Что есть на площади восстания. Станции метро “Площадь Восстания”, “Маяковская”. Зеленые насаждения рядом

Это очень выразительное и характерное для Москвы место. Многими с детства любимое, связанное с приятными воспоминаниями. Хотя бы о находящемся в непосредственной близости от неё великолепном Московском зоопарке со всеми его многочисленными обитателями. Про площадь Восстания люди помнят долгие годы, побывав там хотя бы раз. Это относится и к коренным москвичам, и к многочисленным гостям столицы.

На Садовом кольце

Привычная нескольким поколениям горожан площадь Восстания сегодня называется "Кудринская". В 1992 году к ней вернулось её историческое наименование.

Площадь в её приблизительных нынешних очертаниях оформилась на этом месте примерно в конце восемнадцатого века. Находилось тут село Кудрино, вотчина серпуховского князя Владимира Храброго, он прославился на Куликовской битве. Но в центре исторических событий это место оказалось в другие времена. В 1905 году здесь происходило серьёзное боевое столкновение восставших рабочих Красной Пресни с казаками и правительственными войсками. Те события позже и были увековечены в её названии "площадь Восстания". Свой нынешний облик она обретала главным образом на протяжении двадцатого века. Застройка велась планомерно в соответствии с генеральным планом развития Москвы. И есть тут безусловные архитектурные шедевры, отражающие историческую эпоху, в которую они были возведены. Очень многим во всём мире площадь Восстания известна благодаря одному только грандиозному сооружению. Это так называемая сталинская высотка, одна из семи.

Дом на Кудринской

Это он сейчас так называется. А ранее был широко известен, как "Дом на площади Восстания". Это безусловный шедевр сталинской архитектуры, её классика со всеми характерными особенностями стиля. Строительство этого 24-этажного здания было завершено в 1954 году. В трёх больших корпусах, возведённых на общем цоколе, находятся 450 роскошных квартир. Селились в них главным образом работники министерства авиационной промышленности, лётчики-испытатели и номенклатурные функционеры ЦК КПСС. И по сей день у большинства москвичей историческое наименование "площадь Восстания" ассоциируется именно с этим грандиозным и роскошным сооружением. Это визуальный образ прошедшей эпохи. Москву без Дома на Кудринской и других подобных высотных зданий сегодня представить просто невозможно. Это своеобразный "Большой московский стиль", и в этом месте Москвы он смотрится особенно ярко и впечатляюще. Попытки этому подражать в начале двадцать первого века смотрятся неубедительно.

Площадь Восстания, Москва. Как её найти

Искать, естественно, придётся Кудринскую площадь. И добираться сюда проще всего на метро.

Площадь Восстания находится как раз на пересечении Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий московского метрополитена. На площади целых две станции метро: Баррикадная и Краснопресненская. Их роскошные вестибюли расположены по разным её сторонам - выбирайте, какой вам больше нравится. Даже эти надземные входы в метро выполнены в едином стиле и органично соответствуют общему архитектурному облику всей площади.

Площадь Восстания - одна из главных площадей Санкт-Петербурга. Она располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Площадь была основана в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и носила название «Знаменская», в честь Знаменской церкви, которая находилась здесь до 1941 года. После Февральской революции в 1917 году площадь получила нынешнее название.

Здесь, и днём, и ночью многолюдно, так как на площади находятся: «Московский вокзал», станция метро «Площадь Восстания», гостиница «Октябрьская», отель «ParkInn», а также множество разнообразных магазинов, кафе и ресторанов. В центре площади располагается обелиск «Городу-герою Ленинграду».

На площади Восстания, как и на других главных площадях города, часто проходят демонстрации, праздники и различные массовые мероприятия, во время которых она очень красиво украшена и радует глаз как жителей, так и гостей города.

Сайт: moskovsky-vokzal.ru

Обелиск «Городу-герою Ленинграду»

Первое, что можно увидеть, выходя с Московского вокзала - это огромный обелиск «Городу-герою Ленинграду» расположенный в самом центре площади Восстания. Он был торжественно открыт в канун для победы 8 мая 1985 года, через 20 лет, после присвоения Ленинграду звания «Города-героя». Монумент выполнен из монолитного гранита весом 2200 тонн, привезённого из карьера, расположенного недалеко от Выборга. Общая высота обелиска 36 метров, а общий вес монумента с основанием и базой составляет 750 тонн. На верхней части обелиска красуется увеличенная копия медали «Золотая Звезда Героя» - высшей степени отличия для Героев Советского Союза. Монумент является вторым по высоте в Санкт-Петербурге, после Александровской колонны, расположенной на дворцовой площади.

