«Унылая пора! Очей очарованье! Урок «Осень унылая пора или очей очарованье Беседа унылая пора очей очарованье

Учитель русского языка и литературы

Галиханова Гульнара Фаритовна,

МБОУ СОШ им.Р.Гареева

г. Янаул Республика Башкортостан

Интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки в 5 классе.

Унылая пора! Очей очарованье!

показать особенности изображения осенней природы в лирике А.С.Пушкина, в музыке П.И.Чайковского и в картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок.

Оборудование: сборник стихотворений А.С.Пушкина, презентация «Унылая пора! Очей очарованье!».

Предварительное задание: выучить наизусть отрывки из стихотворений А.С.Пушкина об осени.

Ход урока.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев.

Каждый человек на земле ощущает красоту природы, его «язык» и «душу», как выразился великий поэт Ф.И.Тютчев. Но особенно тонко это чувствуют люди творческие - поэты, художники и композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, И.Левитана и К.Коровина, а также многих других прекрасных пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.Тютчева и А.Фета. И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского.

Начнем урок со стихотворения нашего любимого поэта А.С.Пушкина. Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно.

Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Беседа по вопросам.

Какое время года изобразил А.С.Пушкин в этом стихотворении?

В какие цвета окрашена природа? Какими словами они переданы?

Какие ощущения вы испытывали, когда читали это стихотворение?

Какие художественные приемы использует А.С.Пушкин для создания картины?

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Это и начало осени, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.

Учитель музыки.

Беседа по вопросам:

1.Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И.Чайковский)

2. Как называется этот цикл? («Времена года»)

Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С.Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.

Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).

Учитель русского языка и литературы.

А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Учитель ИЗО.

Один из самых любимых пейзажистов России - И.И.Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти. «Живопись Левитана подобна звукам золотой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе, - писал другой замечательный живописец К.Ф.Юон,- только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли». Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника. Вглядитесь в репродукцию «Золотой осени» И.Левитана и сравните его осень с пушкинской.

Беседа по вопросам.

Что изображено на картине?

Как художник показывает приближение осени?

Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?

Какие мысли и чувства хотел выразить художник?

Какое впечатление производит картина?

Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Ответьте на вопросы.

1.Что вас окружает?

2.Чем вы любуетесь?

3.Чем вам особенно нравится картина?

4.Что вас заставляет грустить?

Учитель русского языка и литературы.

И снова А.С.Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. (Ребята читают выразительно наизусть заранее подготовленные стихи А.С.Пушкина).

Вывод по уроку . Сегодня на уроке мы увидели пушкинскую осень и сравнили ее с осенью И.П.Чайковского и И.Левитана. Выяснили, что осень у каждого своя. Но объединяет творчество этих великих людей одно - любовь к родной природе.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали во время урока?

Над чем задумались?

Для чего нужны подобные уроки?

Задание на дом. Мои рисунки к «Осени» А.С.Пушкина, И.П.Чайковского.

Использованные источники

Презентация

Файл (Унылая пора! Очей очарованье!)

1. Поурочные разработки по литературе.5 класс. М., «Вако», 2011.

2.Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»,№3,2007.

4. https://infourok.ru Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".

5. https://nsportal. А.С.Пушкин «Осень».

Разделы: Литература

Участники – учащиеся 5-11-х классов.

Цели урока: Способствовать формированию у учащихся интереса к литературе как учебному предмету. Развивать у учащихся навыки выразительного чтения. Содействовать эстетическому воспитанию школьников. Знакомство с творчеством поэтов - Увельчан.

Оформление: Зал празднично украшен. Презентация к музыкальным композициям.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки, аудиозапись музыкальных произведений.

Звучит фонограмма П.И.Чайковского “Времена года”.

Ведущие выходят парами.

Ведущий 1: У Константина Паустовского есть такие слова: “Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране”.

Ведущий 2:

Топи да болота.
Синий плат небес,
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз,
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слушают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Ведущий 1: Федор Тютчев писал, что природа - не слепок, не бездушный лик. У нее есть свой язык. Очень важно, чтобы каждый человек научился понимать его. Тогда жизнь станет неизмеримо богаче и интереснее.

