Православие в дании. Путь к Православию

Юрий Тюрин
(политолог, общественный советник министра интеграции Королевства Дания)

История православия в Дании - это, несомненно, история христианства в этой стране. Ведь православие и есть по своей сути то самое, настоящее, аутентичное христианство, которое дошло до нас почти неизменным из глубины первых христианских веков. Мы можем это видеть, вчитываясь в тексты святых отцов эпохи еще неразделенной Церкви, вглядываясь в их иконописные лица на древних фресках, в складки их длинных одежд и элементы архитектуры, сохранившиеся в изображениях того времени. Об этом подробно рассказывают и всемирно известные церковно-исторические тексты. Стиль, уклад традиций и обряды древнейших церквей - греческой, коптской или грузинской, также подтверждают это.

Так что есть все основания считать, что первые столетия после своего исторического крещения Дания, подобно другим странам Скандинавии, была православной страной. Святой Ансгарий (Ansgar), «Апостол Севера» (801-865), с именем которого связывают утверждение христианства в Скандинавии, хотя и не был первым крестителем Дании, но его роль в обращении датчан к христианской вере принято считать ключевой. Согласно историческим хроникам, «миссия Ансгария с давних пор считается одним из самых ярких эпизодов в длившемся около трех веков (приблизительно с середины IX до середины XII) процессе христианизации Северной Европы».1

Проповеднические поездки св. Ансгария в Скандинавию, первая из которых - в Данию - состоялась около 827-828 г., были связаны с реальным риском для жизни этого молодого монаха, получившего духовное образование во франко-германских монастырях континентальной Европы. Однако эти поездки имели максимальный, хотя, к сожалению, оказавшийся исторически не слишком прочным, успех: впрочем, проповедь монаха достигла своей основной цели - и уже в 831 г. под его руководством создается новое (Гамбургское) архиепископство и он становится полноправным легатом Римского епископа в странах Севера.

Надо сказать, что, хотя Русь и Скандинавия были крещены примерно в одно и то же время, но по внутреннему содержанию крещение Скандинавии отличалось от крещения Руси. И дело не только в том, что «Русь пришла к христианству», в то время как правильным будет скорее сказать: «Христианство пришло в Скандинавию»… Как мы знаем из истории, сам великий князь Владимир, пригласив проповедников и изучив различные религии, совершил свободный выбор, приняв решение в пользу православного христианства для себя, своей страны и своего народа. С этого момента ни Русь, ни русские князья никогда не отступали от православной христианской веры - их выбор был подтвержден историей и стал поводом говорить о характерной «русской верности», а в дальнейшем о движущей силе формирования на просторах Евразии огромной, великой цивилизации, которая стала называться Россией.

Несколько по-иному обстояли дела в Скандинавии. История нам рассказывает: «Немногое известно о самых первых попытках христианских миссионеров крестить Швецию и Данию. Эти попытки имели место в VIII-IX вв. Завоевания проповедников оказались недолговечными…».2 Первую миссионерскую поездку в Скандинавию совершил около 700 г. Виллеброрд из Фрисландии (современные Нидерланды). Он посетил датского конунга. Последний, видимо, не чинил никаких препятствий проповеднику, однако народ скептически воспринял призыв сменить веру, и миссия не имела успеха. Другой деятель, который пытался организовать проповедническую экспедицию в Скандинавию, был Лиудгер (ум. 809). Однако поддержки от императора Карла Великого он не получил. С восшествием на престол Франкской империи Людовика Благочестивого (814-840) наступил новый этап в истории крещения Северной Европы. На этом этапе разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной государственной политикой, осуществление которой связано с именами двух крупных политических фигур того времени - реймсского архиепископа Эбона и гамбургского (с 831 по 858 г.), а затем гамбург-бременского (с 858 по 865 г.) архиепископа Ансгария. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Дании, где окрестил некоторых датчан. Крупным успехом Эбона стало крещение Харальда, состоявшееся летом 826 г. в Майнце. Это событие открыло дорогу дальнейшему распространению христианства в Дании. Несмотря на то, что Харальд неоднократно изгонялся из родной страны политическими соперниками, в периоды своего правления он покровительствовал христианству, и в 827-828 гг. при его дворе жил монах Нового Корвейского монастыря Ансгарий.

Неторопливо, с колебаниями и отступлениями, принимали прагматичные скандинавы христианскую веру от захожих проповедников, являвшихся к ним без приглашения, с «заморского» европейского юга… «Подстрекаемые дьяволом свеоны (т. е. шведы) воспылали дикой яростью и стали преследовать… епископа Гаутберта (это произошло в 845 г. в Бирке). Сговорившись, некоторые из свеонов ворвались в дом, где находился епископ, чтобы ограбить его, и там зарубили мечом племянника Гаутберта Нитарда… Самого же епископа и бывших с ним сотоварищей свеоны связали и, разграбив все, что смогли найти, с поношением и бесчестием изгнали из своих пределов. Сие приключилось, однако, не по велению короля, а лишь вследствие народного сговора… После этих событий в тамошних краях почти семь лет не было священников» - напоминает нам историческая хроника.

Потому-то проповедническое служение Ансгария было в действительности делом смертельно опасным. Суть христианского подвига Ансгария поэтому сводилась не только к благородному служению благожелательно принятого правителями проповедника, но и к такому нелегкому, действительно «апостольскому» послушанию, которое легко могло быть чревато избиением, поношением, изгнанием, или даже смертью для молодого монаха. И этот подвиг православного служения принес свои плоды: Дания, как и Швеция, в конце концов стала христианской страной. Деяния же и житие Ансгария были подробно описаны его учеником Римбертом, кстати, датчанином по происхождению.

