Духовный подвиг преподобного серафима саровского. Духовный подвиг православного священника

Кто не подвизается, тот ослабевает, приходит в нерадение и забвение должного (31, с.100).

* * *

Прежде всего, держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь подобно огню, ходя на ночные песнопения и на дневные послуша­ния и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются. Итак не будьте слышателем, забывчивым по Писанию, но бывайте вместе и слышатели закона и творцы слова, как хочет сего Бог (32).

Подвиг в чем заключается

Подвиг же заключается в отсечении своей воли и покорении оной другому. Последнее для нас столь тоже важно, как и первое, ибо отвергая свою волю, мы с тем вместе отвергаем и пагубные советы врага, а покоряя оную другому, мы покоряемся Самому Богу (24, с.22).

Духовный подвиг приятен Богу

Всякий подвиг духовный, в котором участвует душа наша, приятен Господу

Трудитесь! Он вас не оставит (Там же, с.53).

* * *

Чтобы стать угодным Богу, необходимо очень много усилий.

Желающим спастись необходим подвиг.

Необходимо трудиться ради будущего БЛАЖЕНСТВА.

Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг.

Подвиг в том, чтобы очищать совесть, так как христианин без доброй совести не бывает.

Подвиг необходим, чтобы принуждать себя ко всякому доброму делу.

Подвиг в том состоит, чтобы победить себя.

Подвиг состоит в постоянной борьбе плоти и духа.

Обуздание членов плоти и покорение их духу есть благоприятная ЖЕРТ­ВА Богу.

Всячески сопротивляться греху, так как Богу и греху работать невоз­можно.

Подвиг состоит в том, чтобы пресекать ПОМЫСЛЫ.

Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей.

Чем больше усердие, тем больше искушений.

Подвиг без брани, без врагов не бывает.

Христианину следует всю жизнь бороться с врагом.

От подвига зависит, в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной.

Подвиг без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ невозможен.

Ревностно идти вперед, не оглядываясь.

Не начало, но конец венчает подвиг.

Подвиг венчается от усердия в конце.

Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца (8, с.682–690).

Подвиг нужен

Постараемся подвигом добрым подвизаться, призывая в помощь возлюбленного нашего Спасителя и Его Пречистую Матерь. И Они не замедлят, придут к нам, и тогда обрадуются сердца наши неизреченной небесной радостью. И мы сможем услышать спасительные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие Божие, уготованное вам от сложения мира» (3, с.89).

Подвиг нужен до победного конца

Будем подвизаться на спасительном пути до победного конца, воссылая за все благодарение Богу (Там же, с.88).

* * *

Подвизайтесь на спасительном пути до последней минуты (Там же, с.108).

Без подвига человек лишится Небесного Царства

Благо тому, кто именно стремится трудами, подвигами и добрыми делами приобрести Небесное Царство, то есть требуется большое усилие духовного и нравственного подвига. Без этого делания человека ждет за гробом иное царство, где огнь не угасает и червь не умирает (Там же, с.94).

* * *

Подвизайтесь в этой юдоли плачевной и не уклоняйтесь от скорбей (Там же, с.94).

* * *

Будем помнить слова Христовы, что Царство Божие силой берется (32).

* * *

Подвизайтесь стяжать своей святой жизнью ту радость, которую Бог уготовал любящим Его (3, с.99).

Всякий подвиг должен совершаться с благословением

Всякий подвиг должен совершаться подвижником с рассуждением, соразмерно со своими как духовными, так и телесными силами, и с благословением отца духовного. Но кто живет по своему разуму и произволу, такой человек, хотя бы нес большие подвиги, однако не может преуспеть в духовной жизни, потому что все сделанное по своей воле не всегда бывает угодно Богу по при­чине тщеславия и превозношения (6, с.117).

* * *

Всем нам следует подвизаться в этой жизни, прилагать усилия к стяжанию в душе Святого Духа (32).

* * *

Каждому христианину для воспитания себя по заповедям Евангелия необходим телесный и душевный подвиг.

Посильные труды приучают христианина отсекать свою греховную волю, приучают к послушанию и способствуют укрощению страстей, гнездящихся в сердце каждого человека. Телесный подвиг должен быть соединен с душев­ным, иначе, при оставлении последнего, у христианина развиваются душевные страсти. Как тело без души мертво, так и телесный подвиг без душевного бес­плоден. Душа оживляет тело, а духовный подвиг оживляет телесные подвиги. Душевный подвиг имеет первостепенную важность в духовной жизни (31).

