Мостовой кран. Грузоподъемные краны, виды, конструкция, типы, грузозахватные органы Какими крючками обеспечиваются грузоподъемные краны

Кран — незаменимый помощник во многих отраслях промышленности. Необходимость в нем возникает когда нужно переместить грузы вертикально или груз настолько тяжел что снять или загрузить его в авто или ЖД транспорт не представляется возможным вручную.

Для начала разберемся в шасси ГПК.

Существуют сугубо узконаправленные краны. Такие как железнодорожные . Основное их назначение это грузить и разгружать железнодорожные составы. Иногда их используют для упорядочивания складов вблизи ЖД путей. В редких случаях для ликвидации завалов и строительства все тех же ЖД путей.

Стационарные краны. Используют крупные предприятия, где необходимо постоянно перемещать грузы с места на место. К таким относятся любые порты и крупные склады с постоянно меняющимся насыщением. Т.е. ресурс крана выработается раньше, чем возникнет необходимость его переставить. — яркий представитель этого типа грузоподъемных кранов.

Краны на автомобильном ходу. Крайне высокая мобильность, крайне низкая грузоподъемность — за эти качества их любят большинство строительных и ЖК предприятий. В этих организациях простой работы напрямую влияет на стоимость работ и грузы обычно не так тяжелы.

Краны на собственном ходу. Эти краны способны перемещаться не за счет двигателя автомобиля или поезда, на котором они установлены, а, как говориться, на своих двоих. Эти краны используют в случае, когда нет необходимости устанавливать стационарный кран высокой грузоподъемности размером на всю рабочую площадку, а устанавливать несколько кранов финансово нецелесообразно. Эти краны в основном используются на стройплощадках, где ездить такому крану почти не приходиться.

Опорная конструкция крана

Опорная конструкция определяет базовую высоту работы крана. Для автокранов это высота самого автомобиля. Для башенного она так и называется »Опорная конструкция». Для мостового крана эта величина превышает высоту подъема груза.

Несущая конструкция грузоподъемных кранов.

Для башенного крана это стрела. У некоторых кранов стрела меняет размер, у некоторых меняется место приложения груза к стреле. У мостового крана это называется балка. Стрела/балка с местом крепления груза может быть соединена канатами, цепями и т.д. Все это в совокупности позволяет позиционировать груз в пространстве.

В повседневном общении, грузозахватный орган — это насадка на кран. То, с помощью чего захватывается и удерживается груз. Современные краны, обычно, оснащены всеми возможными захватами для любых работ. Вам необходимо лишь выбрать нужный. Например:

Размещено 26.11.2012

Типы кранов


Среди конструкций грузоподъемных кранов различают краны стрелового типа, мостового типа, краны с несущими канатами и краны-штабелеры.


1. Кранами стрелового типа называются грузоподъемные краны с грузозахватным органом, подвешенным к стреле или грузовой тележке, перемещающейся по стреле.


К ним относятся:


а) стреловые краны - краны стрелового типа со стрелой, закрепленной на раме ходового устройства или на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовой раме;

б) башенные краны - краны стрелового типа со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально расположенной башня;

в) портальные краны - краны стрелового типа, поворотные, на портале;

г) полупортальные краны - краны стрелового типа, поворотные, на полупортале;

д) мачтовые краны - краны стрелового типа, поворотные, со стрелой, закрепленной шарнирно на вертикальной мачте, имеющей нижнюю и верхнюю опоры. При этом у вантовых кранов верхняя опора закрепляется посредством канатных оттяжек, а у жестконогих кранов она закреплена жестко;

е) консольные краны - краны стрелового типа, грузозахватный орган которых подвешен на соединенной с колонной или опорной частью крана консоли или на тележке, перемещающейся по консоли. К группе консольных кранов относятся на колонне, настенный консольный кран, передвижной консольный кран и велосипедный кран.

2. Кранами мостового типа называются грузоподъемные краны с грузозахватным органом, подвешенным к грузовой тележке, к поворотной стреле на грузовой тележке или тали, перемещающейся по передвижному мосту.


