Фонетический разбор «перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Фонетический разбор «перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят Перепел тимошка перепелку и перепелят выделить

Не каждому ребенку, даже школьнику, удается с первого раза безошибочно повторить скороговорку . Однако скороговорки для детей не просто веселая игра. Эти забавные строчки увлекает детей, тренируют память и развивают правильную дикцию. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые звуки, слова и целые фразы. Недаром логопеды так широко используют их в своей работе.

Лучшие скороговорки познакомят детей с богатством русского языка, покажут им новые поэтические образы. Многие скороговорки живут уже давно, и дошли до нас из глубины веков, другие же придуманы в наше время.

Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол
В огород меня
Завёл!

Вобла в Волгу угодила,
Волга вобле соль отмыла.
Вобла в Волге ожила,
Вобла
Волгой поплыла.

У боярина Бобра
Нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у Бобра —
Лучше всякого добра!

Ежик ежится у елки:
Укололся об иголки.
Елка ежится, дрожа:
Укололась об ежа.

Посреди двора дрова.
Прорубь в речке бобр рубил,
В проруби рыбу бобр ловил.

Белые бараны били в барабаны.

Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел
Перепёлку перепел!

Пётр Петру пёк пироги.

Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

Шесть мышат в камыше шуршат

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Кузьма Кузьмич продавал кирпич,
Илья Ильич покупал кирпич.

Проворонила ворона воронёнка.

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.

Огурцы-молодцы зеленобелогубы

У осы не усы, не усищи, а усики.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Сух сук нёс барсук.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши каша.

На возу лоза, у воза коза.

Ткёт ткач ткани на платье Тане. Оса боса и без пояса.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

У Кондрата куртка коротковата.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят. Нашли у пенька пять опят.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Коля колет колья.

Соломы воз возница вез.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Наш Полкан попал в капкан.

Съел Валерик вареник, А Валюшка - ватрушку.

Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Выскочила мышка из-под рундучка И опять под рундучок.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке.

Шёл косой козёл с косой; пришёл косой козёл с косой.

Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосёночком.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, и все со сметаной и с творогом.

Пришёл Прокоп - кипит укроп, Ушёл Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Дом у дуба, дуб у дома.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Вставай, Архип, петух охрип.

На полице в коробице полкаравая и поляиица.

У Перши в верше два ерша.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

У воза овца, на возу пуд овса.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Курочка черна-пестра, уточка с носка плоска.

Павел Павлушку пеленовал,
Пеленовал и распеленовывал.

Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.

У копны копна с подприкопееючком.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

На горе, на пригорке Егорка в ермолке.

Проросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

Колотил Клим клин,
Колотил да не выколотил.

Есть Кирилл присел,
Да кисел кисель.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

Ехал грека через реку,
Видит грека - в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!

Три козы
Среди лозы
Схоронились
От грозы.

Вот и кончилась
Гроза.
Козы здесь,
А где лоза?

В огороде Фёкла
Ахала и охала:
Уродилась свёкла
Не на грядке.
Около.
Жалко Фёкле свёклу,
Жалко свёкле Фёклу,
Жаловалась Фёкла:
- Заблудилась свёкла!
(Ю. Могутин)

Бедный Полкан то лаял, то плакал:
Палка Полкану упала на лапу.
Палка на лапу с полки упала.
Как эта палка на полку попала?

Был мел бел.
Бык мел съел.
Стал бык бел.

Старый лис
Любит рис.

Волк не ворчит на волчат!

Как погодка? -
Еж ежу,
- Ежусь братец и дрожу.

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах - это не всегда одно и тоже.

Буквы - это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки - слоги - слова.

Список всех букв - это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв - гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» - буквы "Т" и "С" сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква "Ю" в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч"о́рный"]
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар"]
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] - апострофом;
  • ударный [´] - ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] - гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] - знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я [й] - согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный [и] - гласн., безударныйв [в] - согл., парный твердый, парный зв.л [л’] - согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе [э′] - гласн., ударныйн [н’] - согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и [и] - гласн., безударный [й] - согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный [э] - гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым - мягким, звонким - глухим, шипящим, сонорным.

Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] - бодрый и [б’] - белка;
  • или [д]-[д’]: домашний - делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи - четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку ку ру за, дощечку , у чу сь, у лов, - во всех положениях она произносятся отчётливо как [у] . Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у ´сл’и], ключ [кл’у ´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´ т’ик], колокольчик [калако´ л’ч’ык], молоко [малако´ ], восемь [во´ с’им’], поисковая [паиско´ вайа], говор [го´ вар], осень [о´ с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака"о ], патио [па"тио ], радио [ра"дио ], боа [бо а"] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´ рн], костёр [кас’т’о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за"мок - замо"к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до "ма].
  • Новые дома [но"выэ да ма"].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы - гора = [го "ры] - [га ра"];
  • он - онлайн = [о "н] - [а нла"йн]
  • свиде те льница = [св’ид’э "т’и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции . Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре -ди [фп’ир’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [йи с’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста -ч’ка ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., - это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е - [йэ], Ё - [йо], Ю - [йу], Я - [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё - [йо], Ю - [йу], Е - [йэ], Я - [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • - ёжиться [йо´ жыц:а], ёлочный [йо´ лач’ный], ёжик [йо´ жык], ёмкость [йо´ мкаст’];
    • - ювелир [йув ’ил’и´р], юла [йу ла´], юбка [йу´ пка], Юпитер [йу п’и´т’ир], юркость [йу ´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • - ель [йэ´ л’], езжу [йэ´ ж:у], егерь [йэ´ г’ир’], евнух [йэ´ внух];
    • - яхта [йа´ хта], якорь [йа´ кар’], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • - приё мник [пр’ийо´мн’ик], поё т [пайо´т], клюё т [кл’уйо ´т];
    • -аю рведа [айу р’в’э´да], пою т [пайу ´т], тают [та´йу т], каюта [кайу ´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: - объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу "та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» - всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: - интервью [интырв’йу´ ], деревья [д’ир’э´в’йа ], друзья [друз’йа´ ], братья [бра´т’йа ], обезьяна [аб’из’йа´ на], вьюга [в’йу´ га], семья [с’эм’йа´ ]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • - единение [йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайи вр’э´м’ина], поезда [пайи зда´], поедим [пайи д’и´м], наезжать [найи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йи ц], учащиеся [уч’а´щ’ийи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийи м’и], суета [суйи та´],
    • лаять [ла´йи т’], маятник [ма´йи тн’ик], заяц [за´йи ц], пояс [по´йи с], заявить [зайи в’и´т’], проявлю [прайи в’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: - пьянит [п’йи н’и´т], изъявить [изйи в’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйи до´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа ´рмарка], но яйцо [йи йцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука - [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: - соловьи [салав’йи´ ], на курьих ножках [на ку´р’йи’ х" но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи ], нет семьи [с’им’йи´ ], судьи [су´д’йи ], ничьи [н’ич’йи´ ], ручьи [руч’йи´ ], лисьи [ли´с’йи ]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О] , хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильо н [пав’ил’о´н], аналогично: почтальо н, шампиньо н, шиньо н, компаньо н, медальо н, батальо н, гильо тина, карманьо ла, миньо н и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё - [о],
    • е - [э],
    • ю - [у].
    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´ лтый], шёлк [шо´ лк], целый [цэ´ лый], рецепт [р’ицэ´ пт], жемчуг [жэ´ мч’ук], шесть [шэ´ ст’], шершень [шэ´ ршэн’], парашют [парашу´ т];
