Штык с двумя шлангами. Узлы "штык": их разновидности и схемы вязания. Смотреть что такое "Простой штык" в других словарях

По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”

2. Незатягивающиеся узлы.

Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю.

После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов “чужими” и “своими” концами.


Рис. 9. Простой полуштык

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение “накинуть полштыка” обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягивающийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б ), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе, и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: “Два полуштыка спасли корабль королевы” и “Три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты”.

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.



Рис. 10. Простой штык:
а - правильно завязанный; 6 - перевернутый (неправильный)

Коечный штык (рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде "Койки вниз!" их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.



рис. 11. Коечный штык

Простой штык со шлагом (рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае, он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.



Рис. 12. Простой штык со шлагом

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.

Штык с обносом (рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.



Рис. 14. Штык с обносом

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Обратный штык (рис. 16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку, у некоторых марок автомобилей.


Рис. 16. Обратный штык

Мачтовый штык (рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.


Рис. 17. Мачтовый штык

Буксирный узел (рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.


Рис. 18. Буксирный узел

Портовый узел (рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением.

Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.



Рис. 19. Портовый узел

Рыбацкий штык — это узел, который предназначен для привязывания якорного каната к якорю. За много веков существования судоходства не было изобретено более прочного узла, чем морской штык.

Морской штык выполняют на основе простого узла, его относят к типу незатягивающихся морских узлов. Простой штык представляет собой петлю, выполненную на основе 2−3 полуштыков. Крепеж обладает такими качествами, что его можно легко развязывать и завязывать, даже в том случае, когда трос держится под давлением. Этот крепеж вяжут из 3 полуштыков.

Простой крепеж отличается высокой прочностью. Выполнить его легко и несложно запомнить способ вязки. Поэтому он и используется у моряков. Таким соединением альпинисты пользуются для фиксации троса к опоре при изготовлении подвесной переправы, так как развязывать канат надо, когда он сильно затянут. Другие узлы не подойдут для этой цели, так как их можно развязать, лишь когда ослаблен трос.

Применение

Такое соединение используют в морском судоходстве для привязывания троса к стояночному якорю. За многие годы применения узла в морском деле он не потерял своей актуальности. Для использования на морских судах он считается надежным, прочным, его легко развязать, когда это нужно. Крепление не портит канат в результате перетирки. Даже под воздействием морских волн это соединение отлично держит якорь.

Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык

Зная, как завязать узел простой штык на вертикальной опоре, можно спокойно оставлять лодку на берегу. Свободный конец каната за опору заводят слева направо. Свободный конец троса перекидывают через основной, заводят снизу в получившуюся петлю. Так образуют полуштык.

Затем свободный конец каната отводят вправо, его центр берут в правую руку, а часть троса, зафиксированную в узле, опять тянут влево, перебрасывают через основной и просовывают снизу в новую петлю, создавая второй полуштык и при этом формируя простой крепеж.

Чтобы соединение было более прочным, можно таким же образом сделать 3 полуштык. Но в простой ситуации достаточно бывает 2 полуштыков. Свободный конец каната привязывают к основному контрольным соединением. Таким образом, канат закрепляется к опоре надежно.

Вместо контрольного соединения можно свободный конец троса привязать к основному концу тросом малого диаметра. При этом полуштыки, образующие простое соединение, не затягивают, и соединение развязать легко, даже при под большой нагрузкой. Так делают моряки во время крепления каната к опоре.

У альпинистов завязывание такого узла заканчивается образованием контрольного крепления ходовой стороной каната. Если имеется большой запас каната, такое соединение формируют сдвоенным концом: ходовой конец троса складывают вдвое и выполняют простой крепеж так, как если бы одинарный канат был вместо двойного.

Альтернативные варианты штыка

Есть и другие виды штыка, имеющие отличия и позволяющие применять их в некоторых ситуациях с наибольшей эффективностью. Это двойной и тройной, штык с обносом, мокрый полуштык, рыбацкий, штык со шлагом, коечный, мачтовый, обратный.

