Отстранение царевны софьи. Софья Романова: биография, интересные факты. Краткая биография царевны Софьи

Годы жизни: 5 сентября 1657 - 3 июля 1704 .

Годы правления: Царь и Великий государь всея Руси (1682 - 1689).

Родители: Алексей Михаилович Романов (1629-1676+), Мария Милославская;

Дети: Нет

После смерти Федора Алексеевича на престол был избран Петр I. (1682 год). Вместе с этим возвышалась партия Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I Натальи Кирилловны. Партия Милославских, родственников первой жены царя Алексея Михайловича, во главе которой стала царевна Софья Алексеевна, воспользовалась происходившими тогда волнениями стрельцов, чтобы истребить главнейших представителей партии Нарышкиных и парализовать влияние на государственные дела Натальи Кирилловны. Результатом явилось провозглашение 23 мая 1682 года двух царей, Иоанна и Петра Алексеевичей, которые должны были править совместно, при чем Иоанн остался первым царем, а Петр - вторым.

29 мая, по настоянию стрельцов, за малолетством обоих царевичей, правительницей государства была провозглашена царевна Софья С этой поры и до 1687 года она сделалась фактически правительницей государства. Была сделана даже попытка провозгласить ее царицей, но она не нашла сочувствия среди стрельцов.

Первым делом Софьи было усмирить волнение, поднятое раскольниками, которые, под предводительством Никиты Пустосвята добивались восстановления "старого благочестия". По распоряжению Софьи, главные предводители раскольников были схвачены: Никита Пустосвят казнен. Против раскольников были приняты суровые меры: их преследовали, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению. Вслед за раскольниками были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа, кн. Хованский, приобретший большую популярность среди стрельцов и обнаруживавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению к боярам, но и к Софье, был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый.

При Софье был заключен вечный мир с Польшей в 1686 году. Россия получила навсегда Киев, уступленный раньше по Андрусовскому миру (1667) только на два года, Смоленск; Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии. Тяжелые обстоятельства, нападения турок, принудили Польшу заключить такой, невыгодный для нее, мир. Россия обязалась за него помочь Польше в войне с Турцией, которую Польша вела в союзе с немецкой империей и Венецией. Вследствие принятого Россией на себя обязательства, любимец Софья, кн. В. В. Голицын, два раза ходил в Крым.

Эти так называемые Крымские походы (в 1687 и 1689 году) окончились неудачей. Во время первого похода была зажжена степь. В этом обвинили малороссийского гетмана Самойловича, не сочувствовавшего вообще походу. Он был низложен, а на его место был избран Мазепа. Русское войско принуждено было вернуться. Во второй поход русские дошли уже до Перекопа, Голицын начал было переговоры о мире; переговоры затянулись, войско ощущало сильнейший недостаток в воде, и русские принуждены были воротиться, не заключив мира. Несмотря на эту неудачу, Софья наградила своего любимца, как победителя.

С Китаем в правление Софьи был заключен Нерчинский договор (1689 года), по которому оба берега Амура, завоеванные и занятые казаками, были возвращены Китаю. Договор этот был заключен окольничим Федором Головиным и вызван постоянными столкновениями с китайцами, угрожавшими даже настоящей войной.

Правление Софьи продолжалось до 1689 года, пока Петр I занимался потехами. В этом году ему исполнилось 17 лет и он задумал править самостоятельно. Враждебно настроенная против Софья Наталья Кирилловна говорила о незаконности правления Софьи. Шакловитый вздумал поднять стрельцов в защиту интересов Софьи, но они не послушались. Тогда он решился погубить Петра и его мать. Замысел этот не удался, так как Петру донесли о намерениях Шакловитого, и царь уехал из Преображенского, где он жил, в Троицко-Сергиевскую лавру. Софья уговаривала Петра возвратиться в Москву, но безуспешно посылала с этой целью бояр, наконец, патриарха. Петр не поехал в Москву, не возвратился и патриарх Иоаким, лично не расположенный к Софье.

Видя неуспех своих просьб, Софья отправилась сама, но Петр не принял ее и требовал выдачи Шакловитого и известного Сильвестра Медведева и других ее сообщников. Софья не выдала их сразу, а обратилась за помощью к стрельцам, к народу, но никто ее не слушал; иноземцы, с Гордоном во главе, ушли к Петру; стрельцы принудили Софью выдать сообщников. В.В.Голицын был сослан, Шакловитый, Медведев и состоявшие в заговоре с ними стрельцы были казнены. Софья должна была удалиться в Новодевичий монастырь; откуда она не переставала разными таинственными путями поддерживать сношения со стрельцами, которые были недовольны своей службой.