  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’] . Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´ фка], лёгкий [л’о´ хк’ий], опёнок [ап’о´ нак], актёр [акт’о´ р], ребёнок [р’иб’о´ нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´ н’], зеркало [з’э´ ркала], умнее [умн’э´ йэ], конвейер [канв’э´ йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´ та], мягко [м’а´ хка], клятва [кл’а´ тва], взял [вз’а´ л], тюфяк [т’у ф’а´ к], лебяжий [л’иб’а´ жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ ф], людям [л’у´ д’ам ], шлюз [шл’у´ с], тюль [т’у´ л’], костюм [кас’т’у´ м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´ л’], бретелька [бр’итэ´ л’ка], тест [тэ´ ст], теннис [тэ´ н:ис], кафе [кафэ´ ], пюре [п’урэ´ ], амбре [амбрэ´ ], дельта [дэ´ л’та], тендер [тэ´ ндэр], шедевр [шэдэ´ вр], планшет [планшэ´ т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: - зе рно [з’и рно´], зе мля [з’и мл’а´], ве сёлый [в’и с’о´лый], зве нит [з’в’и н’и´т], ле сной [л’и сно´й], ме телица [м’и т’е´л’ица], пе ро [п’и ро´], прине сла [пр’ин’и сла´], вя зать [в’и за´т’], ля гать [л’и га´т’], пя тёрка [п’и т’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно - 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые - мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] - [б’]: б анан - б елка,
    • [в] - [в’]: в ысота - в ьюн,
    • [г] - [г’]: г ород - г ерцог,
    • [д] - [д’]: д ача - д ельфин,
    • [з] - [з’]: з вон - з ефир,
    • [к] - [к’]: к онфета - к енгуру,
    • [л] - [л’]: л одка - л юкс,
    • [м] - [м’]: м агия - м ечты,
    • [н] - [н’]: н овый - н ектар,
    • [п] - [п’]: п альма- п ёсик,
    • [р] - [р’]: р омашка - р яд,
    • [с] - [с’]: с увенир - с юрприз,
    • [т] - [т’]: т учка - т юльпан,
    • [ф] - [ф’]: ф лаг - ф евраль,
    • [х] - [х’]: х орек - х ищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] - всегда твердые (ж изнь, ц икл, мыш ь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] - всегда мягкие (доч ка, чащ е, твоей ).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким - глухим , а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) - самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р ай , н ол ь.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум - значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з ав од , б люд о, ж из нь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст опк а, ф ишк а, к ост юм, ц ирк, заш ить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) - щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук - звонкий согласный, если же слышится шум, - то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» - в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» - аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш ], снег [с’н’э´к ], огород [агаро´т ], клуб [клу´п ];
  • перед глухими согласными: незабудк а [н’изабу´т ка], обх ватить [апх ват’и´т’], вт орник [фт о´рн’ик], трубк а [трупк а].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] - [в’], [л] - [л’], [м] - [м’], [н] - [н’], [р] - [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] - [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесш умный [б’иш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция - процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з ’ийа], рецензия [р’ицеэн’з ’ийа], пенсия [пэн’с’ ийа], ве[н’з’] ель, лице́[н’з’] ия, ка[н’д’] идат, ба[н’д’] ит, и[н’д’] ивид, бло[н’д’] ин, стипе[н’д’] ия, ба[н’т’] ик, ви[н’т’] ик, зо[н’т’] ик, ве[н’т’] илъ, а[н’т’] ичный, ко[н’т’] екст, ремо[н’т’] ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканч ик [стака′н’ч’ик], сменщ ик [см’э′н’щ’ик], понч ик [по′н’ч’ик], каменщ ик [кам’э′н’щ’ик], бульварщ ина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст енка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], зд есь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезж ий [пр’ийэ´жж ий], восш ествие [вашш э´ств’ийэ], изж елта [и´жж элта], сж алиться [жж а´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж» , произносятся как двойной твердый согласный [ж:] , а «сш» – «зш» - как [ш:] : сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж» , «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:] : езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч» , «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:] : счет [щ’: о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч» , «зч» транскрибируется как [щ’ч’] : без числа [б’эщ’ ч’ исла´], с чем-то [щ’ч’ э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч» , «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:] : лётчик [л’о´ч’: ик], молодч ик [мало´ч’: ик], отч ёт [ач’: о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:] : счастье [щ’: а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’: а´н’ик], разносчик [разно´щ’: ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:] : резчик [р’э´щ’: ик], грузчик [гру´щ’: ик], рассказчик [раска´щ’: ик];
