Развитие западноевропейской культуры. Западноевропейская культура XIX века Особенности западноевропейской культуры 19 века

Западноевропейская культура 19 и 20 веков
1.Общая характеристика социально­экономических и культурных реалий в Европе 19
века
2. Социо­культурная ситуация 20 века
1.Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений.
К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все
отрасли материального производства,
что повлекло соответствующие
преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии,
искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий
буржуазного общества: столкновение противоположных тенденций, борьба основных
классов ­ буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет
материальной культуры и начавшееся отчуждение личности.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая
отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его
главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В
условиях механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от
духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством
мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух
важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей
доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях:
установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны,
и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда ­­ появление
столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма,
символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
2.XX столетие ­ самое динамичное в истории человеческой цивилизации и это
не могло не отразиться на всем характере его культуры.
В истории культуры XX в. можно выделить три периода:
1) начало XX в ­­ 1917 г. (острая динамика социально­политических процессов,
многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
2) 20­­30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики,
образование новой формы культуры ­­ социалистической),
3) послевоенные 40­е гг. ­­ вся вторая половина XX в. (время формирования
региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение
международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых
технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена
научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура ­ это система, в
ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
В конце 20 века культура европейского типа распространилась и на другие
континенты ­­ в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В

течение XX в. сформировались общие черты и тенденции, типичные для западной
культуры в целом. Человеческая деятельность сформировала в уходящем столетии
единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя:
­­ индустриализацию производства и массовое потребление;
­­ единые средства передвижения и передачи информации;
­­ интернациональную науку и доступное практически всем образование;
­­ стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.
Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно
мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом
и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм,
стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная
культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций,
ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как
главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве
посредника между человеком и природой.
Художественная культура 20 века
Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем:
модернизма и постмодернизма.
Реализм в культуре XX в ­­ это продолжающееся влияние культуры XIX в. Наряду с
прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в
реализме.
1.Живописный реализм
2.Соцреализм
3. Неореализм
4.Гиперреализм
В русле живописного реализма особого подъема достигла пейзажно­лирическая
живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и
чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали
М. Врубель, П. Кустодиев, В Серов.
Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение
социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах
художественного идеала. Демократические убеждения или настроения художников
соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят
отражение в их творчестве (ранний Пикассо, А. Матисс, М Сарьян, П Кузнецов).
Особо нужно выделить мексиканскую школу неореализма ­ муралисты, суть которой
состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны,
жизни народа, его борьбы. Главным героем этих фресок является народ. (Д. Ривера,
Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).
В 80­е гг. возникли новые формы реализма, названные «сердитый реализм»,
гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный
реализм и т. п. Модернизм
В переводе с французского «модернизм» ­­ «новый, современный». Наиболее яркие
направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине

XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм, кубизм,
авангардизм, экзистенционализм, абстракционизм.
Большое влияние на практику модернизма оказали:
­­ идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;
­­ учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;
­­ психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;
­­ экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.­П. Сартра и А. Камю;
­­теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.
Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой:
хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и
одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства,
в которые он поставлен, непреодолимы.
Характерными чертами стиля модерн были:
­­ стремление к эстетизации окружающей человека среды;
­­ подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
­­ зрелищность и декоративность.
Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм.
Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую
входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная
выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902­­1907 гг
Другим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda ­­ лошадка,
конек; в переносном смысле ­­ бессвязный детский лепет) ­­ авангардистское
направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в
Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916).
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте
против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателями дадаизма
являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль­зенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты
выпускали манифесты и журнал «Кабаре Вольтер» (1916­­1917), своими
импровизированными скандальными театральными постановками пытались сломать
устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.
Сюрреализм (от фр. surrealisme ­­ надреализм, сверхреализм) ­­ авангардистское
направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы
бессознательного главной целью искусства.
Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи. Сам принцип
соединения несоединимого нагляден, а следовательно, живописен. Полотна
сюрреалистов в одно мгновение вызывали эмоциональный шок. Сложные композиции
сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания
подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и
предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного
испанского художника С. Дали.
Экспрессионизм (от лат. expressio ­­ выражение) ­­ художественное направление в
искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Так же как и для
фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного

К концу XVIII – началу ХIХ века в развитии материального производства произошел резкий скачок – промышленный переворот. Он был связан с переходом от ручного производства к машинному и от мануфактуры к фабрике. Начался этот переход в Англии, а затем он произошел во Франции, Германии, Италии. Его главным результатом явилось окончательное утверждение капитализма в Западной Европе. Прогресс в области материального производства привел к росту производительности труда, способствовал успешному развитию прикладных, точных и естественных наук. В то же время он привел к подъему и расцвету гуманитарных наук, а также большой литературы и большого искусства. В ХIХ веке в Западной Европе появилось огромное количество произведений, которые вошли в сокровищницу мировой.

Характерной чертой развития культуры в ХIХ веке был рост международного культурного обмена. Он происходил благодаря развитию экономических контактов, а также совершенствованию транспорта, связи и информации.

В ХIХ веке с изобретением электротехники были изобретены электрические способы передачи сообщений. Белл (США) изобрел телефон. Крупнейшим этапом в развитии связи было изобретение (1895г.) русским ученым А. С. Поповым радиосвязи. Величайшим изобретением ХIХ века был кинематограф.

Именно в ХIХ веке созывались первые международные конгрессы, устраивались первые международные выставки, расширялось число переводных изданий, росло количество людей, изучавших иностранные языки. В этих условиях сокращались расстояния, ослаблялись межгосударственные границы, расширялся кругозор людей.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Во многих европейских странах в ХIХ веке вводится обязательное начальное образование. Так, в Швеции – в 1842 г., в Швейцарии – в 1848 г.,в 1877 г. - в Италии, Бельгии, 1878г. – в Голландии, 1881 г. – во Франции. Среднее образование было недоступно для основной массы населения. Практически повсюду оно было платным. В 1914 г. в Европе среднюю школу заканчивало 3% подростков. Высшее образование приобретает светский характер, а университеты превращаются в центры новой опытной науки.

ХIХ век принес выдающиеся успехи в развитии особенно точных и естественных наук. Огромные достижения имела математика. Великие открытия были сделаны в физике – одной из фундаментальных естественных наук. В ХХ веке были совершены новые величайшие открытия в естествознании – открытие электрона, ядра, радиоактивности, теории относительности, квантовой механики и др. Почти все эти успехи принадлежат западноевропейским физикам.

Большие достижения в ХIХ веке имеет и другая фундаментальная естественная наука – химия, которая изучает превращение веществ. В ХIХ веке заложены основы химической атомистики (Дальтон, Авогадро), теории соединений (Бутлеров), открыт периодический закон (Менделеев).

Крупнейшим достижением биологии в ХIХ веке явилось открытие клеточного строения всех животных и растений (Шванн и Шлейден). Создание эволюционной теории, установление основных закономерностей развития животного и растительного мира является заслугой великого английского ученого Ч. Дарвина (1809-1882 г.).

Таким образом, западноевропейские ученые внесли огромный вклад в развитие естественных наук, способствовали утверждению в умах людей научной картины мира. А это приводило все к большей секуляризации общественного сознания. Это нашло отражение в развитии гуманитарных наук, которые на протяжении ХIХ века сделали огромный скачок. ХIХ век – век появления новых идей и идеологий.

Возникают 3 идеологии, которые остаются ведущими и в наше время:

либерализм – (от лат.:свободный) – идеологическое и политическое течение, сторонники которого выступают за буржуазно-парламентский строй, демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства.

консерватизм – (от лат conservo – охраняю, сохраняю) – идеологическое течение, сторонники которого выступают за устаревшее, отжившее, враждебны и противодействуют прогрессу, всему новому, передовому в общественной жизни, науке и т.д.