Святейший Патриарх Кирилл

Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Борьба с грехом, с человеческими недостатками - это главная цель Святой Четыредесятницы, и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом.

Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом.

Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем бОльшую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд - добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить, как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел... Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего.

К сожалению, мы меньше всего, начиная постное поприще, думаем о добрых делах. Многие считают, что пост ограничивается только воздержанием от скоромной пищи, но это совсем не так. И не случайно, еще раз хотелось бы подчеркнуть, Исаак Сирин на первое место ставит совершение добрых дел, а затем - бдение, молитвы.

У преподобного Никодима Святогорца находим замечательные слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою». И завершает преподобный Никодим эту мысль такими словами: молитвой мы привлекаем помощь Божию.

Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает или не достигает она Божиего престола. Но в какие-то отдельные моменты жизни, и, наверное, это переживает большинство верующих людей, происходит нечто и становится ясно, что вот эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются. И не столько умные слова - кстати, умные наши слова Богу не нужны - сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Но как же достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? Тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне. Какие же он слова произносил? Да никаких слов не хватит, чтобы молиться тысячу дней и ночей. Значит его молитва была молитвой не слов, а молитвой сердца - особым состоянием, испытывая которое человек сознает одновременно, что Бог рядом с ним и слышит его, и отвечает на молитву.

Для того чтобы так молиться, нужно, по слову преподобного Никодима Святогорца, утруждать себя молитвенным деланием. Когда нам иногда кажется, что слишком длинны великопостные службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется, успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение.

Можно простоять долгую службу и в какое-то лишь мгновение почувствовать, что молитва состоялась. А можно простоять всю службу и не почувствовать ничего. Но не следует огорчаться. Преподобный Никодим не случайно говорит: утруждайте себя. Молитвенное правило имеет огромное духовное значение даже тогда, когда мы в полной мере этого не сознаем, потому что молитва превращается в нашу жертву Богу. Наше стояние, ограничение себя, преодоление усталости, концентрация мысли - это все та самая благоуханная жертва, которая Богу угодна более, чем всесожжения, что приносили древние на своих алтарях.

И, наконец, пост. Можно много рассуждать о вере, о духовной брани, о молитве Иисусовой. Мне приходилось встречаться с такими людьми, которые любят порассуждать на эти темы. Но соприкосновение с ними убеждало, что в душах этих людей ничего особенного не происходит, и вряд ли они по-настоящему молятся, вряд ли живут теми мыслями, которые с удовольствием излагают вслух. Потому что мало слов, мало считать себя человеком верующим. Нужно доказать это и принести Господу жертву. И таким доказательством нашей верности Богу является пост.

Маленькие усилия - не вкушать пищи, не пить крепких напитков, ограничить себя в веселии, изменить образ жизни. Но как часто люди неспособны на этот маленький подвиг. А он нужен, потому что пост - это не слова, пост - это дело. По делам их узнаете. И если мы приносим Господу дело свое - такое небольшое, такое скромное, в виде самоограничения в соответствии с требованиями церковного устава о посте, то мы реально свидетельствуем по крайней мере о нашей готовности принять Его милость, о нашем стремлении получить от Него прощение грехов, о нашей надежде быть с ним в Царствии Божием.

Труд, бдение и пост вместе образуют замечательную систему духовного упражнения, духовной работы, направленной на то, чтобы и мы - дети сего века, настолько занятые, настолько уставшие, настолько обремененные заботами - могли найти для себя возможность сделать то, к чему призывает нас великая мудрость духовно одаренных людей, на опыте своем познавших, что такое духовный подвиг и насколько этот подвиг способен изменить жизнь человека. Дай Бог нам последовать этой мудрости и действительно на своем опыте ощутить и осознать, сколь милостив Господь, отвечающий на наши скромные и немощные усилия.

Всех вас сердечно поздравляю с завершением четверга первой седмицы Великого поста.

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы, которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха.

Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей, и Великой Субботой, и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе.
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), - поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), - говорит Христос.
Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста - это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.
Мы получаем друг у друга прощение, чтобы через прощение и покаяние Святой Дух Божий вошел в наше сердце, пребыл с нами, отверз наши очи и привел нас к осознанию своей греховности, дабы мы обратились к Богу и испросили отпущения наших грехов. Если вся эта брань не приведет нас к испрашиванию отпущения грехов, если она не приведет нас к благословенному состоянию покаяния, значит, эта брань не принесет никакого плода. Взращивает и очищает человеческую душу только покаяние. Именно в покаянии заключается духовный труд великой Четыредесятницы. Пост, бдения, множество служб, поклоны, стояния, чтения - все, что мы делаем в этот период, имеет своей целью умягчить наше сердце. Мы трудимся на этом поприще поста с большой решимостью, без робости. Тот, кто страшится, никогда ничего не достигнет: нерешительный человек не имеет части в Царствии Божием. Тот, кто страшится, полагает, что его духовные достижения зависят от его собственных сил, - забывает о силе Божией, забывает слова апостола Павла, который говорит: Все могу в укрепляющем меня Христе (Флп 4, 13). Именно с таким настроем мы должны совершать духовный подвиг великой Четыредесятницы, «как львы, дышащие огнем», как говорит святитель Иоанн Златоуст. Подобно львам, испускающим пламя и дым, наполненным силой и стремительностью, - с такой же силой и мы должны духовно трудиться в благословенный период Великого поста. Мы не должны бояться, не должны робеть, не должны думать, что у нас ничего не получится. С нами Бог, и Он нас не оставит. Покажи Богу свое намерение - и получишь от Него силу совершить дело своего спасения.
Но дело спасения не ограничивается только постом. Если у нас не получается поститься в соответствии с установлениями Церкви и мы по благословению своего духовного отца совершим снисхождение к нашей телесной болезни и слабости, то это не так страшно. Кто может помешать нам смиряться и каяться? Не нужно телесных сил, не нужно быть молодым, старым, сильным и зрелым, чтобы иметь смиренный дух, чтобы не осуждать, чтобы не грешить, чтобы сердце было сокрушенным и пребывало в благодати смирения. Все мы, молодые и старые, больные и здоровые, можем иметь эту благодать покаяния в сердце, рождающуюся из смирения. Это и есть наша цель.
Именно этого хочет от нас Бог. Мы сможем этого достичь, если освободимся от уз страстей, от греха. Пост - вот первая ступень, ведущая нас к тому состоянию мужественности и храбрости, которое разрывает узы греха, чтобы нам впоследствии продолжать свою духовную брань с большим рвением и дерзновением. Нам нужно отбросить злобу, лукавство, все, что затмевает образ Божий, и главным образом стяжать святое смирение. Смиренный человек может каяться, может молиться, получать здоровье души и тела, в то время как гордый не может покаяться. Гордый человек не может понять, в каком состоянии он находится; ему кажется, что он не нуждается ни в Боге, ни в ком другом. Он никогда не ощущает свою вину, никогда не ощущает себя виноватым, что ему нужно попросить прощения у своего брата. Он считает, что всегда прав. В действительности он пребывает во тьме отсутствия Бога. Бог живет в сердцах грешных, но смиренных и кающихся. В гордом же человеке Бог никогда не живет, и никогда не дает ему благодать. Гордым людям Бог противится. Он - противник гордости и эгоизма. Так что давайте в это благословенное время решимся наряду с телесным подвигом поста принести еще более глубокое покаяние.
Постараемся обрести это благословенное и блаженное состояние покаяния, стяжаемое плачем перед Богом. Бог придет в наше сердце, чтобы утешить и возвестить нам о Своей любви и о нашем спасении.
В Церкви мы не живем ложными утопиями, мечтаниями и морализаторским благочестием. В Церкви мы познаем Бога. Бог здесь среди нас, и человек призван ощутить Бога как самый великий опыт своей жизни. Доказательством этому являются все те святые, которые ощущали присутствие Бога. Тогда мы будем по-настоящему детьми Божиими, детьми Церкви, будем действительно христианами, в которых воплотилось Евангелие и принесло плод, преобразив наше существо, сделав его храмом Святого Духа, избранным сосудом Божиим. Да сопутствует нам всегда эта благодать покаяния, особенно же в это благословенное время Святой, великой Четыредесятницы. Получая прощение друг у друга, попросим Бога Своей благодатью и силой Честного Креста благословить нас, покрыть нас, укрепить нас, чтобы с радостью, решимостью и великим мужеством, подобно бегунам на беговой дорожке, мы продолжили духовную брань святого поста и сподобились сладости присутствия Бога в наших сердцах. Православная Церковь всегда на первое место ставит любовь к Богу. Любовь означает личное отношение, личное соединение человека с Богом. Для достижения этой любви у нас есть богослужения, бдения, молитвы, коленопреклонения, умная молитва, молитва по четкам. Учение и Евангелие Христово - это инструменты и средства, приводящие нас ко Христу. Церковь говорит об одном Лице, о Христе, а не об идеалах. Когда мы поймем, что именно это Лицо является сердцем Церкви, ядром любви и нашего бытия, тогда мы многое поймем в Церкви. Церковь совершает брак между человеком и Христом. Песнопения, чтения и весь дух великой Четыредесятницы и Страстной недели бьют по сердцу человека, чтобы разрушить его черствость и бесчувствие, дабы оно обратилось к поиску любви Христовой.