  • жч → [щ’:] : перебежчик [п’ир’ибе´ щ’: ик], мужчина [мущ’: и´на];
  • шч → [щ’:] : веснушчатый [в’исну′щ’: итый];
  • стч → [щ’:] : жёстче [жо´щ’: э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:] : объездчик [абйэ´щ’: ик], бороздчатый [баро´щ’: итый];
  • сщ → [щ’:] : расщепить [ращ’: ип’и′т’], расщедрился [ращ’: э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’] : отщепить [ач’щ’ ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’ о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’ этна], тщательно [ч’щ’ ат’эл’на];
  • тч → [ч’:] : отчет [ач’: о′т], отчизна [ач’: и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’: и′тый];
  • дч → [ч’:] : подчёркивать [пач’: о′рк’иват’], падчерица [пач’: ир’ица];
  • сж → [ж:] : сжать [ж: а´т’];
  • зж → [ж:] : изжить [иж: ы´т’], розжиг [ро´ж: ык], уезжать [уйиж: а´т’];
  • сш → [ш:] : принёсший [пр’ин’о′ш: ый], расшитый [раш: ы´тый];
  • зш → [ш:] : низший [н’иш: ы′й]
  • чт → [шт] , в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт] : чтобы [шт о′бы], не за что [н’э′ зашт а], что-нибудь [шт о н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’т а´т’ил’], почта [по´ч’т а], предпочтение [пр’итпач’т ’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шн а′], скучно [ску´шн а′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] - буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’н ый], дачный [да´ч’н ый], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’н ый], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» - в сочетаниях:
    • стн → [сн] : местн ый [м’э´сн ый], тростник [трас’н ’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестн ица, честн ый, известн ый, радостн ый, грустн ый, участн ик, вестн ик, ненастн ый, яростн ый и прочих;
    • стл → [сл] : счастл ивый [щ’:асл ’и´вый"], счастл ивчик, совестл ивый, хвастл ивый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск] : гигантск ий [г’ига´нск ’ий], агентск ий, президентск ий;
    • стьс → [с:] : шестьс от [шэс: о´т], взъестьс я [взйэ´с: а], клястьс я [кл’а´с: а];
    • стс → [с:] : туристс кий [тур’и´с: к’ий], максималистс кий [макс’имал’и´с: к’ий], расистс кий [рас’и´с: к’ий], бестс еллер, пропагандистс кий, экспрессионистс кий, индуистс кий, карьеристс кий;
    • нтг → [нг] : рентг ен [р’энг ’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц: а], мыться [мы´ц: а], смотрится , сгодится , поклониться , бриться , годится ;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детс кий [д’э´ц к’ий], братс кий [бра´ц кий];
    • тс → [ц:] / [цс] : спортс мен [спарц: м’э´н], отс ылать [ацс ыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братц а [бра´ц: а], отц епить [ац: ып’и´т’], к отц у [к ац: у´];
  • «Д» - при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн] : поздн ий [по´з’н’ ий], звёздн ый [з’в’о´зн ый], праздн ик [пра′з’н ’ик], безвозмездн ый [б’извазм’э′зн ый];
    • ндш → [нш] : мундш тук [мунш ту´к], ландш афт [ланш а´фт];
    • ндск → [нск] : голландск ий [гала´нск ’ий], таиландск ий [таила´нск ’ий], нормандск ий [нарма´нск ’ий];
    • здц → [сц] : под уздц ы [пад усц ы´];
    • ндц → [нц] : голландц ы [гала´нц ы];
    • рдц → [рц] : сердц е [с’э´рц э], сердц евина [с’ирц ыв’и´на];
    • рдч → [рч"] : сердч ишко [с’эрч ’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подц епить [пац: ып’и´т’], двадц ать [два´ц: ыт’];
    • дс → [ц] : заводс кой [завац ко´й], родс тво [рац тво´], средс тво [ср’э´ц тва], Кисловодс к [к’иславо´ц к];
  • «Л» - в сочетаниях:
    • лнц → [нц] : солнц е [со´нц э], солнц естояние;
  • «В» - в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравств уйте [здра´ств уйт’э], чувств о [ч’у´ств а], чувств енность [ч’у´ств ’инас’т’], баловств о [баластв о´], девств енный [д’э´ств ’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