К ним относятся:


а) мостовые краны - краны мостового типа с непосредственным опиранием моста на надземный крановый путь;

б) козловые краны - краны мостового типа с опиранием моста на крановый путь при помощи двух опорных стоек;

в) полукозловые краны - краны мостового типа с опиранием моста на крановый путь с одной стороны непосредственно, а с другой - при помощи опорной стойки.

3. Кранами с несущими канатами называются грузоподъемные краны с грузозахватным органом, подвешенным к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на опорах. У кабельных кранов несущие канаты закреплены в верхней части опор, а у мостокабельных - на концах моста, установленного на опорных стойках.

4. Кранами-штабелерами называются грузоподъемные краны, оборудованные вертикальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабелирования грузов. У мостового крана-штабелера колонна подвешена к грузовой тележке, перемещающейся по передвижному мосту, а у стеллажного крана-штабелсра вертикальная колонна перемещается в проходе между стеллажами.

Помимо классификации кранов по конструкции, существуют классификации по другим признакам:

по конструкции грузозахватного органа и по назначению - крюковые, грейферные, магнитные, магнитно-грейферные, траверсные, краны с лапами, мульдомагнитные, мульдогрейферные, мульдозавалочные, штыревые, копровые, закалочные, литейные, посадочные, краны для раздевания слитков, колодцевые, ковочные, контейнерные и др.;

по возможности перемещения - стационарные, приставные, самоподъемные, переставные, радиальные, передвижные, самоходные, прицепные;

по конструкции ходового устройства - рельсовые, железнодорожные, шагающие, автомобильные, краны на шасси автомобильного типа, гусеничные, тракторные, пневмокодесные, плавучие;

по роду привода механизмов - ручные, механические, электрические, гидравлические, пневматические, краны с комбинированным приводом.


Все о грузоподъемных кранах. Общие сведения.


Подъемный кран - грузоподъемная машина циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъема и перемещения грузов. Цикл работы П. к. состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приема груза. Движения П. к. могут быть как рабочими, так и установочными для периодического изменения положения крана, стрелы и т. п. Основная характеристика П. к. - грузоподъемность, под которой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причем в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъемность.


В зависимости от конструкции и принятой схемы работы П. к. бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны могут станавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и катучие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколесные, автомобильные и гусеничные П. к. ; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые. Имеются также поворотные П. к., перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам, - т. н. велосипедные краны. Железнодорожные, пневмоколесные, автомобильные и гусеничные поворотные П. к. часто объединяют общим названием - стреловые самоходные краны. Поворотная часть П. к. опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колесами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башни - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и вантовые). Возможна установка ее на портале - портальные краны. Поворотные П. к. могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), который изменяется путем качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.


К неповоротным кранам относятся П. к. пролетного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъемной лебедкой, в некоторых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъемной лебедкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролетах их называют мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролетах - козловыми кранами. Однако четкого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя - кабельный кран, у которого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между 2 катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-кабельные краны, у которых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги, вагонетки которых имеют механизмы подъема.


В современных условиях строительства используют также вертолеты-краны с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях


Области применения подъемных кранов Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производств. цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Их грузоподъемность достигает 500-600 т, пролеты (расстояния между осями подкрановых рельсов) - 50-60 м, возможная высота подъема груза - 40-50 м и в специальном исполнении до 500 м; скорость движения моста (рабочее движение) -30-160 м/мин, грузовой тележки - 10-60 м/мин, подъема груза до 60 м/мин.


На мосту могут располагаться 2 грузовые тележки на одном или двух (смежных или двухрядных по высоте) путях. К мостовым П. к. общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны. Крюковые однобалочные краны простейшего типа (см. Кран-балка), опорные и подвесные, имеют в качестве грузовой тележки самоходную электрическую таль. К особой группе относятся металлургические мостовые П. к. (литейные, завалочные, колодцевые, для «раздевания» слитков и др.), которые оборудованы специальными грузозахватными устройствами и механизмами управления ими. Одна из разновидностей мостовых П. к. - кран-штабелер с грузовой тележкой, имеющей поворотную колонну, по которой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей.

Слово Kran образовано от Kranich (нем. Kranich - журавль ) .