Во время пребывания Петра за границей (1698 год) стрельцы подняли восстание, с целью, между прочим, поручить правление снова Софье (см. Стрелецкие бунты). Восстание стрельцов кончилось неудачей, главарей казнили. Петр возвратился из-за границы. Казни повторились в усиленной степени. Софья была пострижена в монашество под именем Сусанны. Пред окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Сестра Софьи, Марфа, была пострижена под именем Маргариты и была послана в Александровскую слободу, в Успенский монастырь. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре и содержалась там под самым строгим надзором. Сестрам запрещено было видеться с нею кроме Пасхи и храмового праздника в Новодевичьем монастыре.

По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева" - как выразился о ней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.

Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф.Миллер; Н.М.Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софья с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е.Забелин видит в Софья воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М.Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". Подобным же образом многое в деятельности Софьи объясняет и Костомаров. Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф.Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться".

Родилась Софья Алексеевна 17 сентября 1657 года в Москве. Получила хорошее образование под руководством Симеона Полоцкого, знала польский язык и латынь, сочиняла пьесы, стихи, изучала историю. Внешне епривлекательная, она одновременно отличалась энергией, умом, честолюбием. После кончины царя Федора Алексеевича Софья при помощи стрельцов добилась своего провозглашения 29 мая 1682 года регентшей при малолетних братьях-государях - 10-летнем Петре и 16-летнем Иване. Вся государственная власть сконцентрировалась в руках Софьи и ее фаворита князя Голицына. Слабый здоровьем, Иван Алексеевич не мог помешать Софье Алексеевне, а Петра Алексеевича вместе с его матерью Натальей Кирилловной отправили в подмосковное село Преображенское. С 1684 года изображение Софьи стали чеканить на монетах, а с 1686 года ее начали называть самодержицей. Софья прежде всего расправилась с раскольничеством и стрелецкой вольницей, видя в них основных противников своему стремлению стать единоличной правительницей.

Однако этой мечте Софьи не дано было сбыться. Петр, по настоянию матери, в январе 1689 года женился и стал вполне самостоятельным. Софья попробовала в августе того же года при помощи стрельцов свергнуть его с трона, но за Петром уже стояли верные ему «потешные» войска. К тому же многие бояре и служилые люди не были склонны поддерживать честолюбивые планы властительницы. В результате предпринятых Петром энергичных мер Софью обвинили в измене и посадили в московский Новодевичий монастырь. В 1698 году она вновь попыталась захватить власть. В этот раз все закончилось для нее пострижением в монахини (с именем Сусанна), а для стрельцов многочисленными казнями. Часть из них Петр повесил прямо перед окнами кельи своей неугомонной сестрицы. Умерла Софья Алексеевна 3 июля 1704 года. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.



В Новодевичьем монастыре бывшая регентша провела остаток своей жизни. Там ее охраняли сто стражей под командованием подполковника. Перед смертью она приняла схиму с прежним своим именем - Софья.

Родилась 27 (17 по ст.ст.) сентября 1657 года в Москве. Одна из шести дочерей от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей — Федора и Ивана.

Царевна завела доселе не практиковавшийся порядок — она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения прилюдно стала давать собственные распоряжения .

Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества. Царевной были предприняты все меры для развития промышленности и торговли. Во времена правления Софьи Россия начала производить бархат и атлас, ранее импортируемые из Европы. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Софья Алексеевна отправила первое русское посольство в Париж. Во времена ее правления в Грановитой палате Кремля произошел знаменитый спор о вере, который положил конец многолетнему церковному расколу.

Кроме того, состоялась первая перепись населения, была проведена реформа налоговой системы, а также изменены правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества претендентов). Софья начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.

В годы правления Софьи были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями правительства Софьи Алексеевны были заключение "Вечного мира" 1686 года с Польшей, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск; Нерчинского договора 1689 года с Китаем; вступление в войну с Турцией и Крымским ханством. В 1689 году произошел разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу.