// Скороговорки [Р]

  1. Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
  2. Барбитураты Барби брала брутто, бурбон Барби брала бурно.
  3. Баркас приехал в порт Мадрас, матрос принес на борт матрас, в порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
  4. Бегают две курицы прямо по улице.
  5. Белорылая, тупорылая свинья полдвора рылом изрыла, подрыла, вырыла. На то ей и рыло, чтобы она им рыла.
  6. Белочка прыгнула в форточку, оставила на полочке корочку.
  7. Болгар моргал болгарке.
  8. Бранденбургские рододендроны из дендрария.
  9. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
  10. Бурундук грызет фундук, фундук грызет бурундук.
  11. Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
  12. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
  13. Валерик съел вареник, а Валюшка вартушку.
  14. Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
  15. Варя варит, Жора жарит, Петя песенки поет.
  16. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  17. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
  18. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
  19. Верушка с вертушкой, Варюшка с ватрушкой, Гаврюшка с гармошкой, Петюшка с петрушкой.
  20. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  21. В карете корнет в лорнете играл на кларнете.
  22. В нашей покупке - Крупы и крупки.
  23. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
  24. В огороде рос горох, а за речкой гречка.
  25. В огороде старика редька рыросла крепка.
  26. В озере – карп, а в море краб.
  27. Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки. Из-за леса, из-за горки едут к ним еще Егорки.
  28. Во мраке раки шуршат в драке.
  29. Ворон рвал во вру ревено, рвал проворно целый день.
  30. Вороны друг другу дарили подарки – вороны дары подбирали на свалке.
  31. Воротилась Варвара из города и привезла новостей с три короба.
  32. В печурке три чурки, три гуся, три утки.
  33. В получетверине гороха – нет и получетверика чревоточенки.
  34. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
  35. В реке большая драка – поссорились два рака.
  36. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  37. Вставай, Архип, петух охрип.
  38. В хлеву у Фроси хрипло хрюкает Хавронья.
  39. В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто и четко.
  40. Выдра и ондатра делили ведра. Ведро – выдре, ведро – ондатре, ведро – выдре, ведро – ондатре.
  41. Выдра тверда, одна ондатра годна.
  42. Выфрезеровывающийся.
  43. Вяжет Мише бабушка тепленькие варежки, чтобы греть ладошки Мишутке-крошке.
  44. Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе.
  45. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
  46. Говорили бабы про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
  47. Гогочут гуси у луга, громко грачи галдят, голуби нежно воркуют, грифы строго глядят.
  48. Гонец с галер сгорел.
  49. Горбун поперхнулся горбушкой.
  50. Грач сгоряча осерчал на грача.
  51. Гроза грозна, грозна гроза.
  52. Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.
  53. Гром гремел и грохотал.
  54. Громко порох грохнул, Прохор в страхе охнул.
  55. Гром по горам прокатился, комар с дуба свалился.
  56. Грузовик вез в кузове груз арбузов. В грозу от груза арбузов развалился кузов.
  57. Груша-девочка мала, грушу-дерево трясла. С груши груши градом, Груша грушам рада.
  58. Губ блеск. Вдруг треск. Рук всплеск.
  59. Дали карапузу кукурузу, а карапуз просил арбуз.
  60. Дал Макару Роман карамель, а Макар Роману – карандаш.
  61. Две горлинки в горенке курлыкали: курлы-курлы-курлы.
  62. Добр бобр до бобрят.
  63. Добры бобры идут в боры.
  64. До города – дорога в гору, от города – с горы.
  65. Дорожка торная, местами косогорная.
  66. Дробью по перепелам да по тетеревам.
  67. Дроворубы рубили дубы и буки.
  68. Дрозд прост – упорный хвост, проворный нос.
  69. Дуб в сугробе греет ноги, снега много на дороге.
  70. Егор шел через двор. Нес Егор с собой топор. Егор шел чинить забор.
  71. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!
  72. Жили-были раки, раки-забияки. Жили раки шумно, затевали драки.
  73. Жри ржаной корж, рожа.
  74. Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
  75. За поселком у проселка в поле пела перепелка. Перепел прилетел перепелку перепел.
  76. Захар сахар запасал, закрома им заполнял. Захаровы закрома засахарены сполна.
  77. Зеленая береза стоит в лесу, Зоя под березой поймала стрекозу.
  78. Зубр к зебре брел с веткой вербы.
  79. Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
  80. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.
  81. Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.
  82. Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
  83. Кавалеры к королеве приплывали в каравелле.
  84. Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.
  85. Камер-юнкер юркнул в бункер.
  86. Карасик красит кораллы краской.
  87. Карась, в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.
  88. Карл клал лук в ларь, Клара крала лук из ларя.