История создания и развития

Простейшие подъёмные краны, как и большинство грузоподъёмных машин, до конца XVIII века изготовлялись из дерева и имели ручной привод .

Подобный кран, сохранившийся до наших дней, был спроектирован и изготовлен в 1330 году . Он обладал возможностью поворота и приводился в движение от топчаковых колёс. В XIV веке при возведении собора в Кёльне использовался подъёмный кран с приводом от 2 топчаковых колёс. Этот кран имел грузоподъёмность 5 т и высоту 15 м .

Первый паровой подъёмный кран создан в Великобритании в 1830 году , гидравлический - там же в . Двигатель внутреннего сгорания был использован в подъёмном кране в , а электрический двигатель в - почти одновременно в США и Германии . Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В созданы подъёмные краны с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии .

Первый прототип современных башенных кранов появился в 1913 году : кран, созданный Юлиусом Вольфом, обладал поворотной платформой, расположенной в верхней части башни. Ещё через 15 лет появляется первый башенный кран с балочной стрелой, а в 1952 году - с подъёмной .

Дореволюционная Россия

После революции

В ту пору появились новые и реконструированы старые производственные площадки, а также были созданы крупные отраслевые научно-исследовательские институты, такие как :

  • Всесоюзный научно-исследовательский институт подъёмно-транспортного машиностроения (сокр. ВНИИПТМаш) - в структуре Минтяжмаша СССР .
  • Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (сокр. ВНИИстройдормаш) - в структуре Минстройдормаша СССР .

Кроме того, в разработке кранов и подъёмной техники принимали непосредственное участие такие организации как проектный институт «Промстальконструкция» и многие другие .

Ежегодный выпуск только кранов мостового типа в 1980-е годы составлял от 6 до 7 тысяч единиц . Производство стреловых кранов в те годы составляло: башенных - от 3 до 4 тысяч единиц , а автомобильных - почти 20 тысяч штук.

Терминология

В «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов», принятые Госгортехнадзором СССР, был приведён следующий термин, рекомендованный Конференцией технических надзоров стран-членов СЭВ :

Рабочий цикл

Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов:

  1. захват груза;
  2. рабочий ход (перемещение груза, разгрузка);
  3. холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное положение).

Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка: разгон, установившееся движение и торможение. Причем, очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки.

Работа с краном осуществляется минимум двумя людьми: оператором, осуществляющим непосредственное управление краном и стропальщиком , осуществляющим сцепку-расцепку крюка крана с грузом и/или грузозахватным приспособлением . При отсутствии прямой видимости между крановщиком и стропальщиком, передача команд крановщику осуществляется по рации. Ранее команды передавались через сигнальщика или группу сигнальщиков.

Конструкция

Конструкция подъёмного крана включает в себя:

  • металлоконструкцию , составляющую основу крана. По сути, все, что мы видим в кране, относится к металлоконструкции - пролёты, опоры, стрелы и т. д. Металлоконструкции бывают коробчатого (на большинстве автокранов и мостовых кранов) и решётчатого сечения (в основном бaшeнныe кpaны). В зависимости от этого меняются условия эксплуатации и надзора, способ производства и расчёты при проектировании. у каждого из этих видов имеются как плюсы, так и минусы. Применение конкретного типа выбирается согласно техническим, технологическим и другим требованиям. Следует отметить, что в принципе эти два вида взаимозаменяемы, но следует оценивать и адекватность их применения к условиям эксплуатации и задачам.
  • механизм подъёма груза, состоящий из гибкого подъёмного органа (стального каната или цепи), грузозахватного устройства (крюк, петля , грейфер и т. д.) и грузовой лебёдки. Для обеспечения безопасности в работе грузоподъёмный механизм оснащается различными ограничителями (грузоподъёмности, грузового момента , хода грузозахватного органа);
  • грузозахватный орган, может быть не автоматического действия (крюк, петля) или автоматического действия (электромагнит , пневматический присос, спредер и др.).

Также подъёмный кран может быть оснащен механизмами передвижения грузовой тележки, изменения вылета стрелы, вращения несущего элемента вокруг опоры, и т. д. Краны-штабелёры оснащаются механизмом вращения колонны.