Исторические баталии по отделению от православия католичества, а затем - отделению от последнего протестантизма происходили вне датских границ. Датчан беспокоили прежде всего безопасность и благополучие их маленькой страны, защищенной морями и проливами, но все же лежащей на географическом перекрестке судеб Европы и Скандинавии… Нравы смягчились, церковные традиции устоялись, датчане стали христианами. В Средневековье церковь была, пожалуй, единственной «сетевой» структурой, объединявшей острова страны и позволявшей королям контролировать свою раздробленную территорию. Однако датское христианство, как известно, в своих эволюциях и мутациях со временем далеко отошло от начальных традиций, перестало быть православным.

И вот однажды православие вернулось на землю этой маленькой, ставшей лютеранской, страны. Это случилось парадоксальным образом благодаря неуемной «германизации» России, последовавшей за эпохой Петра I, согласно используемой в народе в таких случаях поговорке: «нет худа без добра»… Первый храм Русской Православной Церкви в Копенгагене начал свое существование во второй четверти XVIII в., при резиденции посла России в Королевстве Дания. Однако с 1780 по 1809 гг. в провинциальном городе Хорсенс (Horsens) существовал и другой храм, при резиденции принцессы Екатерины Антоновны Брауншвейг-Люнебургской.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона пестрит фактами и именами из бурной, полной интриг российской «немецкой» истории Х?III века: «Екатерина Антоновна Брауншвейгская, принцесса, дочь Анны Леопольдовны, родилась в 1741 г. за несколько дней до свержения с российского Престола своего брата Иоанна Антоновича. Во время дворцового переворота частично лишилась слуха. С 1742 по 1780 гг. проживала со своими родными в г. Холмогорах. В 1780 г. вместе с двумя своими братьями отпущена Российским правительством на жительство в г. Хорсенс (Дания). На ее содержание отпускалось из российской казны 8 тыс. рублей в год. Скончалась в 1807 г., последняя из всей семьи…»3

Однако большой православный храм, воздвигнутый в конце XIX века в самом центре Копенгагена на улице Бредгаде, граничащей с королевским дворцом, существует и действует по сей день. Высокое кирпичное здание вполне скандинавского стиля, но при этом украшенное тремя сверкающими на солнце позолоченными православными куполами, можно увидеть издалека, посмотрев вдоль Бредгаде (что значит по-датски Широкая улица) со стороны центральных исторических мест города: площади Конгенс Нюторв (на которой находится Королевский театр) или же со стороны Кастеллет - исторических развалин старинной крепости времен войн со Швецией… Близость этого храма к королевскому дворцу отражает реальную историческую близость русского «датского» православия к самому датскому королевскому дому. Ведь не случайно еще несколько лет назад сама королева Дании Маргрете (Маргарита) II (кстати, официальная глава государственной Датской Народной Церкви) бывала не раз почетной гостьей в этом православном храме…

Строительство русского Александро-Невского храма в центре столицы Дании было осуществлено на средства российской Императорской семьи. Храм был освящен 29 августа 1883 г. в присутствии российского Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны, - урожденной датской принцессы Дагмары, дочери Короля Дании Христиана IX и королевы Луизы. Сам король Дании Христиан IX, а также греческая королева Ольга Константиновна, присутствовали на открытии этого храма. Так, благодаря счастливому браку будущего русского государя с датской принцессой (ставшей матерью последнего русского царя Николая II) судьбы русского православия оказались связанными с судьбами королевского дома Дании.

По воле исторических перипетий ХХ века приход св. Александра Невского после 1917 года несколько раз менял свою юрисдикцию: до 1983 г. он находился в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, был присоединен к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), управляемой из США. В апреле 2000 г., а фактически еще раньше, часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и вернулась в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 4 Этот акт был утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 г.

Так начал свое существование приход Московского Патриархата в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.

Однако не все было так просто: ведь открытие прихода как бы «новой» Церкви в ином, имеющем собственную национальную церковь, государстве всегда сопряжено с огромными усилиями, и в этом ничего удивительного нет. И здесь нельзя не упомянуть о человеке, приложившем колоссальные личные усилия для того, чтобы Русская Православная Церковь Московского Патриархата вновь оказалась представлена на датской земле, - в деле создания, укрепления и признания этого православного прихода. Речь идет о княгине Татьяне Сергеевне Ладыженской. Без ее целеустремленного, безграничного энтузиазма, удивительного вопреки ее преклонному возрасту, этот приход вряд ли существовал бы вообще. Твердая православная вера родившейся в Дании русской княгини, ее дипломатический дар и природный, внушающий уважение аристократизм, ее активнейшие переговоры с руководством нашей Церкви в России, и, наконец, ее старые связи с лучшими представителями датского королевского дома, государственной лютеранской и негосударственной католической церквей, привели, в конце концов, к желаемому всеми нами результату: приход был зарегистрирован, получено церковное здание для богослужений, и прислан православный священник из Москвы.

Насколько важна для жизни прихода роль священника?! Священник, приобретший бесценный духовный опыт в духовных школах России, посещавший монастыри, где в течение столетий жили русские святые, молившийся у мощей преподобного Сергия Радонежского в древней Троице-Сергиевой лавре и испытавший на себе все трудности и неурядицы современной российской жизни - это человек, которого никто не может заменить тем прихожанам, которые были знакомы не понаслышке с православием еще до отъезда из России. Ключевая точка соприкосновения православного христианина с Церковью - исповедь (искусство исповеди со стороны священника) и св. причастие - это те события, полнота осуществления которых во многом зависит именно от священника. И опыт - во всяком случае, опыт русского человека - показывает, что нигде, кроме России, и нигде кроме Русской Церкви Московского Патриархата, этому искусству (или науке) - быть настоящим православным священником - научиться, по-видимому, нельзя.