  89. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  90. Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч подкармливали карпов.
  91. Кашевар кашу варил, переваривал, да недоваривал
  92. Кирюша-Кирилл огород долго мерил. Мерил, мерил, перестал, лег под деревом – устал.
  93. Клара-краля кралась к Ларе.
  94. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  95. Королева кавалеру подарила каравеллу.
  96. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  97. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб!
  98. Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
  99. Крендель для матрешки, клоуну лепешки, пряники для мишки, заиньке коврижки.
  100. Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу.
  101. Крот-агроном разрыхлял грядку граблями.
  102. Крот-проныра запросто проник в парник.
  103. Крута гора, в горе дыра, в дыре кротовая нора.
  104. Кукушка подружка, воробышек шурин.
  105. Курил турка трубку, клевала курка крупку.
  106. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
  107. Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал. Лара ландыши брала, рада ландышам была.
  108. Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
  109. Летели три вороны – черны, пестроголовы.
  110. Летят три пичужки через три пусты избушки.
  111. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  112. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  113. Марки, маркер и морковь у Макара в кармане.
  114. Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.
  115. Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку, но не лезет корка в норку: велика для норки корка.
  116. На бревнышке перышко, под перышком бревнышко.
  117. На воротах сорока, на заборе ворона, на дороге воробей.
  118. На горе Арарат растет крупный виноград.
  119. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  120. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
  121. На грядке у пряхи растут гречка и просо.
  122. На дворе дрова, на дровах братва, у братвы трава.
  123. На дворе-подворье погода размокропогодилась.
  124. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  125. На Ерему напала дрема, от дремы задремал Ерема.
  126. Накроши в окрошку картошки и горошку.
  127. На лугу под горкой лежал сырок с красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
  128. На реке Роман поймал руками рака.
  129. На рынке Кирилл кружку-крынку купил.
  130. На ура у гуру инаугурация прошла.
  131. Не городите огород в пригороде – не выгородитесь!
  132. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
  133. Недопереквалифицировавшийся.
  134. Не коси косой дрова, для косы растет трава.
  135. Не прибирает Домна дом, у Домны дома все вверх дном.
  136. Не пустили демонстранта в транспорт с транспарантом.
  137. Нравы мавров варварские.
  138. Огорченная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.
  139. Опрометчивый простак просто так попал впросак.
  140. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
  141. Осип орет, Архип не отстает – кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.
  142. Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.
  143. Ох, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы.
  144. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
  145. Петр первый пошел погулять, поймал перепелку пошел продавать.
  146. Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  147. Петр Петру пек пироги, Петр Петру пироги пек.
  148. Под гармошечку трехрядку Прошка бросился в присядку.
  149. Под горой бугор, на бугре Егор, у Егора кол, на колу колокол.
  150. Подобрей подобру-поздорову.
  151. Полпогреба репы, полколпака гороху.
  152. По осинке росинки засверкали утром перламутром.
  153. По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.
  154. После росы росли розы.
  155. Посоли и поперчи, да попробуй не пересолить да не переперчить.
  156. Потея на жаре, я не жирею. Я жирею, себя жалея.
  157. Пошел кочан на стрижку, обстригся в кочерыжку.
  158. Привез Пров Егору во двор дров гору.
  159. Пришел Прокоп - кипит укроп. Ушел Прокоп - кипит укроп. Укроп кипит как при Прокопе, так и не при Прокопе.
  160. Проворонила ворона вороненка.
  161. Провравшийся – что проворовавшийся.
  162. Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
  163. Прораб отрапортовал, что пропали полипропилен, пенополиуретан и поливинилхлорид.
  164. Проросли ростки повыросли, да ростом ростки не выросли. Проросли ростки повыросли, ростом ростки равхвастались.
  165. Прорубь рубили – рыбку ловили.
  166. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.
  167. Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
  168. Пташка под потолком порхала, порхала и выпорхнула.
  169. Пуст бредень в пруду, с бреднем из пруда не выбрести.
  170. Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
  171. Раз дрова, два дрова, три дрова.
  172. Разминали кони ноги – неслись аллюром по дороге.
  173. Рака в руку не бери – рака другу подари.
  174. Рак в реке рюкзак отрыл.