28 марта - юбилей у протоиерея Владимира Воробьева, настоятеля храма святителя Николая в Кузнецкой слободе и приписанных к нему церквей, одного из основателей и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - важнейшего богословского и церковно-исторического образовательного и научного центра.

ПСТГУ - уникальное учебное заведение, его цель - давать богословское образование мирянам. Казалось бы, так ли уж нужно мирянам богословие? Нужно - уверен отец Владимир. И людям невоцерковленным тоже. Потому что богословие не только основа веры, но и важнейшая, если не главная, часть корпуса светских гуманитарных - то есть учащих о человеке - наук, так как говорит о самом главном для человека - о его связи с Богом и о нем как об образе Божием. Стараниями отца Владимира теперь во многих светских университетах и вузах преподаются богословские знания.

А для нас - наместника Сретенской обители, ее насельников, семинаристов, прихожан и сотрудников - особенно ценны многолетние труды отца Владимира по увековечиванию памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, сбору и систематизации сведений о тех, кто пострадал за веру в годы советских гонений, ибо небесный покровитель обители - священномученик Иларион (Троицкий) - один из них.

От всей души поздравляем отца Владимира с 75-летием, желаем помощи Божией в его многоразличных трудах, крепости духа, бодрости тела, радости и благоденствия. Многая лета!

Церковь и ее роль в жизни общества, важность подвига в христианской жизни, значимость духовной традиции и проблемы, возникающие, когда традиция прерывается… Об этом в своих проповедях, выступлениях, словах отец Владимир говорит постоянно. Предлагаем читателям небольшую подборку высказываний пастыря на эти темы.

О вере и Церкви

Религия - это не «опиум для народа», как говорил Ленин. Наоборот, это самое высокое духовное устроение, которое помогает человеку быть человеком и делает общество человеческим, где человек человеку - не волк, а брат и ближний.

Церковь доказала, что не является земной организацией, которую можно закрыть или истребить, она - живое Тело Христово. Оказалось, что она не связана ни с какими земными формами. Можно разрушить все земные формы ее жизни, но она от этого не делается слабее. На смертельное гонение она отвечает исповедническим подвигом, святостью и побеждает.

Приходящие извне не понимают, что такое Церковь. Господь говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 12-13). Глупо возмущаться и удивляться, что в больнице много больных, - для того она и существует, чтобы лечить больных.

Все Христово - безупречно, а человеческая составляющая имеет серьезные изъяны, которые только постепенно уврачевываются с Божией помощью.

Насущной задачей является воспитание в прихожанах или «приезжанах» - одним словом, в тех, кто хочет считать себя членом Церкви, - чувства долга, ответственности, наконец - обязанности участвовать в жизни Церкви не только в качестве «получателя» духовных и других благ, но и в качестве «чада», которое должно заботиться о своей Матери-Церкви.

Привыкание к святыне, привыкание к исповеди - это одно из самых страшных зол в нашей церковной жизни. И происходит это потому, что, во-первых, нет возможности, условий для правильной исповеди, а во-вторых, нет правильного понимания у нас, что такое исповедь для тех, кто живет церковной жизнью постоянной, кто часто причащается.

Можно дерзнуть сказать, что революция, со всеми ее трагическими последствиями, в большой степени была обусловлена именно расцерковлением русского народа. Расцерковлением, которое произошло в результате превращения церковной жизни в церковный быт, в результате снижения благодатной жизни, благодатного общения с Богом до отправления церковных обрядов. Люди перестали ощущать, что значит «таинство», перестали в таинстве находить встречу с Богом.