Приход св. Александра Невского в Копенгагене под руководством талантливых священников - о. Климента, о. Александра, о. Никиты, о. Феофана и других, - и, конечно, бессменной почетной старосты Татьяны Сергеевны Ладыженской, - дал жизнь другим православным начинаниям в Дании: в том же 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мирликийского в Орхусе (Arhus), втором по величине городе Дании, а также начали действовать инициативные группы по созданию приходов в г. Нюкобинге на острове Фюн и в небольшом, но древнем городе Рибе - исторической столице Дании, сопоставимой по значению с Великим Новгородом или Владимиром для России.

Рост православных приходов в Дании продолжается сегодня как за счет новых иммигрантов и российских специалистов-профессионалов, работающих по контрактам в Дании, так и за счет самих датчан. С февраля 2001 г. в окрестностях города Оденсе, родине сказочника Г. Х. Андерсена и «столице» острова Фюн, начал действовать домовый храм Русской Православной Церкви в честь царственных Страстотерпцев российских. Все эти приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата были зарегистрированы в Министерстве по делам церкви Дании 5 февраля 2001 года. В настоящее время обсуждается даже инициатива возможной организации православного монастыря, первого в Датском королевстве.

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковнославянском, языках. Во время уютных чаепитий после службы также между прихожанами не бывает языковых проблем - ведь почти все, включая и гостей-сербов, понимают русский, ну а греки могут свободно за чашкой чая обсудить свои проблемы с батюшкой на родном языке: отец Феофан хорошо владеет греческим… Но дело не только в этом.

Несмотря на политические и прочие события в России и в мире, исторический авторитет православия по-прежнему остается очень высоким в среде образованных людей Дании, а также среди традиционной датской элиты. И хотя сегодня интерес к русской культуре давно прошел пик своей популярности, но православие неизменно воспринимается как принадлежность к некоей сакральной истине, к аутентичному подлинному христианству, прошедшему свой путь до современного датского общества постмодерна из головокружительной глубины веков. Для русских же иммигрантов принадлежность к православному приходу негласно считается неким нравственным «знаком качества» в глазах окружающих датчан.

Культура постмодерна, в которой нет больше места целенаправленным атакам «просвещенного» на «сакральное», открывает людям глаза на прямую возможность просто взять и обратиться к изначальному, настоящему, подлинному. Сегодня глубокая вера, пусть даже в рамках пестрой «мозаики свобод» постмодерна, возвращает себе право на жизнь в современном обществе. Скандинавия, с ее религиозным голодом десакрализованного, но не абсолютно свободного общества и его государственных религиозных структур, снова оказывается духовным пространством, вполне пригодным для успешной христианской проповеди. Нет никаких сомнений, что у Русской Православной Церкви, у православия в Дании есть свой потенциал для развития и роста, и этот потенциал несомненно будет востребован нашим временем.

Копенгаген, август 2005

1 «Житие св. Ансгария» Римберта.

2 Там же.

3 Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия. - Т. XI а. - СПб., 1894. - С. 576.

4 Согласно Указу Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, Синод за границей должен вернуться в лоно Московского Патриархата после прекращения в России гонений на Церковь.

ПРАВОСЛАВНАЯ ДАНИЯ
Православные святыни Дании



История православия (0,04% населения) в Дании есть история принятия христианства в стране. Первые столетия после своего крещения и до отделения католичества она была православной страной. Православие вернулось в Данию во второй четверти XVIII века, когда начал своё существование первый храм РПЦ при резиденции посла России. В 1883 году в присутствии российского императора Александра III был освящён Александро-Невский храм в самом центре Копенгагена. В 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в городе Орхусе, с 2001 года близ города Оденсе (родина сказочника Г. Х. Анднрсена) начал действовать домовой храм РПЦ в честь царственных страстотерпцев российских. Действуют инициативные группы по созданию приходов в Нюкобинге и в древнем городе Рибе - исторической столице Дании. Сегодня количество православных превышает 2,5 тысячи и представлено приходами Русской, Румынской и Сербской православных церквей. Также существует приход Константинопольского патриархата.

Распространение христианства началось ещё при Карле Великом (франкский король, 724-814 годы, с 800 года - император из династии каролингов). Но миссионерство небесного православного покровителя Дании святого Ансгара (801-865 годы), как и его предшествееников и последователей (Виллиброрд, Людгер, Эбон, Гаутберт) не решило эту задачу окончательно. Хотя в 960 году христианство было объявлено официальной религией, оно начало бесповоротно закрепляться лишь при Енуде Великом (на троне в 1018-1035 года). В те времена датская церковь зависела ор архиепископа Бремен-Гамбурского.

(Информация по изданию "Небесные покровители государств мира". Автор Александр Евгеньевич Туровский, Тула, 2011 год, стр. 62-63, ISBN 978-5-8125-1647-5. Дарственный экземпляр безвременно ушедшему из жизни архиепископу Лонгину [бывшему Клинскому, представителю РПЦ в Германии], Дюссельдорф, 2012 год.) ).

Итак, что же ожидает русского православного паломника в Дании, какие дорогие сердцу святыни он может повстречать на своём маршруте и какая информация о православии в Дании нам доступна:

О православной церкви Дании сайт "Православие.Ru":
* Православная Дания: люди и судьбы.
* Неевростандартные люди, или русские в Дании.