Ведущий 2. Наш поэтический конкурс мы посвящаем удивительно прекрасному времени года – осени. Сегодня прозвучат замечательные стихи об осени не только классиков русской литературы, но и наших земляков, поэтов - жителей Увельского района.

Ведущий 1. Оценивать выступления ребят мы пригласили уважаемых людей нашего села:___________

(Звучит песня “У природы нет плохой погоды”, муз. Андрея Петрова. Презент. №1)

1-й ведущий. Величава золотая осень. Чист и прозрачен воздух. Широк и просторен мир.

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой.
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях.
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!

Ведущий 2. Стихотворение Марии Ивановны Трениной, жительницы посёлка Увельский “Осень, моя осень” читает уч. 5-го класса_______ Прилож. №5

2-й ведущий. Яркими красками украшает мир художница осень! Осень - самое красивое время года, хотя от нее порой и веет нежной грустью и печалью.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь...

(Ф.Тютчев “Осень”)

1-й ведущий. На фоне музыки:

Фея осень нарядила ясень и клены в желтое, осинки в красное платье, разрумянила их, как спелые яблоки, березкам вплела золото в кудри, а могучий дуб словно заковала в медную броню.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют.
А между кленами синеет
То там, то здесь в листве сквозной.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

2-й ведущий. Кружась в воздухе, падают пожелтевшие листья: этот спускается парашютиком, тот - мотыльком. Начался листопад. Листья падали и падали, косо ложась на сырую землю и создавая мягкий ковер. Хорошо идти, шурша листьями, вдыхая пряный воздух. Тишина, умиротворенность и в природе, и на душе...

Мария Ивановна Тренина “Осень” читает уч. 6 кл._______________________ Прилож. №5

Ведущий 1:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу.
С холоду щеки горят.
Любо в лесу мне бежать.
Слышать, как сучья трещат.
Листья ногой загребать.

Звучит песня “Желтые листья”, сл. И.Шеферана, муз. Р.Паулса. Презент.№2

Ведущий 2 . Короткая, но дивная пора - “бабье лето”, дни возврата тепла, солнечной погоды. “Весь день стоит как бы хрустальный” - эти слова Федора Тютчева относятся именно к этой поре.

Валентина Меркеева. Красногорск “Обращение к осени”. Читает уч. 8 кл.______________________________Прилож. №5

2-й ведущий. Закапал осенний дождь. Как по струнам гитары прошелся он по кронам деревьев. И задрожали цветные листья, приосанились умытые деревья, как будто заговорили меж собой.

Все потому, что жить умеем дружно,
Земле мы платим золотой листвой.
Гармония. Как это людям нужно!
Осенний лист, я понял шепот твой.

1-й ведущий. Мне кажется, есть две осени. Одна - радостная и пышная, богатая урожаем, другая - невидная собой: идет по лоскутьям преющей листвы под тихий плач дождя. Первую любят за щедрость, с какой она оделяет нас своим богатством, а вторую, печальную, - не очень.

Еще и солнце радуется.
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мертвый лист.

Леонтий Пронин. Посёлок Берёзовка “Осенние мотивы” читает уч. 11 класса________________________________________________ Прилож. №5

2-й ведущий. Поздняя осень - это время переживания чего-то торжественного и величавого. Это чувство кроется в надежде на то, что свет солнца нескончаем, что увядание природы - это лишь условие ее постоянного обновления, молодости, силы, здоровья.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало….

1-й ведущий. А кто-нибудь видел осеннее звездное небо? Звезды яркие, крупные и близкие. Кажется, протяни руку - и дотронешься.

Ты посмотри, какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью,
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

(В. Маяковский).

Валентина Меркеева “До свиданья, осень!” читает уч. 10 кл.______________________________Прилож. №5

2-й ведущий. Печален русский лес в эту пору, он притих и насупился, тишину нарушает лишь бормотание тетерева. А вот и певчий дрозд откликнулся, просвистел и оборвал свою песню. На опушке послышались прощальные голоса других птиц.