О священстве

Не своей силой служит священник. А благодать Божия выгорать не может. Если пастырь живет как должно, то есть всем сердцем устремляется к Богу, совершает свое служение с молитвенной просьбой о помощи, со смиренным осознанием своего недостоинства, своей немощи, тогда благодать Божия действует в нем и дает ему силы служить. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).

Вина духовенства - очень часто соблазняем мы неустойчивых людей своим поведением. Священник должен являть образ Христов - в этом суть священства. Если священник являет совсем другой образ, то многие по немощи духовной, по маловерию не могут преодолеть такое искушение. И их немощь не снимает ответственности с того, кто немощных соблазнил.

Более всего священнику должно бояться подмены, потому что подмена несет в себе дух антихриста вместо Духа Христа. Он должен смотреть: а он не заблудился, сам-то он не забыл единственно правильную цель? ко Христу ли он идет, и готов ли он пожертвовать всем ради того, чтобы остаться со Христом? И должен смело признавать, что мало он умеет, мало получается, и среди тех, кто идет за ним, очень мало настоящих духовных чад. И, занимаясь всевозможной деятельностью - и благотворительной, и преподавательской, и организаторской, и строительной, и просто отправлением служб и треб, - священник должен помнить о едином на потребу - о том, что самое главное, чем никогда нельзя пожертвовать, нельзя поступиться, - реальная жизнь с Богом, жизнь благодатная. Все остальное без благодатной жизни не имеет никакой цены, никакого смысла и будет давать только обратный результат.

О духовном наследии Православия

Учение о духовной жизни человека нигде не дано в такой удивительной и благодатной полноте, как у святых отцов Востока. И каждый христианин, желающий жить духовной жизнью, и тем более каждый пастырь, должен обязательно не только быть знаком со святоотеческой аскетикой, должен постоянно быть в общении со святыми отцами, постоянно читать их, для того чтобы их восприятие духовной жизни было живо в его сердце. И не только читать, но и следовать им сам, жить духовной жизнью, на личном опыте знать то, о чем говорят святые отцы.

Самыми лучшими духовниками всегда были святые люди - не психоаналитики, психиатры и психологи, которые занимаются «службами доверия», дают советы, разбираются в психических состояниях человека. Не они оказываются самыми лучшими врачами духовными, а именно святые люди, которые действуют иными методами, имеют благодатные дары, умеют молиться и умеют призвать Бога на помощь и явить эту благодатную Божественную силу немощному и страждущему человеку.

Православное богословие - это великое сокровище, и его необходимо сохранить и приумножить для Русской Церкви и нашего народа.

О духовной жизни и подвиге

Благодатная жизнь с Богом возможна только тогда, когда человек живет подвигом. Без этого подвига духовной, благодатной жизни нет.

«Царство Небесное силою берется» (Мф. 11: 12), - говорит Господь, то есть подвигом. Всякое духовное достижение нужно выстрадать, а мы получили церковную жизнь с легкостью, даром. Нам даже в голову не приходит, что, если человек называет себя христианином, он должен духовно трудиться.

Для передачи веры новому поколению необходим подвиг старшего поколения. Не теплохладное, «удобное», «комфортное» христианство, а именно подвиг веры. Это абсолютная непримиримость к греху, прежде всего в самом себе.

Должен быть подвиг молитвы, смирения, любви, послушания, подвиг постоянной борьбы со своими страстями, со своей гордыней, тщеславием, честолюбием, властолюбием, раздражительностью и со всеми другими страстями. Должно быть постоянное внимание к себе, к своей духовной жизни, очень требовательное внимание. Нужно замечать каждый свой ложный шаг, каяться в нем, исправляться. Без такой духовной жизни, без духовного труда не будет благодати Божией в сердце человека. А более всего нужно смирение, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Когда человек не может чего-то сделать, но с верой в то, что Бог ему поможет, устремляется навстречу этой трудности - вот это и есть подвиг. Как только таким подвигом веры, преодоления самого себя, своих страстей начинает жить человек, для него открывается духовная жизнь.

Каждому времени соответствует свой уровень трудности и свои достижения духовные. Господь не вменит нам то, что мы не достигаем таких вот уровней, такой праведности, святости, как древние святые.