Иные источники информации:
* Русская Православная Церковь в Дании.
* Дания: азбука паломника.
* Православие в Дании: история и современность
* Приход свт. Николая Мирликийского (Орхус).
* Русская православная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.
* Церковь Александра Невского
*
* Дания: любимый храм принцессы Дагмар.
* Пути православия в Дании.
* В Дании скончался князь Димитрий Романович – старший в роду Романовых.
* Дания прощается с принцессой.
*

Туристы любят Скаген за его курорты, неспешный комфортабельный отдых, музеи и тихие улочки, неповторимый дух средневековья и налет мистики. Некое пугающее очарование придет Скагену такое природное явление, как зыбучие пески. Именно такие пески, которые весьма живописно изображены в большинстве приключенческих романов. Пески Скагена поглотили множество средневековых построек и хранят под своей толщей не меньшее...

Собор в Ольборге, в Северной Ютландии, назван в честь английского святого Будольфи, монах-бенедиктинца, жившего в 700 году. Еще в 1000 году, на этом месте была деревянная церковь, а затем романский собор, основание которого частично можно увидеть в крипте современного здания. Его основы, а это - ступица, два прохода, веранда и башня в готическом стиле из желтого кирпича, построены в конце XIV века. В 1773 году на соборе появился знаменитый...

Уникальной достопримечательностью датской столицы Копенгагена является православный храм в честь Святого благоверного русского князя Александра Невского. Эта святыня принадлежит к юрисдикции Германской епархии зарубежной Русской православной церкви. Сегодня настоятелем храма назначен православный священник иерей Сергей Плехов. Первым из русских православных храмов в столице Дании стала освещенная в XVIII веке в просторном...

Недалеко от датского города Оденсе, в поместье Хесбьерг, находится русский монастырь с удивительной судьбой. Он был открыт в 2001 году и освящен во имя Святых Царственных Страстотерпцев Российских. История основания монастыря довольно необычна и поучительна. Хозяином замка Хесбьерг был всесторонне образованный человек - лингвист, знающий 15 языков, в том числе и русский, путешественник, библиотекарь датской королевской библиотеки...

12 апостолов гордо и величественно выстроились вдоль церковных стен, а возле алтаря ангел преклонил колени перед Христом. Создается полное впечатление, что Иисус приветствует и благословляет всех прибывших. Поэтому все, кто переступает порог Церкви Богоматери в Копенгагене, испытывают трепет и восхищение. Именно такого эффекта и добивался известный мастер скульптуры Бертель Торвальдсен, когда выполнял для храма этот...

За дверцами старинного шкафа скрывается изображение прекрасной женщины в развивающихся одеждах. Разное говорят… Кто видит в ней Святую Марию, а кто Святую Бригитту, покровительницу монастыря в Марибо. Эта картина является старейшим образчиком живописи на холсте в Скандинавии. Красивейший кафедральный собор в романском стиле на острове Лолланд, некогда был частью старинного аббатства на юго-востоке Дании. В XV веке...

Руины древнего аббатства Святой Бригитты в Марибо помнят многое. Например, как королева Маргарет в 1416 году подарила небольшому городку Скиммингу, на острове Лоллана участок земли под монастырь и наделила вновь созданное сообщество неограниченными правами и свободами. Помнят руины и несчастную дочь короля Леонору Кристину Ульфельд, которая провела в аббатстве несколько последних лет жизни, после длительного тюремного...

Церковь Святого Олафа в Хельсингёре, в том виде, в котором ее можно увидеть сейчас была возведена в 1559 году, но история этого величественного кафедрального собора уходит корнями в 1200 год. Именно тогда на месте храма была построена небольшая деревянная церковь в романском стиле. Ее назвали в честь норвежского короля Олафа Святого, павшего в битве при Стиклестаде в 1030 году. Изображение монарха, сражающегося с драконом...

Христианская церковь в Копенгагене была построена в 1754-1759 годах и первоначально называлась "немецкой церковью Фредерика" - в честь правившего тогда короля Фредерика V, а также в знак почтения к обширной и влиятельной немецкой общине Копенгагена. Инициатива строительства храма исходила от представителей немецкой части населения, которые на протяжении многих лет стремились к тому, чтобы иметь собственную церковь в одном из процветающих районов.

Серьезные перемены в жизни храма начались после бурных политических событий 1772 года, когда был принят закон о гражданстве, который был обусловлен возрастающим среди населения недовольством по поводу немецкого влияния в Дании. В связи с этим роли немецкой церкви существенно понизилась и была незначительной практически вплоть до середины XIX века. К началу ХХ века храм использовался в качестве обычной приходской церкви, тогда же он и получил свое современное название - в честь короля Кристиана IV.

С точки зрения архитектуры Христианская церковь в Копенгагене была задумана как прямоугольный блок, в центре которого возвышается стройная башня. Этот храм считается одним из лучших в Дании образцов протестантского приходского храма. Особое внимание здесь уделяется проповедям и работе с жителями близлежащих районов.

Церковь Спасителя

Главным протестантским храмом Копенгагена является Церковь Христа Спасителя. Она была построена в 1682 году по инициативе короля Кристиана IV. Почти сто лет с момента завершения строительства в храме не проводились богослужения, потому что в ней не было алтаря и главная башня не была закончена. Церковь Спасителя была освящена в 1752 при короле Фредерике V, который поднялся на оригинальную башню для церемонии освещения.

Церковь Христа Спасителя имеет в основании традиционный греческий крест, а внешнее и внутреннее убранство выполнены в стиле датского барокко. Основание церкви выполнено из массивного темного гранита, а сами стены выполнены из красного и желтого кирпича. Церковь очень узнаваема благодаря своей необычной башне. Она возвышается над храмом на высоту 90 метров, а подняться на нее можно по специальной винтовой лестнице из 400 ступеней. При этом часть лестницы устроена снаружи, как бы оплетая башню против часовой стрелки. Последние ступени заканчиваются на вершине шпиля, где установлена огромная позолоченная сфера и четырехметровая статуя Христа с хоругвью.