27 апреля 1682 года после 6 лет правления скончался царь Фёдор Алексеевич (читать о Царе Федоре Алексеевиче). Как только удар колокола известил о смерти Федора, бояре съехались в Кремль для обсуждения, кого из двух братьев (Ивана Алексеевича или Петра Алексеевича) они выберут. Слабоумие Ивана было всем известно, поэтому решили избрать Петра. Патриарх Иоаким, Нарышкины и их сторонники отправились к Петру, который был в хоромах у тела Федора, его нарекли царем и возвели на престол.

Тяжело было это принимать Софье Алексеевне. Исправить ситуацию можно было только путем бунта. И для этого был найден горючий материал – это были стрельцы. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие. Они были недовольны своим начальством, которые мучили их надсадной (напряженной, тяжелой) работой. Жалование им не шло второй год. А торговать в городе им не давали, так как немцы, жившие в Москве, всей торговлей завладели. Жаждали стрельцы перемен, хотели бунта.

Этим решили воспользоваться Милославские, подстрекая дополнительно стрельцов. Пустили слух, средь союзных стрельцов, что якобы Нарышкины задушили слабоумного Ивана. Вспыхнули стрельцы и с криками бросились к Кремлю, по пути лезли в боярские дома, грабили их, убивали. Испугалась мать Петра (Наталья Кирилловна), не знала она, что делать.

Тогда патриарх предложил им, чтобы вышли они на крыльцо и показали им целого Ивана. Что они и сделали, но толпа не успокоилась, она жаждала крови. Убили они тут же, на крыльце, приближенных к Нарышкиным бояр – Артамона Матвеева и Михаила Долгорукова. А после стали кричать: «хотим обеих царей, Ивана и Петра, хотим Софью, Софью хотим на царство».

После выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.

Софья правила вместе со своим фаворитом Василием Голицыным. Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием».

При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей. Договор закрепил за Русским царством Смоленск, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Договор по факту подтверждал условия Андрусовского перемирия, заключенного при Алексее Михайловиче, кроме следующего - Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой.

В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар (идею предложила Софья для увеличения авторитета своей власти, чтобы окончательно закрепиться на троне). Однако, несмотря на значительное превосходство русской армии в силе, поход не принес значимого значения, а Крымскому ханству не было нанесено поражение. Голицын подвергся сильной критике за свои неудачные походы.

Рассуждая о причинах неудачи похода, историк Брикнер (российский историк немецкого происхождения), отмечал, что в ходе кампании столкновения между обеими сторонами носили характер лишь незначительных стычек, не доходя до настоящего сражения, а главными противниками русского войска были не столько собственно татары, число которых было невелико, сколько жаркий степной климат и проблемы обеспечения громадного войска в степи, усугубившиеся из-за охвативших армию болезней, степного пожара, оставившего лошадей без корма, и нерешительности командования.

27 августа 1689г. был заключен невыгодный для России Нерчинский договор (первый русско-китайский договор). Россия по договору лишалась крепости Албазин (находящейся в районе Амурской области), а также теряла освоенное ею Приамурье.

8 августа 1689г. несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли Петру (читать о Петре I) о готовящемся покушении на него. Он решил бежать в Троицу. А 27 августа из Троицы выслал царский указ с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение - смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти. Но власть Софьи неуклонно посыпалась. Все высшие чины уходили к Петру к Троице. Василий Голицын, после неудачной кампании против татар, уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. У правительницы не осталось приверженцев, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский девичий монастырь в Путивле, ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр для большей безопасности (чтобы у нее не было возможности организовать заговор) перевёл ее в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.

Царевна Софья Алексеевна

Софья Алексеевна — старшая дочь царя Алексея Фёдоровича Романова и Марии Ильиничны Милославской. Правила Московским государством с 1682 по 1689 годы. Носила титул «великая государня, благоверная царица и великая княгиня»

«царевна Софья, ученица Симеона Полоцкого, личность умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило ее умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, стремление искать ответы на эти вопросы вне терема» (С. Ф. Платонов «Полный курс русской истории»)