Станция метро «Площадь Восстания»

Станция метро «Площадь Восстания» находится на между улицей Восстания и Лиговским проспектом, а также имеет второй вестибюль на территории Московского вокзала. Станция была открыта в 1955 году одной из первых в городе и является объектом культурного наследия регионального значения.

Часы работы станции: с 5:40 до 00:25. Для выхода станция закрывается в 00:45.

Сайт: metro.spb.ru

Гостиница «Октябрьская»

Гостиница «Октябрьская» расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов, напротив Московского вокзала. Одна из самых старых существующих и по сей день гостиниц, она была спроектирована архитектором А. П. Гемилианом и открыта в 1851 году. На протяжении всего своего существования она не раз перестраивалась и меняла названия: «Знаменская», «Северная», «Большая Северная», и наконец - «Октябрьская». Во время Великой Отечественной Войны в гостинице находился стационар работников трамвайно-троллейбусного транспорта.

Городское туристско-информационное бюро

Расположен на площади Восстания рядом с гостиницей «Октябрьская». Обратившись к сотрудникам центра, гости города могут получить бесплатные информационные материалы, карты, путеводители, а также информацию о городских событиях, работе транспорта и музеев. Время работы центра: ежедневно с 10:00 до 19:00.

Сайт: ispb.info

Театральные кассы

Дирекция театрально-зрелищных касс «ДТЗК»

В 5-ти минутах ходьбы от площади Восстания находится Дирекция театрально-зрелищных касс «ДТЗК», где можно купить билеты на все культурные мероприятия города: концерты, театральные постановки, экскурсии, шоу.

Время работы:

Пн.-Пт.: 10:00 – 21:00 (обед с 15:00 до 16:00)

Сб.-Вс.: 10:00 – 21:00

Тел: +7 812 380-80-50

Адрес: ул. Марата д.3

Сайт: dtzk.ru

Касса №44 - партнёр «ДТЗК»

Время работы:

Пн.-Пт.: 10:00 – 21:00 (обед с 14:00 до 15:00)

Сб.-Вс.: 10:00 – 21:00

Адрес: ул. Восстания д.1

Касса №17 - партнёр «ДТЗК»

Время работы:

Пн.-Пт.: 09:00 – 21:00 (перерыв с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00)

Сб.-Вс.: 09:00 – 21:00

Адрес: Лиговский пр., д.10

Магазины и салоны мобильной связи

На территории площади и рядом с ней, находятся киоски практически всех мобильных операторов, где можно пополнить счёт, купить сим-карту или флэшку, а также другие аксессуары и принадлежности к телефону, планшету или компьютеру.

Магазины «Евросеть»

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Адрес: Невский пр., д. 87 к. 2

Сайт: euroset.ru

Салоны сотовой связи «Связной»

Адрес: ул. Восстания д. 1, Литер Б

Адрес: Лиговский пр. 51, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: svyaznoy.ru

Салоны «МТС»

Адрес: Лиговский пр., д. 30 А

Время работы: ежедневно с 10:00 до 23:00

Адрес: Невский пр., д. 79

Время работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Адрес: Невский пр., д. 98, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: spb.shop.mts.ru

Салоны «Билайн»

Адрес: Невский пр., д. 85, Литер А3 (на территории Московского вокзала)

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Адрес: Лиговский пр., д. 30 (в ТК «Галерея»)

Время работы: ежедневно с 10:00 до 23:00

Адрес: Лиговский пр., д. 43-45

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: spb.beeline.ru

Салон «Теле2»

Адрес: Невский пр., д. 85 (в главном здании Московского вокзала)

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Сайт: spb.tele2.ru

Салоны «Мегафон»

Адрес: Лиговский пр., д. 43-45, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Адрес: Лиговский пр., д. 10/118, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 21:00

Сайт: spb.megafon.ru

Книжный магазин «Буквоед»

Один из многочисленных книжных магазинов сети «Буквоед» находится в здании гостиницы «Октябрьская» со стороны Лиговского проспекта. В этом магазине можно приобрести не только книги различной тематики и канцелярские принадлежности, но и сувениры с символикой Санкт-Петербурга, причём, в любое время, ведь магазин работает круглосуточно. Также, в «Буквоеде» часто проводятся различные мероприятия, например, такие как: встречи с писателями, мастер-классы, лекции, семинары.

Сайт: bookvoed.ru

Маршрутные такси из/в Финляндию

На площади Восстания на протяжении уже многих лет находится начальная и конечная остановка маршрутных такси, следующих в различные города Финляндии, а также в аэропорт Хельсинки. Место посадки пассажиров располагается на стороне гостинцы «Октябрьская», напротив магазина «Буквоед», и на улице Восстания у дома №6.