марксизм – идеологическое и политическое течение, основоположником которого являлся К.Маркс. Это течение с позиций рабочего класса критиковало капитализм и обосновывало его революционное преобразование.

XIXвек был отмечен и появлением первых политических партий. Партия – (от лат. partio – делю, разделяю) – группа людей, объединенная общностью идей, интересов. Политическая партия – политическая организация, выражающая интересы определенного общественного класса. С середины ХIХ века борьба за политическое господство осуществлялась через политические партии.

« XIX век, - считает А.Хаузер, - начинается с 1830 года, после «июльской монархии» закладываются социальные основы «нового порядка». К 1830 году в основном сформировались характерные черты XIX века. Буржуазия полностью овладевает политической властью и осознает это. Аристократия исчезает с исторической сцены и ведет лишь частную жизнь. Победа среднего класса несомненна и бесспорна. Романтизм становится, без сомнения, буржуазным искусством и он не мог бы развиваться без освобождения среднего класса, хотя романтики пытаются вести себя на «аристократический» манер и обращаются к аристократии как к собственной публике. Каждый художник оказывается между двумя рядами, между миром консервативной аристократии и миром прогрессивной буржуазии.

Ничто так не отражает напряженное отношение между производителями и потребителями искусства поколения 1830 года, как герои новелл Стендаля и Бальзака. Трагический героизм, воля к самоутверждению и вера в самоусовершенствование уступают место предрасположенности к компромиссу, тенденции жить без цели, умереть незаметно. Современная новелла первой создала героя с угрызениями совести, с его конфликтом с социальной средой, вынужденного признать нравы и условности общества, по меньшей мере, как правила игры.

С растущей политизацией жизни между 1830 и 1848 годами интенсифицируется также тенденция политизации литературы. В этот период почти нет политически индифферентного произведения, включая умиротворяющее «искусство для искусства», которое тоже имело политический оттенок. Газеты сотрудничают со специалистами, публикуют статьи, вызывающие общий интерес, главным образом, описания путешествий, скандалов, юридическую информацию. Но новеллы, печатающиеся по частям, становятся главным средством привлечения внимания. Их читают все. Литературное произведение превращается в «товар» в полном смысле этого слова, имеет свой тариф цен, пишется по образцу и выходит вовремя. Цены диктуют спрос и не имеют ничего общего с художественной ценностью произведения. Г азетная новелла означает беспрецедентную демократизацию литературы и абсолютную нивелировку читательской публики. Никогда искусство не было так единодушно принято столь социально и культурно различными социальными слоями и воспринималось со столь схожими чувствами (А. Хаузер).

Романтизм продолжает существовать, но трансформируясь и переосмысливаясь. Антиклерикальная и антилегитимистская тенденция превращается в революционную философию. Народ победил и речь идет о том, чтобы и в искусстве дать возможность выразиться революционному порыву (Жорж Санд, Эжен Сю, Ламартин, Гюго, Дюма, Мюссе, Мэриме, Бальзак). «Искусство для искусства», ведущее свое происхождение от романтизма, есть следствие и определенный итог развития романтической эстетической теории. «Искусство для искусства» становится для романтиков «башней из слоновой кости», в которой замыкается их практическая активность. Буржуазия, восприняв «искусство для искусства», превозносит идеальную природу искусства и высокий статус художника, помещая его над политическими партиями, закрывает искусство в некую «золотую клетку». «Искусство для искусства» представляет, несомненно, наиболее эстетически противоречивую проблему. Ничто так остро не выражает двойственную природу эстетического видения. Произведение искусства, как отмечает А.Хаузер, сравнивалось с окном, через посредство которого можно наблюдать жизнь, не принимая в расчет структуру, преломление и цвет стекол окна.

Основные художественные тенденции 1830 года: «социальное искусство», «школа хорошего тона» и «искусство для искусства» - связаны между собой сложным и противоречивым образом.