Кроме самой башни, в церкви Христа Спасителя внимания заслуживает старинный орган XVII века и карильон, состоящий из 48 колоколов разного размера.

Церковь Александра Невского

В самом центре Копенгагена рядом со знаменитой Мраморной церковью находится Церковь Александра Невского. Выполненная в традиционном русском стиле, она смотрится очень необычно на фоне роскошного мраморного собора в стиле барокко и вычурной королевской резиденции Амалиенборг. Этот православный храм был построен в конце XIX века по заказу императора Александра III для своей жены Дагмары (Марии Федоровны), которая хотя и была датчанкой, но перешла в православие из католичества.

Церковь Александра Невского построена по проекту архитектора Давида Гримма, который взял за основу традиционные православные церкви. Это первый русский православный храм в Копенгагене. Стены сделаны из красного кирпича и украшены бордюрами и орнаментами в классической византийской манере. Над церковью установлены золотые купола и колокольня с шестью колоколами. Внутри пол украшен мозаикой, а стены и потолок покрыты фресками и картинами таких авторов, как Крамской, Бронников и Боголюбов.

В церкви находятся две старинные чудотворные иконы - икона Александра Невского и икона Пресвятой Богородицы Копенгагенская-Иерусалимская.

Церковь Фредерика

Церковь Фредерика в Копенгагене известна так же под названием "Мраморная церковь". Она была построена по заказу Фредерика V, который хотел таким образом увековечить 300-летний юбилей своей семьи. Автором проекта выступил архитектор Николай Айгтвед, который взял за основу базилику Святого Петра в Риме. Строительство продолжалось больше ста лет, поскольку здание было изначально задумано полностью из мрамора, что на деле оказалось слишком дорогостоящей идеей.

Главная архитектурная особенность церкви Фредерика - это ее купол, который имеет диаметр 31 метр и является одним из самых больших в Европе. Храм выполнен в стиле барокко. Снаружи его украшают барельефы и скульптуры датских святых, а внутри он украшен фресками и росписью местных художников. Отдельного внимания заслуживают витражи, которые изготавливались на заказ в известной итальянской мастерской. Внутренне убранство храма не менее богатое, чем снаружи. Особенно поражает позолоченный иконостас и резные скамейки красного дерева.

Церковь Грундтвига

Одно из самых узнаваемых религиозных сооружений Дании лютеранская считается церковь в честь известного теолога, философа и священнослужителя Дании Николая Фредерика Северина Грундтвига.

Конкурс на лучший проект будущей церкви, проведенный в 1913 году, выиграл архитектор Петр Вильгельм Йенсен Клинт. Он смог создать не только монументальной, но и оригинальный храм. Возведение этой церкви осуществлялась за счет благотворительных пожертвований, вследствие этого, строительство затянулось почти на 20 лет. Другой причиной долгостроя является и то, что использовался кирпич ручной выделки, а сама кладка делалась вручную, максимально точно.

В настоящее время паломники и туристы могут увидеть церковь с преобладающими чертами сельских церквей Дании с включением элементов готики, барокко и модернизма. Верующих поражает аскетичность внутреннего убранства, минимум выразительных средств и уникальное многоголосие двух органов. Регулярно церковь Грундтвига посещают более тысячи паломников и верующих со всех концов света.

Церковь Холмена

Церковь Холмена находится в центре Копенгагена на берегу одного из каналов. Она была построена в 1563 году как одна из военно-морских церквей Кристиана IV. Церковь известна как место проведение свадьбы датской королевы Маргарет II и принца Хенрика в 1967 году. Кроме того, церковь Холмена является местом захоронения героев военно-морского флота Нильса Джоела и Петра Торденшельда, композитора Нильса Вильгельма Гаде и многих других выдающихся людей Дании.

Облик церкви практически не изменился с XVI века. Единственные глобальные изменения коснулись ее только в 1872 году во время глобального ремонта. Тогда все медные конструкции были заменены на более прочные железные, а простые стеклянные окна заменены на витражные. Внутри церкви Холмена сохранились фрагменты художественной росписи Карела ван Мандера, которые чудом сохранились во время Великого Пожара.

Внутри церкви установлен старинный орган 1738 года. Послушать его можно каждую неделю по средам. Интересна и резная кафедра, установленная в 1662 году. Ее выполнил Абель Шредер в цвете натурального дуба. На ней изображены библейские сюжеты со времен Моисея и до Иисуса Христа.

Церковь Богородицы

Церковь Пресвятой Богородицы часто называют Копенгагенским собором. Она находится за главным зданием Копенгагенского университета, недалеко от популярной пешеходной улицы Стрёгет. Церковь находится здесь с начала XII века, но была несколько раз разрушена двумя пожарами и авиационными бомбардировками во время войны.

Архитектором проекта выступил С.Ф. Хансен, разработавший грандиозный проект в неоклассическом стиле с колоннадой и роскошным фронтоном. Церковь получилась очень просторной: общая длина составляет 80 метров, ширина – 33 метра, а внутренний зал представляет собой единое помещение высотой более 25 метров, способное вместить почти 1200 человек одновременно.

Рядом с Церковью Пресвятой Богородицы установлена колокольня с четырьмя колоколами. Самый большой из них весит около четырех тонн и является самым большим колоколом в стране. Здесь же находится и самый маленький колокол, отлитый в 1490 году.


Достопримечательности Копенгагена

07.02.2012

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковно-славянском, языках.