  175. Рапортовал, да не дорапортовал. А стал дорапортовывать, зарапортовался.
  176. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  177. «Расскажите про покупку!» «Про какую про покупку?» «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!».
  178. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
  179. Речистый парень не плечист, плечистый парень не речист.
  180. Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
  181. Роет землю серый крот, разоряет огород.
  182. Рома Маше нарвал ромашек.
  183. Ронял Ролан лорнет на рояль.
  184. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
  185. Рыбы в проруби – пруд пруди.
  186. Свинья тупорыла весь двор перерыла, срыла полрыла, до норы не дорыла.
  187. Своего рода роды урода.
  188. Скороговорка о сковородке и скороварке.
  189. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
  190. Солил Терентий грибочки – сразу тридцать три бочки. Съел Терентий грибочки – сразу тридцать три бочки.
  191. Сорока за строчкою строчка строчит сорочатам сорочки.
  192. Сорока тараторила, тараторила, с вороной спорила.
  193. Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отгоняли сорок, сорок орлов напугали ворон, сорок коров разонали орлов.
  194. Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
  195. С природой не спорят, погоды не просят.
  196. Старик спросил старуху: "Сколько стоит стог старого сена?" Старуха сказала старику: "Стог старого сена стоит сто рублей.".
  197. Старый лис любит рис.
  198. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  199. Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот. И никто не разберет, где ворота, а где рот.
  200. Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.
  201. Сшила Шура шикарную шубу.
  202. Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
  203. Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
  204. Сыворотка из-под простокваши.
  205. Тимошка Трошке крошит в окрошку укроп и крошки.
  206. Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
  207. То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя.
  208. Топор стучит – дрова колю, пила звенит – дрова пилю. Чем больше слов – тем больше дров.
  209. Топоры остры до поры, до поры остры топоры.
  210. Три вороны на воротах, три сороки на заборе.
  211. Тридцать третья артиллерийская бригада.
  212. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  213. Тридцать три трактора в ряд тараторят, тарахтят.
  214. Три по полтопора – полтора топора.
  215. Троглодит проглотил крокодила.
  216. У Андрея и Арины растут георгины.
  217. У барана рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.
  218. У боярина бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра лучше всякого добра.
  219. У Егора огород, там есть редька и горох. Рядом огород Федоры – там на грядке помидоры.
  220. У Ивашки рубашка, на рубашке кармашки.
  221. У Кондрата куртка коротковата.
  222. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  223. У Петруши в супчике лаврушка, у Лавруши в супчике петрушка.
  224. У Прошки с плошкой оплошка – плошку потерял Прошка.
  225. Упрощение прошения о прощении как украшение.
  226. У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
  227. Уронил Ролан лорнет на рояль.
  228. Усядемся на пригорде да расскажем скороговорки.
  229. У Тамары-тараторки тридцать три скороговорки.
  230. Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
  231. У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика торчат.
  232. У тропинки, у тропы за ночь выросли грибы.
  233. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
  234. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  235. Фрол у Флоры украл фарфор.
  236. Хитрую сороку поймать – морока, а сорок сорок – сорок морок.
  237. Ходит грач с грачихой черной в огороде на гряде.
  238. Ходит перепел между перепелками со своими перепелятами.
  239. Хорош пирожок – внутри творожок.
  240. Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста. На ерша хороша верша.
  241. Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  242. Цветок к земле прицепился корнями, цыпленок клювиком к курице маме.
  243. Цыплята просят проса. Цыплятам на подносе выносит просо Фрося. Все косы Фроси в просе.
  244. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой, шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет. Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке, в чайничке чай.
  245. Через рвы, через горбочки шли мы в рощу по грибочки.
  246. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота, отыщите там кота!
  247. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  248. Что сто штук брюк на крюк, что вместе взвесьте двести брючин.
  249. Шесть тараканов с крошкой прошлись по ложке с плошкой.
  250. Шли сорок мышей, несли по сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  251. Шли три Назара, встали у базара, говорили про Прокопа, про Прокопиху и про маленьких Прокопиных Прокопят.
  252. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
  253. Шустри, а то пошерстят.