Двойной и тройной

Двойной и тройной штыки отличаются от простейшего тем, что вместо одного оборота каната вокруг опоры делают 2 или 3. Эти виды отличаются большей прочностью благодаря добавочным оборотам. При этом воздействие нагрузки на полуштыки, которые составляют крепеж, будет наименьшим из-за силы трения каната в точках крепления к опоре. При этом канат не будет истираться.

С обносом

Чтобы понять, как вязать штыковой узел с обносом, сначала совершают свободным концом веревки оборот вокруг стояка. Потом узелок перебрасывают через основной и опять окручивают столб в противоположную сторону. После этого делают полуштыки, как при простом соединении. Крепеж меньше скользит при переменном направлении нагрузки. Петли каната обвивают столб по обе стороны от основного конца, на которое оказывается давление. Двумя шлагами штык с обносом позволяет привязать садок к неподвижному объекту. Конструкция зависит от прочности первого и второго шлага.

Обратный

Обратный штык — это перевернутый крепеж с обносом. Используют его моряки, когда появляются препятствия при обносе основного конца шнура вокруг столба. При создании узла опору надо обойти один раз. При вязании соединения с обносом обходить вокруг столба нужно 2 раза. Эта конструкция имеет те же достоинства, в отличие от простейшего соединения, что и крепеж с обносом, но при сравнении с ним обратный тип более удобный.

Коечный

Коечный штык раньше в морской практике завязывали для подвешивания гамаков на судах. Он отличается от простого типа тем, что вместо первого простого соединения вокруг столбов вяжут восьмерку. У такой конструкции есть достоинства в отличие от простого крепления. Недостатком является более сложная и длительная вязка коечного крепления.

Возможные ошибки при вязке

При формировании якорного узла можно допустить некоторые ошибки:

  1. При формировании двух полуштыков на основном конце троса выходит коровий узелок вместо выбленочного. Это считается ошибкой. При натяжении каната может произойти затягивание крепления, таким образом, появятся сложности при его формировании.
  2. При формировании соединений вместо 3 полуштыков вяжут 4 и больше. Это является ошибкой, потому что создание больше трех полуштыков не увеличит надежности крепления, а только повысит время завязывания и развязывания крепежа.
  3. На конце простого штыка не формируют контрольный узелок, а свободный конец каната не фиксируют на основном предложенным раньше способом. Это ошибка. Без крепления свободного конца троса крепеж при переменных нагрузках может развязаться.

Если, учитывая возможные ошибки, вы сможете правильно завязать данный морской узел, то это поможет осуществить крепление якоря к яхте или паруснику и надежно закрепить судно к якорному грузу или опоре, которая находится на берегу.

Применение: Простой штык со шлагом это незатягивающийся узел, который используется для крепления канатов, веревок при швартовке за битенги, кнехты. Узел довольно надёжен. Узел имеет главную особенность, он может быть как завязан так развязан под нагрузкой, уже первый шлаг довольно стабильно фиксирует веревку на привязываемой детали.

Особенности Простого штыка со шлагом

Структура: По существу, простой штык со шлагом - это полный оборот веревкой, привязанный к коренному концу при помощи выбленочного узла. Он похож на якорный узел, разница лишь в том, что первый полуштык не проходит под первоначальным оборотом.

Простой штык с двумя шлагами:

Разновидность простого штыка. В отличие от узла с одним шлагом делается дополнительный третий шлаг. Третий шлаг увеличивает прочность узла, если трос постоянно трется о битинг или кнехт. Также этот узел весьма надежный способ крепление троса к гаку.

Полезный яхтеный узел: Простой штык со шлагом (ABOK н. 1720, стр. 296) полезный узел, которым можно привязать швартовый трос к доковскому посту или кольцу, хотя по большему счету, этот узел менее надежен, чем Якорный узел (см. ниже). Простой штык со шлагом состоит из двух важных частей:

Исходный «Шлаг» – это два оборота концом, эти два оборота берут на себя нагрузку, пока Вы завязываете узел. Это крайне важно, когда имеешь дело со швартовым тросом. Необходимо добавить еще один, или даже несколько дополнительных оборотов, если Вы имеете дело с тяжелым грузом, к примеру, если швартуется большой корабль или дует сильный ветер.