Людей, по-настоящему желающих искать подвига духовной жизни, очень мало. Подавляющее большинство ищет жизни душевной, душевного комфорта, душевных отношений, жизни земной, а не небесной, не хочет освобождаться от своих страстей, не хочет отказываться от своей воли, не хочет ничем существенным жертвовать.

Когда человек трудится, живет подвигом, тогда ограниченность снимается, уходит. Господь Своей благодатью восполняет помимо человека и помимо священника все необходимое.

Смирение - основа духовной жизни, смирение дается через послушание, через постоянное терпение скорбей, через постоянную победу над своей гордыней, над своим тщеславием, над своей обидчивостью.

Что же такое страсть? Страсть - явление духовное, то есть не поддающееся до конца рациональному объяснению. Духовное выше душевного, душевное тоже очень часто бывает иррациональным, и поэтому всё здесь объяснить невозможно, понять умом невозможно, но можно многое понять сердцем, имея опыт.

Прелесть - это славянское слово; «лесть» переводится на русский язык словом «ложь». Прелесть означает самообман. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному. Если его оставить на этом ложном пути, он может уйти и заблудится обязательно, погибнет.

Всегда нужно помнить об опасности оклеветать человека. Это - страшный грех.

Самое главное - исполнить волю Божию, исполнить заповедь Божию, вот первый долг, вот способ жизни.

О семье

Мы верим, что рождение ребенка не может совершиться без воли Божией, и если Бог дает супругам детей в их супружеской жизни, то противиться этому, а тем более использовать какие-либо средства, чтобы детей не было, в то время как по замыслу Божию они должны быть, есть большой грех. Этот грех делает брак совершенно другим, не таким, каким он должен быть. Поэтому очень часто такие браки распадаются, бывают несчастными.

Я уверен, что правильнее рожать детей без оглядки, без расчетов: «А где я их поселю? На что буду кормить?» Идея планирования семьи в принципе порочна. Ведь все дети - Божии. Господь лучше нас умеет планировать.

Добрая семья - это великая сила, она, как магнит, притягивает к себе множество людей, просветляет всю жизнь вокруг себя, указывает путь, самой своей жизнью проповедует любовь.

О воспитании детей

Первое, что необходимо для воспитания ребенка, - это любовь к нему. Любовь не вообще, а именно каждого конкретного ребенка должен кто-то очень любить: родители, духовник, учитель.

Для ребенка важнее всего пример родителей. Ему нужно увидеть, как они молятся, как относятся к людям, как общаются друг с другом, почувствовать христианский дух в этом общении.

Глядя правде в глаза, мы должны признать, что и в православной среде мы все чаще наблюдаем неспособность семьи противостоять современным искушениям, которые с огромной силой «выманивают» детей из православной семьи, из православной школы, даже из православного храма, в который они ходят с детства.

Современное поколение родителей не способно или не умеет явить образ Православия, авторитетный для своих детей. Не умеет передать им свою веру, убедить их в правильности своего видения мира, своих оценок развивающихся в мире губительных тенденций. Это является следствием «обрыва» в преемстве поколений, может быть, - самого страшного из плодов длительных гонений на православную веру.

Самая серьезная проблема многодетной семьи - воспитание. Современные родители разучились воспитывать детей. Раньше в большой семье каждый имел свои обязанности: старшие помогали родителям воспитывать младших и трудились вместе с ними. Сами условия жизни способствовали воспитанию. В городе в этом смысле гораздо сложнее. Матери, которая остается в тесной квартире с большим количеством детей (отец обычно на работе весь день), очень трудно с ними справиться.

Только сочетание пастырской, учительской любви со строгостью могут дать добрые плоды в образовании и воспитании студентов. Университет без научной работы существовать не может. Но главная его цель - это все-таки образование и воспитание.

О России

Наш народ должен понять, что отступать нам некуда - за нами наши дети. Если ты член Церкви, то отдай себе отчет: что ты сделал для спасения своего народа?

Надеемся на то, что с возвращением нашего народа к православной вере в нашей стране начнется нормальная жизнь по христианскому нравственному закону, возродится православная семья, в которой радостным подвигом будет рождение и воспитание детей. Вернется русский патриотизм, честный труд, известная всему миру русская доброта, непобедимая русская армия - все то, что имело своим корнем православную веру и православное воспитание.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «НЕФТЕГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В НАУКУ»

ТЕМА: "ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА»

НАПРАВЛЕНИЕ: Гуманитарное – «Дорога в мир знаний»

ФИО студента: Коротких Виктория Владимировна

Руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

2017 год

ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ АЛЕКСАНДРА ПЕРЕСВЕТА

Коротких Виктория Владимировна

ГБПОУ «НГТ»

Научный руководитель: Маткаримова Юлия Юрьевна

«Как далеко простираются лучи крохотной свечки!