Все основные типы кранов (кроме консольных) снабжаются ограничителями грузоподъемности или грузового момента, которые также могут иметь работомеры для сбора информации о поднимаемых грузах.

Классификация

Для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их.

Конструкция

Грузоподъёмные краны по конструкции можно разделить на следующие основные типы:

Краны стрелового типа Грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке перемещающейся по стреле. К ним относятся башенные, портальные, полупортальные, стреловые краны и др. Краны мостового типа Несущая конструкция имеет вид моста с передвигающейся по ней тележкой или электроталью. К ним относятся мостовые, козловые, полукозловые, консольные краны, мостовые перегружатели и др. Краны с несущими канатами Грузозахватный орган, подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным в опорах. Краны штабелёры Грузоподъемные краны, оборудованные вертикальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабелирования грузов.

Возможность перемещения

Кран стационарный неподвижно закреплён на основании, не имеет возможности перемещения. Кран радиальный имеет возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны используются на складах круглой или секторной формы. Кран переставной закреплён на основании и имеет возможность перемещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную. Кран самоподъемный используется при строительстве. Устанавливается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения сооружения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов. Кран быстромонтируемый башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 мин. Кран передвижной имеет возможность передвижения. Виды передвижных кранов: Самоходный кран (имеет возможность передвижения во время работы и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс , подвесные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным приводом, система бесконтактной передачи энергии); Прицепной кран (перемещается буксиром с помощью прицепа).

Тип привода

Ручной привод используются при перемещении грузов на небольшие расстояния и при низких темпах работы. Электрический привод в кранах с электроприводом используются главным образом электрические двигатели переменного тока , однако при необходимости плавного регулирования скоростей используются электродвигатели постоянного тока . Гидравлический привод компактен, позволяет осуществить бесступенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД . Пневматический привод используются в основном при работе в пожароопасных и взрывоопасных средах. Оснащённые двигателем внутреннего сгорания используются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.

Степень поворота

По степени поворота подъёмного крана различают два вида:

Поворотный кран имеет возможность вращения относительно опоры. Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более 360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º). Неповоротный кран не имеет возможности вращения относительно опоры.

Тип опоры

По типу опоры краны делятся на: опорные, подвесные, пневмоколесные, автомобильные, рельсовые, железнодорожные, тракторные, краны на гусеничном ходу, краны на колёсном ходу, краны на специальном шасси.

Тип грузозахватного органа

Портальный кран с грейфером

Крюковые краны грузозахватным органом крана является крюк . Это самое простое и старое устройство, которое широко применяется практически во всех типах кранов. Грейферные краны грузозахватным органом крана является грейфер Магнитные краны грузозахватным органом крана является электромагнит Клещевые краны грузозахватным органом крана являются клещи Контейнерные краны грузозахватным органом крана является спредер

Также существуют краны штыревые, краны-штабелёры , краны литейные, стрипперные краны, посадочные краны, колодцевые краны, магнитно - грейферные краны, ковочные краны, и т. д. Грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза.

Конструктивные особенности

Кран с подвешенной люлькой (Алма-ата)

Стреловой тип

Основным рабочим элементом кранов стрелового типа является стрела, которая может быть маневровой (подъёмной) или балочной . Грузозахватный орган подвешивается непосредственно либо к блокам на её конце, либо к перемещающейся по стреле грузовой тележке.

Основные разновидности: самоходные стреловые, портальные , мачтовые , консольные , бaшeнный , плавучие , велосипедные.

Мостовой тип

Кабельный тип

СССР

Органы Госгортехнадзора СССР осуществляли технический надзор на предприятиях, объектах и в организациях министерств и ведомств СССР и союзных республик и местного подчинения. Исключение составляли предприятия, объекты и организации, подведомственные министерствам и ведомствам, которые имели в своём составе инспекции котлонадзора, которые также осуществляли надзор за кранами .

Для обеспечения единства требований Госгортехнадзор утверждал межотраслевые правила и нормы по безопасному ведению работ по согласованию с ВЦСПС , Госстроем СССР , министерствами и ведомствами . 30 декабря 1969 года были впервые утверждены «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (ПУиБ) .