Эти обороты будут удерживать нагрузку пока Вы добавляете Простой штык, то есть два полуштыка (или больше). По сути, два полуштыка образуют Выбленочный узел вокруг коренного конца. Однако довольно часто встречается использование дополнительных полуштыков, каждый из которых добавляется для надежности узла или сокращения лишней длины веревки.

Как вязать Простой штык со шлагом

  1. Дважды оберните веревку вокруг штыря.
  2. Этот оборот возьмет на себя натяжение, пока Вы завязываете узел.
  3. Оберните веревку вокруг коренного конца, чтобы получился первый Полуштык.
  4. Затяните его.
  5. Продолжайте в том же направлении, чтобы получился второй Полуштык.
  6. Затяните, чтобы зафиксировать узел

Как завязать узел: Научитесь завязывать узел Полуштык одной рукой! Это позволит Вам использовать другую руку для перераспределения натяжения от судна, которое может тянуть с намного большей силой, чем та, которой Вы бы могли бы управлять. Как было отмечено выше, когда Вы имеете дело с такой нагрузкой, используйте как можно больше шлагов вокруг штыря для контроля нагрузки.

Направление вязания: Если Вы начали завязывать полуштык концом от нижней веревки, то сделайте то же самое и со следующим полуштыком, далее и с следующими...

Вариант с петлей: Когда остается длинный конец веревки, полуштык может быть завязан при помощи петли. Таким образом, расходуется больше веревки, которая может оказаться лишней и потребуется дополнительная намотка.

Простой штык

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягива-ющийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. Выбленочный узел), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. Коровий узел). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.
Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли корабль королевы» и «Три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты».
Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.
На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.


Морские узлы. - М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .

Смотреть что такое "Простой штык" в других словарях:

    Каноническое название Простой штык Синонимы Штык Категория Незатягивающиеся узлы Применение Закрепление швартовных концов за прича … Википедия

    Простой штык со шлагом … Википедия

    От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого … Морские узлы

    Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла… … Морские узлы

    - (Bend clinch) узел, применяющийся при креплении конца швартова к береговым палам (тумбам) или для временного соединения двух перлиней. Чтобы правильно связать штык, обносят его ходовой конец вокруг пала (или продевают в петлю другого штыка) и,… … Морской словарь

    Штык Штык (от польск. sztych) холодное колющее оружие. Штыковая лопата. Штык или Простой штык тип морского узла; различают простой штык и рыбацкий штык. Мемориальный комплекс «Штыки» … Википедия

    штык к винтовке Мосина обр. 1891 г. - штык к винтовке Мосина обр. 1891 г. 1891 Впервые в русской армии четырёхгранный штык был принят к пехотной винтовке «Бердан» обр. 1870 г. именно на его базе разработан и поступил на вооружение вместе с винтовкой Мосина в 1891 г. новый… … Военная энциклопедия

    Штык - небольшая отливка из чугуна или меди простой формы для дальнейшего передела … Энциклопедический словарь по металлургии

    - (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий… … Морские узлы

    Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. Выбленочный узел) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как… … Морские узлы

В повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с необходимостью что-либо упаковать, закрепить или связать. Обычно в такой ситуации мы берём в руки бечёвку и начинаем увлечённо придумывать немыслимые конструкции из узлов, скруток и переплетений, которые потом решительно невозможно распутать. Поэтому давайте научимся завязывать ещё несколько популярных узлов.

Беседочный узел

Это один из основных узлов, которым издревле крепили тетиву лука. Иногда он именуется королём узлов за простоту и универсальность. Используется для получения незатягивающейся (!) петли на конце прямой верёвки, для крепления верёвки к кольцам или проушинам, для связывания верёвок.

Простой штык

Узел «Простой штык» тоже позволяет завязать незатягивающуюся петлю, причём она используется преимущественно в тех местах, которые требуют особенно надёжного крепления. Например, такие узлы давно применяются на флоте для закрепления швартовных концов за причальные приспособления, для крепления буксировочных тросов и тяжёлых грузов и так далее.

Таутлайн

Если вам необходимо привязать что-либо, но впоследствии иметь возможность регулировать длину верёвки, то на помощь придёт специальный узел, позволяющий легко изменять величину петли. Особенно часто его применяют туристы для установки палаток и натяжения тентов.

Восьмёрка

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.

Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке .

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?