История православия в Дании - это, несомненно, история христианства в этой стране. Ведь православие и есть по своей сути то самое, настоящее, аутентичное христианство, которое дошло до нас почти неизменным из глубины первых христианских веков. Мы можем это видеть, вчитываясь в тексты святых отцов эпохи еще неразделенной Церкви, вглядываясь в их иконописные лица на древних фресках, в складки их длинных одежд и элементы архитектуры, сохранившиеся в изображениях того времени. Об этом подробно рассказывают и всемирно известные церковно-исторические тексты. Стиль, уклад традиций и обряды древнейших церквей - греческой, коптской или грузинской, также подтверждают это.

Так что есть все основания считать, что первые столетия после своего исторического крещения Дания, подобно другим странам Скандинавии, была православной страной. Святой Ансгарий (Ansgar), «Апостол Севера» (801-865), с именем которого связывают утверждение христианства в Скандинавии, хотя и не был первым крестителем Дании, но его роль в обращении датчан к христианской вере принято считать ключевой. Согласно историческим хроникам, «миссия Ансгария с давних пор считается одним из самых ярких эпизодов в длившемся около трех веков (приблизительно с середины IX до середины XII) процессе христианизации Северной Европы».1

Проповеднические поездки св. Ансгария в Скандинавию, первая из которых - в Данию - состоялась около 827-828 г., были связаны с реальным риском для жизни этого молодого монаха, получившего духовное образование во франко-германских монастырях континентальной Европы. Однако эти поездки имели максимальный, хотя, к сожалению, оказавшийся исторически не слишком прочным, успех: впрочем, проповедь монаха достигла своей основной цели - и уже в 831 г. под его руководством создается новое (Гамбургское) архиепископство и он становится полноправным легатом Римского епископа в странах Севера

Надо сказать, что, хотя Русь и Скандинавия были крещены примерно в одно и то же время, но по внутреннему содержанию крещение Скандинавии отличалось от крещения Руси. И дело не только в том, что «Русь пришла к христианству», в то время как правильным будет скорее сказать: «Христианство пришло в Скандинавию»… Как мы знаем из истории, сам великий князь Владимир, пригласив проповедников и изучив различные религии, совершил свободный выбор, приняв решение в пользу православного христианства для себя, своей страны и своего народа. С этого момента ни Русь, ни русские князья никогда не отступали от православной христианской веры - их выбор был подтвержден историей и стал поводом говорить о характерной «русской верности», а в дальнейшем о движущей силе формирования на просторах Евразии огромной, великой цивилизации, которая стала называться Россией.

Несколько по-иному обстояли дела в Скандинавии. История нам рассказывает: «Немногое известно о самых первых попытках христианских миссионеров крестить Швецию и Данию. Эти попытки имели место в VIII-IX вв. Завоевания проповедников оказались недолговечными…».2 Первую миссионерскую поездку в Скандинавию совершил около 700 г. Виллеброрд из Фрисландии (современные Нидерланды). Он посетил датского конунга. Последний, видимо, не чинил никаких препятствий проповеднику, однако народ скептически воспринял призыв сменить веру, и миссия не имела успеха. Другой деятель, который пытался организовать проповедническую экспедицию в Скандинавию, был Лиудгер (ум. 809). Однако поддержки от императора Карла Великого он не получил. С восшествием на престол Франкской империи Людовика Благочестивого (814-840) наступил новый этап в истории крещения Северной Европы. На этом этапе разрозненные попытки обратить скандинавов в христианство сменились продуманной государственной политикой, осуществление которой связано с именами двух крупных политических фигур того времени - реймсского архиепископа Эбона и гамбургского (с 831 по 858 г.), а затем гамбург-бременского (с 858 по 865 г.) архиепископа Ансгария. Известно, что осенью 823 г. Эбон уже возвратился вместе с посольством императора из Дании, где окрестил некоторых датчан. Крупным успехом Эбона стало крещение Харальда, состоявшееся летом 826 г. в Майнце. Это событие открыло дорогу дальнейшему распространению христианства в Дании. Несмотря на то, что Харальд неоднократно изгонялся из родной страны политическими соперниками, в периоды своего правления он покровительствовал христианству, и в 827-828 гг. при его дворе жил монах Нового Корвейского монастыря Ансгарий.

Неторопливо, с колебаниями и отступлениями, принимали прагматичные скандинавы христианскую веру от захожих проповедников, являвшихся к ним без приглашения, с «заморского» европейского юга… «Подстрекаемые дьяволом свеоны (т. е. шведы) воспылали дикой яростью и стали преследовать… епископа Гаутберта (это произошло в 845 г. в Бирке). Сговорившись, некоторые из свеонов ворвались в дом, где находился епископ, чтобы ограбить его, и там зарубили мечом племянника Гаутберта Нитарда… Самого же епископа и бывших с ним сотоварищей свеоны связали и, разграбив все, что смогли найти, с поношением и бесчестием изгнали из своих пределов. Сие приключилось, однако, не по велению короля, а лишь вследствие народного сговора… После этих событий в тамошних краях почти семь лет не было священников» - напоминает нам историческая хроника.

Потому-то проповедническое служение Ансгария было в действительности делом смертельно опасным. Суть христианского подвига Ансгария поэтому сводилась не только к благородному служению благожелательно принятого правителями проповедника, но и к такому нелегкому, действительно «апостольскому» послушанию, которое легко могло быть чревато избиением, поношением, изгнанием, или даже смертью для молодого монаха. И этот подвиг православного служения принес свои плоды: Дания, как и Швеция, в конце концов стала христианской страной. Деяния же и житие Ансгария были подробно описаны его учеником Римбертом, кстати, датчанином по происхождению.