Краткая биография царевны Софьи

  • 1657, 17 сентября — рождение
  • 1666, 27 августа — у Софьи родился брат Иван, будущий царь Иван V
  • 1669, 3 марта — смерть матери Марии Ильиничны Милославской
  • 1671, 22 января — отец Софьи царь Алексей Михалович вторично женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной
  • 1672, 30 мая — родился сын А. М. Романова и Н. К. Нарышкиной Пётр, будущий император Пётр Первый
  • 1682, 27 апреля — смерть брата Софьи, царя Фёдора Алексеевича
  • 1682, 29 мая — Софьи стала правительницей Московии, регеншей при малолетних царях Иване (14 лет) и Петре (10 лет)
  • 1689, сентябрь — Софья отстранена от власти Петром
  • 1689, осень — Софья отправлена в ссылку в подмосковный Новодевичий монастырь, но в монахини не пострижена
  • 1697, март — заговор против Петра Первого бояр Соковнина, Пушкина, стрелецкого полковника Цыклера, который назвал Софью, соучастницей
  • 1698, март-июнь — стрелецкий бунт в пользу Софьи (с подавлением бунта стрельцов пытали и под пытками ими было показано участие Софьи)
  • 1698, 21 октября — Софья насильно пострижена в монахини
  • 1704, 3 июля — смерть Софьи в Новодевичьем монастыре

Воцарение Софьи Алексеевны

Царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив наследников. По неписанным правилам продолжателями династии должны были стать братья Фёдора и Софьи Иван, сын Марии Ильиничны Милославской или Пётр, сын Натальи Кирилловны Нарышкиной. За Ивана стояли приверженцы и родственники семьи Милославских, в том числе Софья. За Петра — родственники и приверженцы семьи Нарышкиных, в том числе патриарх Иоаким. В закулисной борьбе сначала первенствовали Нарышкины. и патриарх и Боярская дума провозгласили царем Петра под опекой его матери Н. К. Нарышкиной. Милославские не смирились с поражением и с помощью стрельцов (бунт 15-17 мая 1682 года, вошедший в историю под название Хованщина) 26 мая заставили Боярскую думу провозгласить первым царем Ивана V, вторым Петра I с тем, чтобы правление поручено было, по молодости царей, Софье Алексеевне

Правление царевны Софьи Алексеевны

«главными деятелями правления Софьи были князь В. В. Голицын и думный дьяк Шакловитый. Первый был начальником Посольского приказа, главным правительственным деятелем во внешних сношениях Москвы и во внутреннем управлении. Второй был начальником стрелецкого войска и главным стражем интересов Софьи»

  • 1682, 5 июля — в Грановитой палате Кремля религиозный диспут между представителями действующей доктрины и раскольниками

«Диспут вызвал уличные беспорядки, на самом диспуте спорили долго и … не пришли ни к какому результату. Тем не менее раскольники провозгласили победу. Масса московского населения, с напряженным вниманием ожидавшая исхода диспута, была введена в немалый соблазн рядом скандалов и отсутствием твердой власти, не смогшей поддержать порядка, и неизвестностью – где же церковная истина? Правительство же было смущено тем, что в этот день ясно увидело, как ненадежно стрелецкое войско; стрельцы оскорбляли Софью, когда она вмешивалась в диспут, поддерживали раскольников и слушались обожаемого ими Хованского гораздо более, чем повиновались правительству.

После диспута у Софьи стало две заботы: лишить раскольников стрелецкой поддержки и обуздать Хованского, который мог злоупотреблять привязанностью стрельцов. Первого Софья скоро достигла. Увещаниями и подачками она склонила стрельцов отстать от расколоучителей. Одного из них казнила (Никиту Пустосвята), других сослала. Не так легко было свести счеты с Хованским. Прямо сместить Хованского Софья боялась, потому что это могло раздражать стрельцов и повести к новым беспорядкам. Терпеть же его во главе военной силы казалось невозможным, Хованский вел себя дурно: льстил стрельцам, уронил дисциплину; ходили слухи, что грозил устранить Милославских от власти, …завладеть царством для себя и для сына»

  • 1682, 20 августа — Царская семья от греха покинула Москву и поселилась селе Воздвиженском. Туда был вызван Хованский
  • 1682, 17 сентября — решение Боярской думы Хованский и его сын казнены

«Суд, приговор и казнь последовали в один и тот же день, внезапно, неожиданно. Очевидно, Софья боялась помехи со стороны стрельцов; боясь их волнения, она 17-го же сентября известила их грамотой, что Хованские казнены, и прибавляла, что на самих стрельцах царского гнева нет. Но стрельцы не поверили. Они думали, что за Хованским наказание постигнет и их. Поэтому они подняли бунт; по слухам, ожидая нападения на Москву царских войск, они привели город в осадное положение и приготовились к вооруженной защите.