Столовая №1

Недорогая круглосуточная столовая, располагается в здании гостиницы «Октябрьская» на пересечении Лиговского и Невского проспектов. Богатый выбор первых и вторых блюд, а также кондитерских изделий никого не оставит голодным. Меню состоит из русской и европейской кухонь: борщ, солянка, шницель, рататуй, пирожки, пирожное «Картошка», десерт «Тирамису» и многое другое.

Адрес: Лиговский проспект 10/118

Сайт: st1.one

Ресторан быстрого обслуживания «Щелкунчик»

Ресторан «Щелкунчик» находится в здании гостиницы «Октябрьская» и состоит из 9-ти залов и 2-ух баров. На территории площадью в 700 кв. метров будет удобно как гостям с детьми, так и шумным компаниям. Ресторан работает по схеме «Фри-Фло» со свободным перемещением гостей по залу и самообслуживанием. На территории ресторана находится собственная пивоварня, где варят традиционное немецкое пиво марки «Гоффман». Средний чек составляет 250 рублей на человека.

Время работы: с 8:00 до 23:00.

Адрес: Лиговский проспект 10/118

Сайт: schelkunchik.spb.ru

Отель «Park Inn by Radisson» и ресторан

Отель «Park Inn by Radisson» находится в 50 метрах от Московского вокзала и состоит из 269 номеров.

На первом этаже находится ресторан баварской кухни «Paulaner», где можно попробовать немецкие блюда: Мюнхенский Вурстсалат, Баварский луковый суп на пиве, Нюрнбергские колбаски. А также, попробовать такие сорта пива как: Паулайнер Вайссбир, лагер Хэлль, Хефе-Вайсбир и другие. Время работы ресторана: с 06:00 до 01:00.

Адрес: Гончарная ул. 89

Сайт: parkinn.ru

ТК «Невский центр»

Является одним из крупнейших комплексов в центре Петербурга и располагается на углу Невского проспекта и улицы Восстания. В комплексе насчитывается более 100 различных магазинов: Pandora, Laurel, Braccialini, H&M, М. Видео и другие. Более подробная информация о торговом комплексе находится здесь: сайт/stockmann-nevsky-centr

Торгово-развлекательный центр «Галерея»

Расположен на углу Невского и Лиговского проспектов. На 5-ти этажах торгового центра находится более 300 магазинов, 28 ресторанов и кафе, 10 кинозалов, а также подземная парковка, рассчитанная на 1200 автомобилей.

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

Площадь Восстания (до 1918 года она называлась Знаменская площадь) располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Еще до основания Петербурга здесь проходил Новгородский тракт. В 1718 – 1721 годах от реки Лиги был сооружен Лиговский канал, вода из которого поступала по трубам к фонтанам Летнего сада. Этот канал пересек Невскую першпективу, и в месте его пересечения возвели деревянный мост. В 40-е годы XVIII века в районе будущей площади находился Слоновый двор. После того, как он переехал в Царское Село, его место заняли каретные сараи.

В 1765 году на углу нынешней площади Восстания заложили деревянную церковь Знамения пресвятой Богородицы. В начале XIX века она была заменена каменной с торжественным портиком и пятью куполами. Церковь вскоре дала название площади, соседней улице и мосту через Лиговский канал. В связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Москва архитектором Н.Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план застройки площади.

В плане имелся вокзал и каменное здание напротив него, на другой стороне площади. Это четырехэтажное здание было построено архитектором А.М. Гемилианом для графа Стенбок-Фермора. Здесь были гостиничные номера, зимний сад, проходили балы и концерты. Здание называли «Знаменским вокзалом», а позже – гостиницей «Знаменской», «Северной» и др.

В начале XX века архитектор А.С. Хренов для купца В.И. Соловьева (именно ему тогда принадлежало здание) перестроил гостиницу. Оно стало шестиэтажным, с купольным покрытием в центре, при этом количество номеров выросло до 150, и появился ресторан на 500 мест. Гостиница поменяла название на «Большую Северную». В XX веке гостиница была перестроена еще несколько раз. Ныне она называется гостиница «Октябрьская».

Что касается вокзала, то он был построен в 1844 – 1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Непосредственно строительными работами руководил инженер Р.А. Желязевич. Вокзал был назван Николаевским. Он имеет П-образную в плане форму и состоит из главного двухэтажного корпуса и двух боковых помещений. Центральный корпус увенчан двухъярусной башней с часами. В XX веке здание вокзала несколько раз перестраивалось, однако архитектурный облик его главного фасада остался без изменений.

С 1924 года он называется Московским вокзалом. Сегодня Московский вокзал – главный вокзал Санкт-Петербурга. В конце XIX века Лиговский канал был засыпан (деревянный Знаменский мост также разобрали), и на его месте появилась широкая Лиговская улица. В начале XX века рядом с площадью были расположены несколько доходных домов, гостиниц и ресторанов. Так, например, в угловом доме по Невскому проспекту находились гостиница «Эрмитаж», гастроном, хлебопекарня, магазин «Фрукты», «Торговый дом Гер. Брахман и К» и др. А в доме напротив располагались чайный и фруктовый магазины, аптека, красильня, гастроном и магазин «Часы, запонки, серебро. Николай Линден».