Исторические баталии по отделению от православия католичества, а затем - отделению от последнего протестантизма происходили вне датских границ. Датчан беспокоили прежде всего безопасность и благополучие их маленькой страны, защищенной морями и проливами, но все же лежащей на географическом перекрестке судеб Европы и Скандинавии… Нравы смягчились, церковные традиции устоялись, датчане стали христианами. В Средневековье церковь была, пожалуй, единственной «сетевой» структурой, объединявшей острова страны и позволявшей королям контролировать свою раздробленную территорию. Однако датское христианство, как известно, в своих эволюциях и мутациях со временем далеко отошло от начальных традиций, перестало быть православным.

И вот однажды православие вернулось на землю этой маленькой, ставшей лютеранской, страны. Это случилось парадоксальным образом благодаря неуемной «германизации» России, последовавшей за эпохой Петра I, согласно используемой в народе в таких случаях поговорке: «нет худа без добра»… Первый храм Русской Православной Церкви в Копенгагене начал свое существование во второй четверти XVIII в., при резиденции посла России в Королевстве Дания. Однако с 1780 по 1809 гг. в провинциальном городе Хорсенс (Horsens) существовал и другой храм, при резиденции принцессы Екатерины Антоновны Брауншвейг-Люнебургской.

Энциклопедия Брокгауза и Эфрона пестрит фактами и именами из бурной, полной интриг российской «немецкой» истории ХIII века: «Екатерина Антоновна Брауншвейгская, принцесса, дочь Анны Леопольдовны, родилась в 1741 г. за несколько дней до свержения с российского Престола своего брата Иоанна Антоновича. Во время дворцового переворота частично лишилась слуха. С 1742 по 1780 гг. проживала со своими родными в г. Холмогорах. В 1780 г. вместе с двумя своими братьями отпущена Российским правительством на жительство в г. Хорсенс (Дания). На ее содержание отпускалось из российской казны 8 тыс. рублей в год. Скончалась в 1807 г., последняя из всей семьи…»3

Однако большой православный храм, воздвигнутый в конце XIX века в самом центре Копенгагена на улице Бредгаде, граничащей с королевским дворцом, существует и действует по сей день. Высокое кирпичное здание вполне скандинавского стиля, но при этом украшенное тремя сверкающими на солнце позолоченными православными куполами, можно увидеть издалека, посмотрев вдоль Бредгаде (что значит по-датски Широкая улица) со стороны центральных исторических мест города: площади Конгенс Нюторв (на которой находится Королевский театр) или же со стороны Кастеллет - исторических развалин старинной крепости времен войн со Швецией… Близость этого храма к королевскому дворцу отражает реальную историческую близость русского «датского» православия к самому датскому королевскому дому. Ведь не случайно еще несколько лет назад сама королева Дании Маргрете (Маргарита) II (кстати, официальная глава государственной Датской Народной Церкви) бывала не раз почетной гостьей в этом православном храме…

Строительство русского Александро-Невского храма в центре столицы Дании было осуществлено на средства российской Императорской семьи. Храм был освящен 29 августа 1883 г. в присутствии российского Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны, - урожденной датской принцессы Дагмары, дочери Короля Дании Христиана IX и королевы Луизы. Сам король Дании Христиан IX, а также греческая королева Ольга Константиновна, присутствовали на открытии этого храма. Так, благодаря счастливому браку будущего русского государя с датской принцессой (ставшей матерью последнего русского царя Николая II) судьбы русского православия оказались связанными с судьбами королевского дома Дании.

По воле исторических перипетий ХХ века приход св. Александра Невского после 1917 года несколько раз менял свою юрисдикцию: до 1983 г. он находился в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, был присоединен к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), управляемой из США. В апреле 2000 г., а фактически еще раньше, часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и вернулась в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 4 Этот акт был утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 г.

Так начал свое существование приход Московского Патриархата в честь святого благоверного князя Александра Невского в Копенгагене.

Однако не все было так просто: ведь открытие прихода как бы «новой» Церкви в ином, имеющем собственную национальную церковь, государстве всегда сопряжено с огромными усилиями, и в этом ничего удивительного нет. И здесь нельзя не упомянуть о человеке, приложившем колоссальные личные усилия для того, чтобы Русская Православная Церковь Московского Патриархата вновь оказалась представлена на датской земле, - в деле создания, укрепления и признания этого православного прихода. Речь идет о княгине Татьяне Сергеевне Ладыженской. Без ее целеустремленного, безграничного энтузиазма, удивительного вопреки ее преклонному возрасту, этот приход вряд ли существовал бы вообще. Твердая православная вера родившейся в Дании русской княгини, ее дипломатический дар и природный, внушающий уважение аристократизм, ее активнейшие переговоры с руководством нашей Церкви в России, и, наконец, ее старые связи с лучшими представителями датского королевского дома, государственной лютеранской и негосударственной католической церквей, привели, в конце концов, к желаемому всеми нами результату: приход был зарегистрирован, получено церковное здание для богослужений, и прислан православный священник из Москвы.

Насколько важна для жизни прихода роль священника? Священник, приобретший бесценный духовный опыт в духовных школах России, посещавший монастыри, где в течение столетий жили русские святые, молившийся у мощей преподобного Сергия Радонежского в древней Троице-Сергиевой лавре и испытавший на себе все трудности и неурядицы современной российской жизни - это человек, которого никто не может заменить тем прихожанам, которые были знакомы не понаслышке с православием еще до отъезда из России. Ключевая точка соприкосновения православного христианина с Церковью - исповедь (искусство исповеди со стороны священника) и св. причастие - это те события, полнота осуществления которых во многом зависит именно от священника. И опыт - во всяком случае, опыт русского человека - показывает, что нигде, кроме России, и нигде кроме Русской Церкви Московского Патриархата, этому искусству (или науке) - быть настоящим православным священником - научиться, по-видимому, нельзя.