1-й ведущий. Но лес хорош даже и теперь. Нет солнца, но нет и тени, в мягком воздухе разлит осенний запах. Туман застыл над полями, сквозь обнаженные бурые сучья деревьев белеет неподвижное небо. Кое-где на липах висят еще золотые листья. Земля упруга под ногами. Спокойно дышит грудь, а на душе - странная легкая тревога... Вся жизнь развертывается в памяти легко и быстро как свиток, и ничто этому не мешает - ни тебе ветра, ни шума.

2-й ведущий.

Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Звучит песня на сл. Сергея Есенина “Отговорила роща золотая”. Презент. №3

2-й ведущий. Осень - именно то время года, которое может сообщить человеку особенный прилив творческих сил. Так думали Пушкин, Тютчев. Пришвин. Многие русские писатели и художники пытались отобразить очарование осени. Признанным мастером русского пейзажа был Кайсарова Алла Владимировна 238-196-244

Исаак Левитан. Его наследие - около ста осенних пейзажей.

1-й ведущий. А вот для тружеников сельской нивы осень - это праздник урожая. Закончена страда, полны закрома и амбары: пора отдохнуть человеку и природе. В эти дни в поле завязывали последний сноп (пучок пшеничных колосьев), а в середину клали душистую краюшку свежего хлеба.

2 ведущий. Парни и девушки со смехом украшали сноп бусами и листьями, наряжали его в сарафан, иногда привешивали звонкие колокольчики, а потом все вместе с песнями шли в село. Молодежь пела да приговаривала:

Хлебушко, расти,
Времечко, лети,
До новой весны,
До нового лета.
До нового хлеба.

В старину в эти дни начинали играть и свадьбы, водить хороводы. Свахи и музыканты трудились не покладая рук. От шумного веселья, смеха, шуток и розыгрышей звенело в ушах.

Ведущий: Сергей Пронин. Посёлок Берёзовский “Осень” чит. Уч. 7 кл.__________ Прилож. №5

Ведущий. 1. Закончен наш поэтический конкурс. И пока жюри подводит итоги, мы предлагаем вам принять участие в конкурсе загадок.

1. За семьей семья в сосенках,
Малышата в клейких пленках.
Сжались в желтые комочки,
Словно маленькие кочки. (Маслята)

2. Без рук, без ног, а в подворотню лезет.
(Ветер)

3. Дождлива, да сыта. (Осень)

4. Над водой стоит с красной бородой. (Калина)

5. Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдет.

Тот от радости поет. (Белый гриб)

6. Он меж зелени желтеет.
Имя “хитрое” имеет.
Хоть и не кусается,
Странно называется. (Лисичка)

7. Сидит - зеленеет, падает - желтеет,
лежит - чернеет. (Лист)

8. Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Ведущий 2. Ребята, я предлагаю вам вспомнить главные приметы осени и сезонной непогоды? Например: Дым стелется - к непогоде.

  • Дым столбом - к морозу и солнцу.
  • Лягушки квакают - к дождю.
  • Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы - к дождю.
  • Комары гудят, вьются тучами - к теплому дождю.
  • В бабье лето ненастные дни - осень будет сухая.
  • Осенью тихая вода - хорошая зима, шумная - будут морозы, метели.
  • Если журавли полетят на Покров - жди мороза (14 октября Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы).
  • Ведущий 1. Осенью отмечают именины:

    Маргарита - по-русски значит жемчужина (это древнеримское имя), Мария - госпожа (древнееврейское имя), Максим - величайший (древнеримское имя), Михаил - подобный Богу (древнееврейское имя), Николай - побеждающий народы (древнегреческое имя).

    Эти имена пришли к нам вместе с христианской верой более тысячи лет назад. В старину, когда крестили ребенка, смотрели в святцы; какого святого сегодня праздник? Прочтут имя (бывает и несколько десятков) и выберут себе по нраву, например св. Симеона: “Ну что ж, и быть тебе Симеоном!”.