Скороговорки

Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.

Четверть четверика гороха без червоточенки.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по двадцать грошей.

Кусты и кустыни в пустыне грустят -
Их жизни пусты без десятков кустят.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась.

Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

У Еремы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
колпаки переколпачены, новы,
да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Полили вы лилию?
- Видели мы Лидию.
- Видели вы Лидию?
- Полили мы лилию.

Волк рыщет - пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках,
Везет, да скороговорками так и сыплет:
мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева;
мол, у гусыни усов не ищи - не сыщешь;
мол, каков Савва, такова и слава...
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.

Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
"Тише, тише...", - слышно мне.

Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.

У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
- Челка пчелке на к чему.

Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как расточек.

Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Пел перепел за деревней.
Пел тетерев средь деревьев.
Перепел пел-пел
Тетерева перепел.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

Рапортовал да недорапортовал.
Стал дорапортовывать - зарапортовался.

Дроводреворубы рубили дубы.

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать.

Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу,
про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу,
про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Шакал шагал, шакал скакал.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

Съел Валерик вареник,
А Валюшка вартушку.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

Пилил Филипп поленья из лип.

На рынке Кирилл ложку и кружку купил.

У Антипа в саду одна липа,
А Филипп посадил семь лип.

Баран буян залез в бурьян.

Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.

Хохлатые хохотушки
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!

Два дровосека, два дровокола,
два дроворуба говорили про Ларю,
про Ларьку, про Ларину жену.

Под горой бугор,
На бугре Егор,
У Егора кол,
На колу колокол.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
сено, граблями краб грабь!

Рододендроны из дендрария.

Белые бараны били в барабаны.
Без разбору били, лбы себе разбили.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю.
Отвечает ему попугай- "Попугай, попугай, попугай!"

Дед Данил делил дыню:
Дольку Диме, дольку Дине.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

У перепела и перепелки пять перепелят.

Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях в галчат,
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

Отлежал бычок бочок.
Не лежи, вставай, бычок!

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

У осы не усы, не усища, а усики.

Шел Шишига по шоссе,
Шел шурша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.

Либретто Риголетто.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.