Так же сияет и доброе дело в мире ненастья…»

У. Шекспир

На уроках истории, изучая страницы своего прошлого, мы говорили о подвигах наших предков. В том числе поднимался вопрос о «духовных подвигах». Меня заинтересовал вопрос: что такое «духовный подвиг».

Очень часто мы, молодые, слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны, бездуховны и невоспитанны.

Конечно, сейчас в современном обществе наблюдается противоречие между сложившимся мировоззрением у молодёжи и общечеловеческими ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих веков.

Для возрождения духовности в обществе нам нужно оглянуться назад, и искать примеры для подражания среди наших предков. Богата наша Родина героями, принёсших себя в жертву ради спасения других. Здесь и святители, и князья, мученики, и простые люди.

Так уж сложилось, что в истории нашего народа неразрывна связь подвига духовного и подвига ратного. Я считаю, что для современных подростков эта тема актуальна. Вопрос веры и служению отечеству в настоящее время у многих вызывает потребность обсуждения.

Цель моей работы – ответить на вопрос «что есть духовный подвиг», на конкретном примере изучить духовно-нравственного подвиг православного русского воина, совершенного им в исторический период, когда решалась судьба нашей Родины. Мною выбран герой Куликовской битвы 1380 года монах-схимник Александр Пересвет.

В моей работе я применяла следующие методы исследования, которые определили этапы работы над проектом:

Мониторинг среди студентов моей группы;

Анализ исторических источников;

Использование цифровых образовательных ресурсов сети Интернет;

Анализ и систематизация материала;

Представление материала в форме электронной презентации и доклада.

Сведения о Куликовской битве содержатся в произведениях древнерусской письменности: “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, Краткая и Пространная летописные повести о Куликовской битве, “Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича”, “Житие преподобного Сергия Радонежского”.

На уроке истории, изучая Куликовскую битву, студенты моей группы (25 человек) выполняли письменное задание – нужно было ответить на вопрос: «В чём заключается духовный подвиг Александра Пересвета?» Я, с помощью преподавателя, проанализировала результаты этой работы, в итоге: 12 % (3 человека) обучающихся нашей группы с заданием справились, 16% (4 человека) - мыслили в верном направлении, но не смогли правильно сформулировать свою мысль, 72% (18 человек) - пересказ события. Вывод: молодое поколение не имеет представление о подвиге духовном.

Что такое подвиг воинский мы себе представляем. А вот что есть подвиг духовный? Диакон Иоанн Иванов говорит: «…подвиг – это целенаправленный сдвиг, приближение к цели. Люди, которых мы считаем героями, целенаправленно жертвуют своей жизнью, своими взглядами ради кого-то или чего-то, то есть совершают хороший поступок в интересах общества (Еф. 6, 12)».

Действительно, духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, это проявление бесконечного человеколюбия и милосердия, смирения и сострадания. И эта духовная битва делает добрее и светлее мир, в котором он живет. В этом суть христианского духовного подвига. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг.

Среди разных героев встречаются такие, которые, появившись один раз, навечно входили в историю своего Отечества. К ним относится легендарный воин-монах Александр Пересвет, герой сражения на Куликовском поле 1380 года.
Время донесло до нас об этом герое мало сведений, которые иногда больше похожие на легендарные. Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином, воином, возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Позже, инок Пересвет попал в Троице-Сергиевский монастырь. Достоверно известно только то, что в 1380 году он уже был послушником этого монастыря. Пересвет был монахом - схимником. Великая схима - это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского настоятеля Троицко-Сергиевского монастыря перед Куликовской битвой московский князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков, хорошо владеющих оружием. Одним из них был Александр Пересвет.

Посылая на битву монахов-схимников, Сергий Радонежский понимал, что они будут лучшим примером в бою для православного воинства. Как написано в «Сказании о Мамаевом побоище», передал им монашеское облачение – схимы, «оружие нетленное вместо тленного».