    Ведущий 2. Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей и всех участников.

    2-й ведущий.

    Осень дивная! Осень славная!
    Спасибо тебе за дни погожие!
    Спасибо за листопад веселый!
    За красоту лесов и полей - спасибо!

    1-й ведущий. Пройдет еще немного времени, и земля покроется белым снегом, переоденется на зимний лад.

    2-й ведущий.

    Снежные пушинки
    Падают с небес.
    В кружева оделся
    Молчаливый лес.
    Солнце из-за тучи
    Ласково глядит.
    И земля в алмазах
    На ветру блестит,
    Зеленеют ели
    В белой бахроме.
    Видится им лето
    В величавом сне.

    Ведущий 1. Впереди у нас новые радости: катания на санках, лыжах, коньках и, конечно же, каникулы. Как говорится, в родном краю плохой погоды не бывает - всякая погода благодать.

    Песня: “У природы нет плохой погоды".

    Литература

    1. Журнал “Воспитание школьников” № 7 2009 г.
    2. Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов классиков. М. Детская лит-ра 1989 г.
    3. Интернет. http://yandex.ru/
    4. Сборник стихов Увельского литературного объединения “Я сердце своё не могу успокоить”. “Урал” 2000.
    5. Сборник произведений членов литературного объединения “Букет созвучий” “Прикосновение души”. Челябинск. Каменный пояс. 2009.

    1 ведущий.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса… -
    так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.
    2 ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:
    Лес, словно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, ёлочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И осень тихою вдовой
    Вступает в пёстрый терем свой.
    1 ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
    2 ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
    1 ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
    Октябрь уже наступил - уже роща отряхает
    Последние листья с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний холод - дорога промерзает.
    ………………………………………………..
    Но пруд уже застыл…
    2 ведущий. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице: холодно или тепло - родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в танцах, пусть вашему веселью не будет конца!
    Все ведущие. Мы открываем наш праздник «Осенний бал».
    1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников «Осеннего бала».
    Все. Клянёмся!
    2 ведущий. Веселиться от души!
    Все. Клянёмся!
    1 ведущий. Танцевать до упада!
    Все. Клянёмся!
    2 ведущий. Смеяться и шутить!
    Все. Клянёмся!
    1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
    Все. Клянёмся!
    2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
    Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
    1 ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать.
    Нам хотят представить свои танцы …
    2 ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную программу.
    1 конкурс - литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.
    a) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
    Усталые силы бодрит,
    Лёд неокрепший на речке студёной,
    Словно как тающий сахар лежит.
    Около леса, как в мягкой постели,
    Выспаться можно - покой и простор! -
    Листья поблёкнуть ещё не успели,
    Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А. Некрасов)

    Б) Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

    В) Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась… (А.С. Пушкин)

    Г) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
    Листья пожелтелые по ветру летят.
    Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
    Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.К. Толстой)
    1 ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. Давайте посмотрим танец …
    2 ведущий. Уважаемые гости, прослушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы «Осеннего бала». У каждого из вас есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к корзинке и записать номер того, кого считает претендентом на это звание.
    1 ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра.
    2 ведущий. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.
    Игра «Кто быстрее съест яблоки».
    Яблоки привязаны на веревке и задача участников - съесть яблоко без рук.
    1 ведущий. А теперь приглашаем всех, посмотреть танец …
    2 ведущий. А сейчас мы приглашаем по 2 представителя от группы. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как садить его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картошку».
    Условия конкурса: на пол разбрасывается много картошки, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картошки в ведро.

    1 ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается.
    Спешите сделать свой выбор Короля и Королевы. Так как конкурсная программа проходит к концу
    2 ведущий. А сейчас последний конкурс нашего бала. Приглашаются две участницы от каждой группы. Конкурс «Венок из листьев».
    1 ведущий. А пока участники трудятся над венками, мы предлагаем вам выступление …
    2 ведущий. Говорят, что осень - это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
    1 ведущий. Объявляется, кто стал Королем и Королевой бала. (На них одевают венки из листьев)
    2 ведущий. Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень за то, что она собрала нас всех на «Осенний бал». Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни праздника «Осенний бал». До новых встреч!