В 1907 году появилась постоянная трамвайная линия от вокзала по Невскому проспекту к Адмиралтейству. А спустя два года на Знаменской площади был установлен бронзовый конный памятник императору Александру III работы скульптора П.П. Трубецкого. Автор работал над монументом в течение восьми лет и подготовил 14 различных вариантов, причем два из них – в натуральную величину. На постаменте памятника по распоряжению Николая II сделали надпись – «Любящий сын – возлюбленному отцу». В 1937 году монумент был перенесен с площади во двор Государственного русского музея (ныне он находится у входа в Мраморный дворец). В 1940 году была снесена Знаменская церковь, и на ее месте в 1955 году построили наземный павильон станции «Площадь Восстания». К 40-летию Победы над фашистской Германией в 1985 году в центре площади установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».

З наменская площадь - одна из самых знаменитых в Петербурге.
Сейчас в центре площади стоит стелла в виде штыка, но так было не всегда. Площадь сильно изменила свой внешний вид по сравнению с императорскими временами (причем единственная на Невском проспекте) и поменялась по сравнению с советскими.

В народе площадь получила название Знаменской по освящённому в 1765 году приделу церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А. Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили свое названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Церковь жалко. В нее ходили многноие великие люди, в том числе и академик Павлов.

В этой снесенной церкви венчалась моя прабабушка по материнской линии...

Это документ а ниже она сама... Хотя печать не очень похожа на оригинал. Может быть была другая Знаменская?

Раньше на площади стоял памятник Транссибу в виде конного императора Александра III.

В советское время памятник стоял с надписью "ПУГАЛО". А затем его снесли и теперь он стоит за задворках во внутреннем дворике Мраморного дворца) потом и саму Знаменскую церковь.

По поводу памятника есть занятные народные стихи.

"Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте шапочка, какого дурака это папочка?!"

На площади должен был появиться Ильич. Ленины и Санкт-Петербург связаны крепко. Не зря ведь город был Ленинградом. Наваяли памятников столько, что политкультурной птице и нагадить было некуда.

С приходом народной власти, площадь получила имя "Площадь Восстания". И Ленин по центру, был бы ее классическим социалистическим завершением. Название обязывало, где еще как не там...

На площади даже был заложен камень с надписью: (Прямо пойдешь...) «Здесь будет сооружен памятник Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда». Но, к счастью, не сложилось.

Тот факт, что 250-летие Ленинграда праздновали на четыре года позже, современников до сих пор удивляет. Но энТого причина банальна и уважительна - в 53-м умер Сталин, было не до празднований. Четыре года оплакивали. Кроме того не любил Хрущев Ленинград (этим все советские руководители отличались). Не ждали ничего хорошего от интеллигенции и культуры. Но это не главная причина почему памятник вождю так и не был поставлен.

По некоторым прикидкам в то время (1957-м) в Ленинграде было всего семь памятников и бюстов Ленину на свежем воздухе, в основном, на территории заводов и фабрик. Но затем, в нашем городе появлялся примерно, как минимум, один Ильич в год.

Этот остатки Знаменской церкви. Теперь тут вестибюль метро. Можно заходить и молиться...

Конечно, площадь Восстания место серьезное, не задворки у заводского склада, тут с кандачка памятник не поставишь.

Существует легенда, что был конкурс. И на нем победила работа скульптора Аникушина - главного и самого "звездного" ленинградского скульптора того времени. Но власти никак не могли памятник правильно установить. Не вставал он по всем канонам социалистического фен-шуя. Всё время он к чему-то задом получался... или боком к какой-нибудь городской доминанте. Как Ленина не поставь, задница в коммунизм не ведет и перспективы радужные не рисует, а дело ведь политическое. Расположишь вытянутой рукой в сторону Невского, а как же пассажиры выходящие из Московского вокзала? Иностранные гости будут выходить в город мировой революции и первое что видеть - зад Ильича. Неполиткорректно!

Дотянули до 1965-го, а тут подоспел приказ об установке монумента городу-герою Ленинграду в связи с двадцатилетием со дня Победы, и на площади Восстания решено было соорудить обелиск, который бы одинаково смотрелся со всех сторон."

Правда, и этот обелиск «Городу-герою Ленинграду» дожали только через двадцать лет, уже в самостийной России. Как написал Розембаум - воткнули штык в сердце города... как говорится, фраза красивая, но если всерьез и об архитектурном решении, то на вкус и цвет. Мне например нравится. Вертикального в нашем городе маловато.