Наиболее подробный рассказ о Пересвете содержится в “Сказании о Мамаевом побоище”, написанном в конце XV века. В нем красочно описывается поединок Пересвета с Челубеем. По древней традиции, любые битвы открывались рыцарским поединком. Татарский воин Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что он был непобедимым воином- поединщиком, в бою он использовал копьё ,которое было длиннее обычного, что не давало сопернику шансов нанести должный удар.

Разъехавшись по полю, два всадника опустили копья на уровень груди и помчались во весь конский мах друг на друга. Они сталкнулись с грохотом, в последний миг умело направив копья. Перед боем Пересвет удлинил своё копьё при помощи яблоневого посоха (этот посох сохранился до наших дней в Рязанском краеведческом музее.). В решающий момент он направил эту конструкцию в область лица Челубея, выбрав уязвимое место, и убил его. При этом ему самому пришлось насадиться на копье, иначе бы оно сбило его. На Пересвете не было ни лат, ни защитного костюма, только монашеские одежды. Ценой своей жизни Пересвет победил Челебея и положил начало Куликовскому сражению.

Существует версия о том, что Пересвет последним движением руки сумел повернуть послушного коня к своему войску. Тот донес его уже бездыханное тело, пронзенное вражеским копьем, до строя передового полка.
Сегодня для нас подвиг Александра Пересвета несет большое духовное значение, поскольку он был мучеником на Куликовском поле.
Так инок Александр Пересвет совершил свой исторический не только ратный, но и прежде всего духовный подвиг во имя земли Русской.

Тема война-христианина актуальна и неоднозначна. С одной стороны защита Отечества - долг любого Христианина. А с другой - Заповеди учат нас терпимости и смирению.

Перед этим выбором стоял и Александр Пересвет. Казалось бы, не за тем он ушёл в монастырь, чтобы вновь взять в руки оружие и рисковать своей жизнью. Одна из христианских заповедей гласит: «Не убий». Но в тоже время Евангелие от Иоанна сказано: «Нет больше той любви, как если, кто положит душу свою за други своя». (Ин. 15:13)

Подвиг Пересвета заключается во- первых, в послушании преподобному Сергию, а во-вторых в его выборе - он положил свою жизнь не только за военную идею победы, но и за близких. Вера этого человека была настолько убежденной и живой, что он действительно не боялись смерти.
Пересвет знал, что нужно пожертвовать собой. Видя такой уровень душевного и духовного развития, нам нужно многому поучиться у таких людей. Да монах, да с оружием в руках! Но не себя он защищал (себя он, наоборот, не пощадил), он погиб ради спасения Отечества. И поэтому его можно сравнить со Святым Георгием Победаносцем, убивающим змея, который олицетворяет зло. Сам же Александр Пересвет Русской Православной Церковью был причислен к лику святых.

Божьи Заповеди - это идеал к которому надо стремиться. Христианская культура - это рассказ не только о выборе между добром и злом, а о выборе между большем и меньшем злом, а в жизни такой выбор стоит чаще. «Поднявший меч от меча погибнет»,- говорит Господь, но меч защитника находится в человеческих руках и нужно воспитать воина, который будет использовать оружие для защиты, а не для мести.

Как уже говорилось мною выше, богата наша Родина великими людьми, принёсших себя в жертву ради спасения других. Имя Александра Пересвета светится здесь, на скрижалях родной истории, напоминая современникам и будущим поколениям россиян, что военная слава Руси вырастала из её духовной мощи. Мне хочется верить, что родит земля Русская новых Пересветов, способных в трудное время совершить не только ратный, но и духовный подвиг.

Список используемых источников и литературы

    Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982

    Никитин А. Подвиг Пересвета. – Терра инкогнита. 1996, № 2–3 Никитин А.Л. «Лебеди» Великой Степи. НиР, 1988, № 9

    Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя. ВИ, 1985

    Шамбинаго С.К. Повесть о Мамаевом побоище. СПб., 1906

    Дмитриев Л.А. История памятников Куликовского цикла. Сказания и повести о Куликовской битве...

    Шамбинаго С К. Повести о Мамаевом побоище. СПб., 1906,

    Салмина М.А. «Летописная повесть» о Куликовской битве «Задонщина». «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. М.-Л., 1966

    Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева. Изд.совет РПЦ, 2005

    Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.

    Летописная повесть о Куликовской битве. - "Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. Сост. и общ. редакция Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1981.

    Православный воин http://pravoslav-voin.info/voin/114-pismo-k-bogu.html

    Пересвет и Ослябя на www.youtube.com