Натурализм не был единой художественной концепцией, он менялся со временем, устремляясь каждый раз к определенным целям и ограничиваясь в своей интерпретации жизни частными явлениями.

Именно в XIX веке складывается понятие «всемирная культура». Наблюдается единство двух сторон культурного развития: тяготение к универсализации и взаимообогащению с одной стороны, и становление или выявление национального начала, с другой. В живописи и скульптуре, наряду с классицизмом, который все более приобретает черты академической схемы, с 20-х годов XIX столетия рождается сильное романтическое направление; с 40-х годов развивается реализм («натурализм»). С последней трети XIX века в переломное для западноевропейского реализма время, позиции академизма вновь укрепляются, он становится официальным искусством.


Социально-политические коллизии революционной эпохи.

Формирование и развитие общественного сознания, основных

философских направлений, культурологических концепций.

Реорганизация системы образования и науки. Расширение

технического оснащения художественной культуры.

От ампира к романтизму. Эволюция импрессионизма.

Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины XIX века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Во Франции дважды восставали ткачи г. Лиона. В Англии была создана первая в мире рабочая партия. В этих условиях возник марксизм, оказавший огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф, Энгельса был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании XIX столетия марксизм занял ведущее место.

В общественном сознании формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма. Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении XIX-XX веков, исходящее из того, что только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма - французский философ Огюст Конт(1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в США «массовой культуры».

В западноевропейской культуре второй половины XIX в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они:

Подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;

Принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.

Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т. н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:

- «людей гения», то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности;

- «людей пользы», то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.

В XIX веке а Европе окончательно утверждается капиталистическая форма хозяйствования, в сознании людей прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень.

С начала XIX в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

Открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);

Описание английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);

Создание английским физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;

Обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;

разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;

Предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1879) существования электромагнитного поля.

Со второй половины XIX века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок, как новых форм международного культурного обмена.

В последней четверти XIX в. происходит расширение технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественного конструирования. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты.

Предпосылкой появление киноискусства явилось возникновение в конце XIX в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. С небывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве А. Скрябина, М. Чюрлениса становилась новым конструктивным методом музыкальной композиции.

В художественной культуре XIX века функционировал ряд общеевропейских стилей и направлений. Дадим им краткие характеристики.

Ампир (франц. empire - империя) - стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815). В основу мотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен. Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через издание в Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов.

Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.

Романтизм (фр. romantisme) - широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже XVIII-XIX вв., просуществовавшее до 40-х годов XIX в., а затем не раз возрождавшееся в разнообразных неоромантических формах.

Романтизм, зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. В начале XIX в. в Европе существовали:

Романтическое искусство (Д. Байрон, В. Гюго, В. Жуковский);

Романтическая философия и эстетика (братья А. и Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, С. Кьеркегор);

Романтические политико-экономические концепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопического социализма и русских народников).

Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мира человека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности.

Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героика - патетическое прославление одиночества.

Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление классицистскому «подражанию природе» творческой активности художника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулирует отрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает за обновление художественных форм. Художник создает именно свой особый мир, более прекрасный, чем реальный. Понимая искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанров искусства. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавали ощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признание невозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтического стиля породила неустойчивость всей художественной системы в целом.

Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, Г. X. Андерсен, Ф. Купер). В романтическую эпоху люди почувствовали движение времени, общественные перемены, что сопровождалось небывалым интересом к народной культуре, ее истокам и к росту национального самосознания во многих европейских странах. Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия.

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) – творческий процесс и метод, характерный для художественной культуры европейских стран, согласно которому, задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда.

Понимание реализма как правды жизни имеет давнюю культурную традицию и проходит ряд исторических этапов. Первой попыткой теоретического осмысления понятия «реализм» можно считать античный мимесис («подражание природе» в трактовке Аристотеля), затем эта проблема стала ключевой в теоретическом наследии мыслителей Возрождения. Особое истолкование реалистическое «свободное подражание» получает в трудах Г. Лессинга и Д. Дидро. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникает в 20-е годы XIX в. и его значение усиливается к середине столетия.