    Сценарий конкурса чтецов

    Осенняя пора, очей очарованье! (1 слайд)


    I . –Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы все будем участниками праздника поэзии.

    (скажите хором)

    Пусты поля, мокнет земля,Дождь поливает…Когда это бывает? (осенью)
    Наш конкурс мы назвали «Осенняя пора, очей очарованье!» Мы будем любоваться чудесными осенними картинами, учиться видеть прекрасное в том, что нас окружает, слушать стихи, которые вы приготовили к этому дню. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, например А.С. Пушкин. Читает учитель
    «Унылая пора! Очей очарованье!» Александр Пушкин (2 слайд)
    Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
    А сейчас я представлю членов жюри нашего конкурса:Они будут внимательно слушать, и оценивать ваши выступления, а результаты вписывать в таблицу.
    -Открывает наш конкурс чтецов: ученица 1 класса Атрошкина Елена, стихотворение « Летят дождинки»
    II . –Ребята, я предлагаю поиграть. Я говорю предложение, а вы хлопаете, если всё верно и топаете если неверно.*осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии*осенью птицы улетают на юг*осенние месяцы: февраль, март, июнь.*осень погода ясная, солнечная и тёплая-Осень бывает разная. Самая красивая – золотая осень. А почему так говорят-«золотая осень»? Многие поэты восхищались золотой осенью.
    «Листопад» Иван Бунин (слайд 3)
    Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
    Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...

    Стихотворение читает ученица 1 класса Скорикова Ксения III . –А какие приметы осени вам известны? –Я говорю предложение, а вы подбираете противоположные по смыслу слова.*солнце светит ярко (тускло)*редко идёт дождь (часто)*листья распускаются (опадают)*дни стали длиннее (короче)*дует тёплый ветер (холодный)
    Стихотворение читает ученик 1 класса Машенцев Витя
    IV . –Ребята, я прочитаю четверостишье, а последнее слово вы произнесите хором.

    Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

    Но не касаюсь сосен,

    И зовусь я…….. (осень)

    Ах, какая дивная пора есть в первоначальной осени.«Осень» М. Геллер (слайд4) Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет сеть куда-то. Дождь и жухлая трава В сонной чаще ночью Непонятные слова До утра бормочут.
    Ученица 2 класса – Власова Ирина
    V . –Одной из первых примет осени вы назвали явление,когда листочки с деревьев падают и красивым ковром устилают землю. А как называется это явление? (листопад) Листьев летящих парад Словом осенним зовём…….(листопад)Приглашаю ученика 3 А класса – Лескова Сергея « Осень»
    VII . –Ребята, какие деревья не сбрасывают свою видоизменённую листву? (хвойные)

    Зелены лишь иглы сосен.

    Красить их боится……. (осень)

    Кожушный Алексей ученик 3 А класса
    VIII . –О каком осенним месяце идёт речь в загадках.

    Опустел в деревне сад,

    Паутинки вдаль летят.

    И на южный край земли

    Потянулись журавли.

    Распахнулись двери школ.

    Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

    Всё мрачней лицом природа:

    Почернели огороды, оголяются леса,

    Мишка в спячку завалился.

    Что за месяц к нам явился? (октябрь)

    Поле чёрно-белым стало:

    Падает то дождь, то снег.

    А ещё похолодало –

    Льдом сковало воды рек.

    Мёрзнет в поле озимь ржи.

    Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

    Приглашаю ученицу 3 Б класса – Березину Веру

    X . –Один из признаков осени - улетают птицы. А какие птицы улетают?Я буду читать вам стихи, а вы внимательно слушаете и, если слышите "лишнее" слово, начинаете хлопать в ладоши.Улетели птицы:
    Голуби, куницы.Улетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи.Улетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Галки и стрижи,
    Комары, кукушки.Улетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Галки и стрижи
    Чибисы, ежи.Улетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Галки и стрижи,
    Чибисы, чижи,
    Аисты, кукушки,
    Лебеди и утки
    И спасибо шутке.Савчак Дмитрий (3б)

    –Много стихотворений посвятили осени поэты. Они восхваляли это время года. Осень такая разная, весёлая и грустная, ранняя, золотая и поздняя.«Осень» Константин Бальмонт
    Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
    Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.
    Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

    Своё стихотворение прочтёт ученица 4 класса Винник Оля.
    А. С. Пушкин
    Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
    Ученик 4 класса Семернин Андрей
    Итак, на этом наш конкурс завершён. Давайте поблагодарим всех за прекрасные выступления дружными аплодисментами. Спасибо!!!
    Видеосюжет «Осень»
    Слово жюри. Подведении итогов. Вручение грамот.

    Таблица для жюри

    Рауза Тахташева
    Беседа с детьми старшей группы «Унылая пора! Очей очарованье! …»

    Цель : закрепить представление детей о золотом периоде осени; формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, воображение, связную речь : воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

    Материал : модели признаков осени, «Для чего дереву лист?» , репродукции картин, кроссворд для каждого ребёнка.

    Ход беседы

    Воспитатель : Ребята, сейчас я прочитаю вам красивое стихотворение, в вы скажите, о каком времени года идёт речь?

    (Чтение стихотворения А. С. Пушкина : «Унылая пора ! Очей очарованье )

    Дети : Об осени.

    Воспитатель : Правильно. А какое сейчас время года? Как вы догадались?

    Воспитатель : Стало очень холодно, деревья и кусты стоят голые, даже иногда выпадает снег. А как люди одевались в начале осени? Как одеваются сейчас? Почему люди носят с собой зонты? (Модели) .

    Каким был лес в начале осени? Как можно назвать тот период, когда все деревья и кусты окрашены в красные, жёлтые, оранжевые цвета? (Выслушивает и уточняет ответы детей) .

    Воспитатель : Да, такое время называют золотой осенью. Это самая красивая пора . Это время любят все, и взрослые, и дети. Композиторы пишут песни об осени, поэты – стихи, художники - картины.

    Воспитатель : А кто знает стихотворение об этой прекрасной поре?

    (Дети читают стихи)

    Воспитатель : Дети, помните, однажды мы гуляли с вами в парке, вдруг подул ветер и на нас полил золотой дождь. Мы все радовались, махали руками. Что за дождь это был? (Листопад) .

    Физкультминутка «Игра с листочками» .

    Воспитатель : Ребята, а какие породы деревьев особенно красивы осенью? (Читает стихотворение Е. Благининой «Лист качается узорный» , И. Бунина «Листопад» ).

    Воспитатель : Почему листья на деревьях желтеют и опадают? (Модели : долгота дня, осеннее солнце, «Для чего дереву листья?» )

    Воспитатель : Дети, люди любят осень ни только за ей красоту, а за что же ещё?

    (Ответы детей)

    Воспитатель : Осень очень щедра своими дарами : и огороды, и сады, и поля дарят нам много вкусного, полезного. Давайте вспомним, какие же дары даёт нам осень?.

    (Ответы детей с использованием моделей) .

    Воспитатель : Как сейчас выглядят поля и леса? Слышно ли в лесу пение птиц? Почему они улетели? (Игра «Птичка» )

    Воспитатель : У каждого времени года свой цвет. Какой любимый цвет у осени, мы узнаем, если решим кроссворд.

    (Решение кроссворда)

    Воспитатель : Ребята, мы узнали, что цвет у осени золотой. А. С. Пушкин очень любил осень, в это время года у него рождались красивые стихи.

    П. И Чайковский под впечатлением красоты золотой осени написал музыку на тему каждого осеннего месяца. Давайте послушаем с вами «Октябрь» .

    Детям предлагается пройти на выставку осеннего пейзажа (в раздевалке заранее развешены репродукции на тему осени) . Дети рассматривают картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет названия картин, кто их нарисовал. Выясняет, какую бы картину хотели нарисовать дети, если бы были художниками.