Это заставило правительство удалиться в Троицкую Лавру (бывшую первоклассной крепостью того времени) и собирать дворянское ополчение из городов. Военные приготовления правительства показали стрельцам их собственную слабость, невозможность сопротивления и необходимость покориться. Через посредство оставшегося в Москве патриарха просят они прощения у Софьи. Софья дает им прощение с одним условием: стрельцы вполне должны повиноваться начальству и не мешаться не в свое дела»

  • 1682, 8 октября — окончание стрелецкого бунта
  • 1682-1687 — возобновление и окончание строительства Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку
  • 1684, май — на встрече с послами Ватикана Софья «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха и приверженцев старины и истинной веры
  • 1684, лето — подписан Московский протокол о дополнении и исправлении Кардисского мира со Швецией
  • 1684, 10 августа — Договор о посольском церемониале с Данией
  • 1685, 7 апреля — приняты так называемые «Двенадцать статей» - закон Московского государства, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев, начиная смертной казнью сожжением живьём, заканчивая заточением в монастыри, битьём батогами, лишением имущества
  • 1686, 6 мая — «Вечный мир» с Польшей

«польский король Ян Собесский согласился на вечный мир, по которому навеки уступил Москве все, что она завоевала у Польши в XVII в. (важнее всего Киев). Этот мир 1686 г. была очень крупной дипломатической победой, которой Москва обязана была В. В. Голицыну. Но по этому миру Москва должна была начать войну с Турцией и Крымом, ей подчиненным»

  • 1687, февраль-июнь — неудачный поход московских войск под водительством Голицына против Крыма
  • 1687, сентябрь — в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия — первое в России высшее учебное заведение
  • 1689, февраль-май — второй неудачный поход Голицына против Крыма

«Неудача второго Крымского похода 1689 г, возбудила общее недовольство и дала удобный повод к действиям против Софьи повзрослевшего Петра. Летом 1689 года он начал показывать Софье свою власть. В июле запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья, напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумался арестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого…. Отношения к началу августа 1689 года стали до того натянуты, что все ждали открытого разрыва… Он произошел 7 августа.

Вечером Софья собрала в Кремле значительную вооруженную силу. Говорят, что ее напугал слух о том, что в ночь с 7 на 8 августа Петр с потешными явится в Москву и лишит Софью власти. Стрельцов, призванных в Кремль, волновали в пользу Софьи и против Петра несколько преданных правительнице лиц. Видя военные приготовления в Кремле, приверженцы царя дали ему знать об опасности. Но они преувеличили опасность и сообщили Петру, что на него с матерью стрельцы «идут бунтом» и замышляют на них смертное «убийство». Петр прямо с постели бросился на лошадь и с тремя провожатыми ускакал из Преображенского в Троицкую Лавру.

В следующие дни, начиная с 8 августа, в Лавру съехались все Нарышкины, все бывшие на стороне Петра знатные и чиновные лица; явилась и вооруженная сила – потешные и Сухарев стрелецкий полк. С отъездом Петра и его двора в Лавру настал открытый разрыв. Из Лавры Петр и руководящие им лица потребовали от Софьи отчета в вооружениях 7 августа и присылки депутаций от всех стрелецких полков. Не отпустив стрельцов, Софья отправила к Петру патриарха Иоакима как посредника для перемирия. Но преданный Петру патриарх не вернулся в Москву. Петр вторично потребовал представителей от стрельцов и от тяглых людей Москвы. На этот раз они явились в Лавру наперекор желаниям Софьи. Видя, что сопротивляться Петру невозможно, что в стрельцах нет поддержки, Софья сама едет к Троице мириться с Петром.

Но ее возвращают с дороги именем Петра и угрозой, если она приедет к Троице, обойтись с нею «нечестно». Возвратясь в Москву, Софья пробует поднять стрельцов и народ на Петра, но терпит неудачу. Стрельцы сами заставляют Софью выдать Петру Шакловитого, который был казнен 11 сентября. После выдачи Шакловитого добровольно явился в Лавру и В. Голицын, ему от Петра была объявлена ссылка в Каргополь (позднее в Пинегу) за самоуправство в управлении и за нерадение в Крымском походе»