Приход св. Александра Невского в Копенгагене под руководством талантливых священников - о. Климента, о. Александра, о. Никиты, о. Феофана и других, - и, конечно, бессменной почетной старосты Татьяны Сергеевны Ладыженской, - дал жизнь другим православным начинаниям в Дании: в том же 2000 году образовался приход в честь святителя Николая Мирликийского в Орхусе (Arhus), втором по величине городе Дании, а также начали действовать инициативные группы по созданию приходов в г. Нюкобинге на острове Фюн и в небольшом, но древнем городе Рибе - исторической столице Дании, сопоставимой по значению с Великим Новгородом или Владимиром для России.

Рост православных приходов в Дании продолжается сегодня как за счет новых иммигрантов и российских специалистов-профессионалов, работающих по контрактам в Дании, так и за счет самих датчан. С июля 2001 г. в окрестностях города Оденсе, родине сказочника Г. Х. Андерсена и «столице» острова Фюн, начал действовать домовый храм Русской Православной Церкви в честь царственных Страстотерпцев российских. Все эти приходы Русской Православной Церкви Московского Патриархата были зарегистрированы в Министерстве по делам церкви Дании 5 февраля 2001 года. В настоящее время обсуждается даже инициатива возможной организации православного монастыря, первого в Датском королевстве.

Приезжающие в Данию русские и белорусы, болгары и греки, грузины и украинцы, как и другие представители православных народов, постоянно поддерживают активную жизнь этих православных приходов. Наверное, нигде из традиционных церквей больше не встретишь столь интернациональной и дружелюбной атмосферы как здесь, - когда во время литургии звучит в храме Отче наш на изначально-священном греческом, на мелодичном грузинском, на чеканно-звонком датском, и, конечно, на русском, то есть церковно-славянском, языках. Во время уютных чаепитий после службы также между прихожанами не бывает языковых проблем - ведь почти все, включая и гостей-сербов, понимают русский, ну а греки могут свободно за чашкой чая обсудить свои проблемы с батюшкой на родном языке: отец Феофан хорошо владеет греческим… Но дело не только в этом.

Несмотря на политические и прочие события в России и в мире, исторический авторитет православия по-прежнему остается очень высоким в среде образованных людей Дании, а также среди традиционной датской элиты. И хотя сегодня интерес к русской культуре давно прошел пик своей популярности, но православие неизменно воспринимается как принадлежность к некоей сакральной истине, к аутентичному подлинному христианству, прошедшему свой путь до современного датского общества постмодерна из головокружительной глубины веков. Для русских же иммигрантов принадлежность к православному приходу негласно считается неким нравственным «знаком качества» в глазах окружающих датчан.

Культура постмодерна, в которой нет больше места целенаправленным атакам «просвещенного» на «сакральное», открывает людям глаза на прямую возможность просто взять и обратиться к изначальному, настоящему, подлинному. Сегодня глубокая вера, пусть даже в рамках пестрой «мозаики свобод» постмодерна, возвращает себе право на жизнь в современном обществе. Скандинавия, с ее религиозным голодом десакрализованного, но не абсолютно свободного общества и его государственных религиозных структур, снова оказывается духовным пространством, вполне пригодным для успешной христианской проповеди. Нет никаких сомнений, что у Русской Православной Церкви, у православия в Дании есть свой потенциал для развития и роста, и этот потенциал несомненно будет востребован нашим временем.

1 «Житие св. Ансгария» Римберта.
2 Там же.
3 Брокгауз и Эфрон. Энциклопедия. - Т. XI а. - СПб., 1894. - С. 576.
4 Согласно Указу Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, Синод за границей должен вернуться в лоно Московского Патриархата после прекращения в России гонений на Церковь.

Юрий Тюрин
(политолог, общественный советник министра интеграции Королевства Дания)

В 12км от Одензе, где родился известный всему миру сказочник Ганс Христиан Андерсен, находится живописное местечко Хесберг. Расположенное там поместье (замок, несколько хозяйственных построек, сады, пруды, участок леса и земли) принадлежали господину Йоргену Лаурсену Вигу (31.08.1918 - 28.12.2005). Весьма разносторонне образованный, лингвист, богослов, в прошлом лютеранский пастор, в возрасте 83 лет он принял Православие и решил устроить в своем имении православный монастырь. В этом благом начинании ему активно помогала председатель русской православной общины (Московского Патриархата) в Дании княгиня Татьяна Сергеевна Ладыженская (01.10.1919 - 14.02.2006) (ее родители эмигрировали из России в 1918г. в составе свиты матери последнего русского св. Царя-страстотерпца Николая II Императрицы Марии Феодоровны, урожденной датской принцессы Дагмар) и монахини Казанской Амвросиевской пустыни, что в Шамордино, впервые приехавшие сюда по приглашению господина Вига в 2001г.

Усилиями вначале небольшой группы православных (теперь община Хесбьерга умножилась, в ее состав входят более 100 человек) поместье преобразилось: устроен домовый храм в честь святых Царственных страстотерпец Российских, в котором ежедневно совершается полный круг богослужений по скитскому Уставу; над ним возведен купол с крестом, освящающий и благословляющий все вокруг, привлекающий к себе ищущих Господа.

Представляется промыслительным, что именно в 2003 году, когда было принято окончательное решение о перенесении останков Государыни Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий дал официальное благословение на устройство в Хесбьерге православного храма и здесь началась полноценная литургическая жизнь. Буквально сбывается написанное: "Отдай плоть - приими Дух": Дания отдала драгоценные для каждого русского останки, взамен получила храм и Евхаристию.