Реализм XIX в. принято называть критическим реализмом. Ему свойственно:

Глубинное постижение жизни;

Широкий охват действительности;

Художественное осмысление всех ее противоречий.

Художник-реалист показывает взаимоотношения и взаимовлияния человека и среды, проявляя подлинно энциклопедические познания. Не случайно многие сочинения приобретают характер социального исследования: («Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор» Н. Гоголя). В реалистическом искусстве характер человека трактуется как противоречивое и развивающееся единство. Проявление характера обусловлено средой обитания и обстоятельствами жизни. Характер может меняться от содержания этих условий, в зависимости от переживаемого момента. Для реализма XIX века характерен обостренный интерес именно к социальному началу в действительности (О. Бальзак, Ф. Достоевский, И. Крамской, А. Чехов, Л. Толстой и др.). Искусство этой эпохи активно на этом сосредоточено.

В XX в. искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с глобальными (политическими, экологическими, нравственными) проблемами, затрагивающими интересы каждого человека. Реализм XX в. наполняется гуманистическим содержанием, помогая человеку преодолеть абсурдность бытия и одиночество.

Натурализм (франц. naturalisme, от латин. Nature – природа) –художественный метод, сложившийся в западноевропейской и американской культуре последней трети XIX века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др.

В соответствии с методологией позитивизма, природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. В своих произведениях художник-натуралист должен абсолютизировать первооснову бытия, стремиться к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию, изображению единичных явлений. При этом влияние социального фактора явно преуменьшается. Первостепенное значение натуралисты придавали точному описанию фактов действительности, «кусков жизни», усматривая в подобном описании непременное условие правдивости искусства. Таким образом, натурализм ставил перед художником две задачи:

Достигнуть правдивого, а точнее жизнеподобного изображения современной жизни;

Дать в художественном произведении ее правдивую интерпретацию, основанную на методе и достижениях естественных наук.

Натурализм возник и программно оформился прежде всего во Франции. Своеобразным манифестом натурализма стала работа И. Тэна «Введение в историю английской литературы» (1864), в которой автор выдвинул триаду - «раса», «среда», «момент» как единственно возможные и реальные причины эволюции индивида в области культуры. Причем, своеобразие «расы» сводилось к воздействию на человека как на биологическую особь - среды, климата, питания, характера местности и т. д. Приверженцы натурализма в искусстве рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия наследственности и материальной среды. Следует заметить, что в этот период натурализм начинает тяготеть к документальности, достаточно широко вводит документ в искусство. В 70-80-е годы XIX века натурализм поднимал очень важные темы:

Детально показывал жизнь обездоленных и угнетенных;

Исследовал механизмы взаимодействия человека и среды с целью ее разумной организации;

Активизировал внимание на роль бессознательных моментов в человеческой психике.

На рубеже XIX-XX веков художественные приемы натурализма будут востребованы в отдельных направлениях модернизма. Среди писателей наиболее известными приверженцами натурализма являются французы - братья Э. и Ж. Гонкуры, Э. Золя, Г. де Мопассан; немцы – А. Хольц и Г. Гауптман; англичанин –

Дж. Мур. В России влияние натурализма было ощутимо в творчестве П. Боборыкина, Д. Мамина-Сибиряка, И. Панаева.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – художественное направление, возникшее во Франции в 60-70-х годах XIX века и получившее наиболее яркое воплощение в изобразительном искусстве, художественной литературе, музыке, скульптуре. Импрессионизм предстает как последнее цельное художественное течение во Франции XIX века, отмеченное общими стойкими стилистическими признаками. Среди художников следующего поколения такого единства уже не было.

Признаками импрессионистического стиля является:

Отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;

Фрагментарность композиций, фиксирующих мгновенные, как бы случайные ситуации;

Неожиданные ракурсы, срезы фигур и предметов.