Страны СНГ

Примечания

  1. ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения: Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 4926 // Внесён Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР: 1989-01-01; Переиздан: Декабрь 1993
  2. Новый политехнический словарь / Гл. ред. А.Ю.Ишлинский . - М .: Большая Российская энциклопедия , 2000. - С. 127, 245. - 671 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-85270-322-2
  3. П. Н. Ушаков, М. Г. Бродский - Спр-к: Краны и лифты Промышленных предприятий, М: Металлургия, , 352 с., илл.
  4. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 Т.
  5. Большой толковый словарь русского языка . Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
  6. Этимологический словарь, 2004 г.
  7. Этимологический словарь Фасмера
  8. Подъёмный кран // Большая советская энциклопедия .
  9. Александров М. П. : Грузоподъемные краны - Учебник для вузов по специальности "Подъемно-транспортные машины и оборудование: " / М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др. - М.: Машиностроение, 1986-400 с, ил.
  10. Руденко Н. Ф. : Грузоподъемные машины - М: Машгиз, - 375с
  11. Т. Калистратова: Башенные краны - Журнал «Адреса Петербурга № 24/36», 2006
  12. Моргачев В. Л. : Подъёмно-транспортные машины - М.: Машиностроение, 1964, - 343 с.: ил
  13. А. В. Евневич - Грузоподъёмные и транспортирующие машины на заводах строительных материалов - Учебник для техникумов, 4-е изд, М.: «Машиностроение»,
  14. П. З. Петухов, Г. П. Ксюнин, Л. Г. Серлин - Специальные краны - М: Машиностроение, , 248с.
  15. М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др. : - Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов по специальности «Подъёмно-транспортные машины». - М: Машиностроение, - 400 с., ил.
  16. Фиделев А. С. : - Подъёмно-транспортные машины, 2-е изд, .: Издат. Объединение «Вища Школа», , 220с., УДК 69.057.7:629
  17. Ипатов П. П. : Монтажные подъемно-транспортные механизмы и такелажные работы - М, 1945
  18. Ипатов П. П. , Финкель А.Ф : Монтажные подъемно-транспортные механизмы и такелажные работы - М: Стройиздат, 2-е изд., 1975
  19. Пневмоколёсные краны // Techstory.ru
  20. Строительные краны, Справочное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. Барч И. З. и др. - К.: «Будивельник», . 336стр.
  21. Канов Г. Л. : Краностроение и крановое хозяйство - история, настоящее и будущее - Журнал «Металлургическая и горнорудная промышленность»
  22. Журнал «Спецтехника» № 3-2005 - Башенные краны
  23. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов (ПБ 10-382-00, 2005 - 236c. ISBN 5-93586-418-5)
  24. С. С. Добронравов, В. Г. Дронов : Строительные машины и основы автоматизации, М: Высшая школа, 2001, 575с, ISBN-5-06-003857-2
  25. П. Н. Ушаков, М. Г. Бродский - Спр-к: Краны и лифты Промышленных предприятий, , 352 с., илл.
  26. Правила устройства И безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов ПБ 10-14-92
  27. Государственный Комитет Украины по Промышленной Безопасности, Охране Труда и Горному Надзору - Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Харьков : Издательство «Форт», , 257c, ISBN 978-966-8599-34-7
  28. Правила от 03.12.2004 № 45
  29. Государственный комитет Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике от 22 августа 1994 г. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»
  30. Правила от 29.10.2010 № 49
  31. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госгортехнадзором Республики Казахстан от 21 апреля 1994 года)
  32. Министерство Юстиции РК: вопрос-ответ
  33. Требования промышленной безопасности по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
  34. Рекорды в науке и технике. Техника. Статьи. Наука и техника

Литература

  • Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов, утверждённые Госгортехнадзором СССР от

Много лет назад грузоподъемное оборудование являлось одним из главных достижений техники. Но сегодня, когда активно внедряются передовые технологии и современные материалы, оно постепенно становится все более традиционным. В настоящее время существует большое количество компаний, которые поставляют как различную грузоподъемную технику, так и широкий ассортимент строительного и промышленного оборудования.

