетные показатели России в 2017-2019 годах. Однако, цифры в этом бюджете, со временем, под воздействием различных факторов и обстоятельств могут быть изменены, в т.ч на изменение различных бюджетных показателей очень существенно может повлиять — мировая политика и экономика.

Следует отметить, что федеральный бюджет на 2017-2019 г ., принят Госдумой — 9 декабря 2016г. и подписан президентом РФ — 20 декабря. Бюджет страны рассчитывается из множества факторов. Далеко не последнее влияние на него оказывает курс доллара, общая политическая обстановка на внешней арене и пр. Кроме того, большое влияние на экономику страны оказывают введенные санкции и ответные меры на них. Принятый Федеральный закон о бюджете вступит в силу с 01 января 2017 года.

Бюджет России 2017 в цифрах

Доходы — составляют 13488 миллиарда рублей.

Расходы – 16241 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета – 2753 миллиарда рублей. Планируется уменьшить дефицит бюджета за предстоящие 3 года до 1.1 млрд рублей. Аналитики рассчитывают, что в 2017 г. уровень бюджетного дефицита уменьшится на 15%. Однако все в один голос утверждают, что сокращение это может произойти только за счет уменьшения расходов государства, в том числе, и на нужды населения.

Таблица доходов и расходов бюджета РФ на 2017 год