Импрессионизм особенно ярко заявил о себе в живописи. Художники-импрессионисты (О. Ренуар, Э. Мане, Э. Дега, К. Моне, К. Писсаро) с помощью новых живописных приемов стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Свои пейзажные работы (а пейзаж - воспроизводящий динамичную и красочную жизнь природы - стал ведущими жанром импрессионизма) художники писали на открытом воздухе (пленэре), передавая с помощью чистой, светлой живописи ощущение сверкающего солнечного света. Следует отметить, что работа на пленэре, творческий контакт с природой вызвали к жизни и новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен. Пленэр развил у импрессионистов не только обостренное восприятие локального цвета, но и тончайшее ощущение цветовой гаммы, которая видоизменялась в зависимости от освещения и состояния воздушной среды. Французский писатель Э. Золя очень тонко заметил о сути искусства импрессионизма, что это «кусочек природы, рассмотренный сквозь тот или иной темперамент». В своем творчестве импрессионисты исходили из доверия к природе как объективной данности. Они были убеждены, что мир природы невозможно отделить от его восприятия. А себя они осознавали как своеобразных посредников между миром природы и людьми, которые призваны раскрывать людям красоту этого мира.

В период своего восхождения на художественный Олимп импрессионизм тяготился теоретизированием в искусстве и не занимался им. Основное внимание было сосредоточено на вопросах художественного видения и путях его воплощения. Поэтому для начального этапа функционирования импрессионизма были характерны групповые выставки, которые периодически объединяли различных художников и поддерживали между ними определенную связь. Широкое культурологическое и философско-эстетическое осмысление этого явления произошло лишь в начале XX века, в период его творческого заката.

Импрессионистические приемы использовались и в других видах искусства. На рубеже XIX-XX веков принцип живописности выступает одним из определяющих и в литературе, и в скульптуре, и в музыке импрессионизма. В поэзии он прозвучал в творчестве Я. Верлена, достигнув апогея в его знаменитом сборнике «Романсы без слов» (1874), в музыке - в блистательных миниатюрах М. Равеля и К. Дебюсси. Использовали этот стиль в своем творчестве - скульпторы О. Роден и П. Трубецкой, писатели Э. Дюжарден, М, Пруст, К. Гамсун и И. Анненский. Русскими художниками-импрессионистами были К. Коровин и И. Грабарь. Написанные ими в светлой, сияющей цветовой гамме полотна с редкостной силой передают красоту и радость жизни.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

Западноевропейская культура XIX века.

Век девятнадцатый, желœезный,

Воистину жестокий век!

А. Блок

Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Капитализм как система полностью сформировался. Он охватил всœе отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба базовых классов – буржуазии и пролетариата͵ поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубинœе проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве

В числе социально-экономических и политическихфакторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение . В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Οʜᴎ способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединœению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция , которая завершилась именно в XIX в., которая привела к значительной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. - ϶ᴛᴏ расцвет классического естествознания , создания единой системы наук . В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания всœе больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта͵ химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телœеграф, телœефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телœефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.

Началось формирование индустриального общества , коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыграло великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализация становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отношения и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплинœе, расширяет грамотность и горизонты бытия.

Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства. Особенно значительные пертурбации претерпела Франция, где в течение столетия устанавливались Директория, Консульство, дважды Империя, реставрировалась династия Бурбонов, дважды провозглашалась Республика и произошла даже Парижская Коммуна, когда на короткое время власть взял рабочий класс.

Духовная культура XIX в . развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания . Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В данный исторический период науку прославили Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всœех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном и М. Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всœех живых организмов. Ч. Дарвин , создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделœеевым , была доказана внутренняя связь между всœеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном теории относительности и квантовой теории М. Планкам ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.

В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли . Оно было подготовлено учениями И.Канта и И.Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. Д. Шеллингом (1775-1854). Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где преодолеваются противоположности теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстает как ʼʼравновесиеʼʼ, полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.

Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г.Гегеля , придавшего ей завершенность в форме базовых законов диалектики.

XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса , создавших в серединœе столетия материалистическое учение . К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали первичность материи и, используя гегелœевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма, согласно Которой история человечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.

Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь . В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделœения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др.
Размещено на реф.рф
Процессы секуляризации подрывают влияние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфликты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти процессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как национальное единство .

Развитие производства означало введение всœе более сложных технологий, что было невозможно без определœенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической культуры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как всœе более широкие слои населœения стали пользоваться правовой защитой, приобретали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям культуры.

Художественная культура XIX в . Основными художественными направлениями в развитии европейской культуры XIX в. были классицизм (который отживал свой век) романтизм, реализм.

Романтизм – (франц. romantisme; от ср.-век, roman – роман ). выразил разочарование в идеях Великой Французской революции. Романтическому искусству свойственны отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов Просвещения и классицизма, недоверие к культу разума. Романтики утверждали достоинство человеческой личности, самоценность ее внутреннего мира и духовно-творческой жизни. Это воплотилось в изображении незаурядных характеров и сильных страстей, устремленности к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали крайне важно сть и возможность объективного отражения действительности, они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всœей Европе. Он охватил всœе сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Представители романтизма – Байрон, Гейне, Гофман (в литературе), Шуман, Вагнер, Шопен – в музыке, Делакруа, Жерико – в живописи и др.

Реализм . В реалистическом освещении явления действительности предстают во всœей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К серединœе столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателœей-реалистов. Οʜᴎ обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целœенаправленности он становится критическим реализмом . Вместе с тем творчество великих писателœей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Представители реализма: О. Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, Б. Шоу Г. Ибсен и др.

Во второй половинœе XIX века возникают новые художественно-эстетические теории.

Символизм . Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к ʼʼскрытым реальностямʼʼ, сверхвременной идеальной сущности мира. Здесь уже проявились ведущие тенденции современного искусства – тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.

Болезненный упадок цивилизации – очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера . Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название ʼʼЦветы злаʼʼ. Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла: ʼʼНастоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлоеʼʼ

Натурализм. Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией – перерождение реализма в натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределœенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения – Эмиль Золя . Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всœех слоев населœения страны. В своих лучших романах ʼʼЧрево Парижаʼʼ, ʼʼЗападняʼʼ, ʼʼЖерминальʼʼ, ʼʼДеньгиʼʼ, ʼʼРазгромʼʼ писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. При этом представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.

Импрессионизм . Под влиянием представителœей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве – импрессионизм (от Франц. Impression – впечатление ). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всœей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна – всœего 12 лет. Представители – Клод Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислеей . Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме . Яркими представителями этого направления были художники П.Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген . Οʜᴎ начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.

Значение культуры Нового времени для развития мировой культуры видится в следующем:

· становление буржуазного общества и индустриального типа цивилизации. Это эпоха буржуазных революций обнаружила трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе;

· формирование и укрепление рационалистического подхода к действительности, что выразилось в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создали предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук. Главным направлением развития философской мысли становится теория познания;

· Просвещение разбудило в Европе социальную мысль и социальное чувство;

· великие социальные потрясения. Французская революция, начавшаяся как торжество Разума и не затронувшая многосторонний внутренний мир человека, закончилась трагически;

· формирование классической философии (конец ХVIII- начало ХIХ века) в Германии; возникновение марксизма;

· XIX век стал веком контрастов: расцвет духовной культуры и духовное обнищание общества отмечены не только философией, но и искусством, а также науками о человеке, возникающими в данный период;

· в искусстве Нового времени формируются новые стили и направления, стремящиеся воплотить в своих образах человека как существо глубоко и сильно чувствующее, как существо свободолюбивое и гордое;

· художественное освоение мира в XIX веке создало тип романтического и реалистического героя. Искусство углубляется в понимание основ мира, совершая при этом движение от ʼʼисключительногоʼʼ к ʼʼобычномуʼʼ, в глубину субъективного мировосприятия.

Западноевропейская культура XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Западноевропейская культура XIX века." 2017, 2018.