Грузоподъемное оборудование: терминология

Под термином «подъемник» сегодня понимают специальную технику, которая способна функционировать непрерывно или же периодически. Такое оборудование, как грузоподъемные краны, лифты и др., имеет главное предназначение — это перемещение различных грузов несущим устройством, перемещающимся по высокопрочной вертикальной направляющей или по рельсовым путям.

Подъемное оборудование сегодня представлено несколькими разновидностями. Самыми распространенными и наиболее часто применяемыми практически во всех промышленных сферах являются грузовые подъемники. В них устройство перемещения груза прикрепляется к огибающему лебедки, намотанные на барабан, или канатоведущий шкив. Грузоподъемные краны работают преимущественно на электрических приводах, а также на гидравлических.

Консольные краны

В строительной отрасли самой большой популярностью и востребованностью пользуются консольные подъемники, что стало возможным благодаря простоте их конструкции и низкой стоимости. Они изготовляются в виде мачтовых стоек без ограждений, относительно которых консольным способом размещаются площадки.

Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов во многом зависит от правильно выбранного вида. Стоит заметить, что оборудование консольного типа подразделяется на:

  • Колонный кран. Представляет собой стационарную колонну, по которой происходит подъем грузов, широко применяется на машиностроительном производстве.
  • Настенно-консольный кран. Отличается от первого варианта тем, что состоит из настенной фермы, по которой передвигается тележка. Способ установки - стационарный. Основное преимущество - возможность работать в небольших помещениях. Как правило, данный вид крана устанавливается для того, чтобы снизить нагрузку на мостовые подъемники.

Кран мостовой электрический шахтный

Существуют также шахтные краны, имеющие, в отличие от консольных, специальное устройство для ограждения людей, в котором вдоль направляющей перемещаются грузоподъемные кабины или площадки. В основном такая техника используется в горнодобывающей промышленности. Грузоподъемные краны мостовые предназначены для спуска/подъема крупногабаритных предметов. Благодаря определенному способу доставки грузов данный вид оборудования позволяет значительно сократить затраты, особенно в сравнении с наклонным стволом и автосъездом. Соблюдение правил безопасности при работе с такими кранами позволяет свести риск до минимума. Главное преимущество данного вида оборудования - быстрая и относительно безопасная транспортировка тяжелых грузов.

Портальные грузоподъемные краны

Данное оборудование передвигается по специальным путям, количество которых может варьироваться от 1 до 3. Ширина колен - 6 м, 10.5 м, 15.3 м. Длина стрелы может доходить до 100 метров. Такой вид кранов широко применяется в судостроительной сфере, при этом как в морских, так и в речных портах. Также данное оборудование используют в плавучих доках и на судоремонтных заводах. Их специализация достаточно узкая, используется только для работы на открытых площадках.

Подразделяются на подвиды:

  • монтажный (КПМ) - грузоподъемность до 300 т;
  • перегрузочный (КПП) - рассчитан на вес от 5 до 40 т;
  • доковый (КПД) - используется для работы с грузами, вес которых не превышает 30 т.

Конструкция оборудования представляет собой портал с поворотной стрелой, который передвигается по подкрановым путям. Для подъема грузов используются специальные крюки и грейферы.

Эксплуатация грузоподъемных кранов

Перед тем как начинать работу на грузоподъемных кранах, необходимо изучить правила безопасности. На всех предприятиях проводят инструктаж. Некоторые пункты могут меняться в зависимости от вида оборудования, однако общая суть данной документации заключается в следующих пунктах:

  • работа с электрооборудованием;
  • изучение и принцип работы главных составляющих крана (тележка, галерея и пр.);
  • способ управления;
  • коэффициент торможения и др.

Особенности выбора

В процессе выбора грузового подъемника для строительства необходимо учитывать ряд важных факторов. Это способ крепления, грузоподъемность и многие другие. Дополнительно используются также различные грузозахватные устройства и приспособления. Кроме того, следует брать во внимание частоту поднятия грузов и рассчитать примерное количество включений и выключений крана. Используя полученные данные, можно выбирать подъемник с учетом веса транспортируемого груза. Важно знать правила эксплуатации грузоподъемных кранов и особенности их конструкции. Это обезопасит и существенно облегчит процесс перемещения тяжелых предметов.