Архитектура Древнего Египта. Эллинистический период (332—30 гг. до н. э.). Эпоха птолемеев Изобразительные искусства Позднего периода

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел

ГРЕЦИЯ

Глава III.

Эпоха эллинизма

3.6. Птолемеевский Египет

Птолемеевский Египет - одно из крупных и весьма влия­тельных государств эллинистического мира. Как и другие восточ­ные эллинистические государства, царство Птолемеев возникло в результате завоевания одной из древневосточных стран, с разви­той тысячелетней культурой и множеством древних традиций.

Его ядром был собственно Египет в традиционных исторических границах. Если северные, западные и южные границы страны в эллинистическую эпоху оставались в целом стабильными (на се­вере - побережье Средиземного моря, на западе - пески Ливийской пустыни, на юге - первый порог Нила), то восточные рубежи царства часто менялись в зависимости от внешнеполити­ческих успехов или неудач птолемеевских владык. Так, в начале III в. до н. э. Птолемеи контролировали значительные внеегипет- ские территории - почти все побережье и острова восточного Средиземноморья. Однако в результате нескольких войн с Селевкидами и Македонией уже спустя столетие, в начале II в. до н. э., Птолемеи постепенно лишились этих завоеваний.

Легко обороняемые границы исторического ядра государства, за исключением, может быть, Синайского полуострова, разроз­ненность и слабость соседних воинственных племен - потенци­альных врагов Птолемеев позволили им обеспечить относительно спокойное существование своим подданным по сравнению с дру­гими эллинистическими государственными образованиями.

В этническом отношении, несмотря на некоторую пестроту населения, основным его компонентом в эллинистическое время оставались собственно египтяне, которые и были главными про­изводителями материальных благ и основной эксплуатируемой частью подданных птолемеевских владык. При этом, однако, и его коснулись характерные для этой эпохи изменения: некоторые преуспевающие египтяне эллинизировались и в какой-то мере проникали в состав привилегированной массы греко-македонян, занимая в экономике’ и государственном аппарате относительно высокое положение. Некоторые же обедневшие греки сливались с египтянами. Ведущую же роЛь в управлении страной и эксплуа­тации непосредственных производителей материальных благ со­хранили за собой греки и македонцы, что вполне объяснимо, если учитывать характер образования государства, обусловленный фактом завоевания.

Завоеватели сумели сохранить неизменной традиционную ад­министративную систему управления страной, вытеснив лишь с ключевых постов прежних персидских чиновников и их ставлен­ников - египтян. Таким образом, Птолемеи оставили в неизмен­ном виде практически все особенности древнеегипетского госу­дарства - деспотическую власть царя, разветвленный аппарат многочисленных чиновников, строгую централизацию государ­ственной власти, ее активное вмешательство в хозяйственную жизнь страны. Эти обстоятельства в значительной степени опре­делили отличие Птолемеевского царства от государства Селевкидов. Здесь не было необходимости основывать города-по­лисы с греко-македонским населением, так как Птолемеи полу­чили в свое распоряжение четко отлаженную систему прежних экономических связей, государственного и административного управления над моноэтничным в массе своей населением. Поэтому и городов с полисным статусом в державе Лагидов насчитывалось всего три - Александрия, основанная самим Александром Македонским в 332 г. до н. э., Птолемаида, построенная в Верхнем Египте Птолемеями в качестве своеобразного противовеса древ­неегипетской столице - Фивам, и древний Навкратис - старин­ная греческая колония на Средиземноморском побережье, выве­денная греческими переселенцами еще в VII в. до н. э., в эпоху Великой греческой колонизации.

Если в Селевкидском царстве полисы, основанные представи­телями македонской династии, были им необходимы для созда­ния взаимовыгодных отношений между царями и греко-македонским населением державы и выполняли роль своеобразного кар­каса государства, то перед Птолемеями такая проблема не стояла. Получив под свой контроль практически готовую государствен­ную машину, надежное функционирование которой было гаран­тировано многовековым опытом истории Древнего Египта, греко- македонцы, заняв все ключевые посты в системе управления и заменив всех прежних чиновников разных уровней на представи­телей греко-македонского этноса, оставили практически в неиз­менном виде на первый взгляд громоздкую и весьма сложную структуру управления новой державой.

Поскольку Египет рассматривался греко-македонцами как страна, «завоеванная копьем», то верховная власть над ней безу­словно принадлежала представителю царствующей династии, причем престол передавался по мужской линии старшему сыну царя. При этом, однако, в истории Птолемеевской династии из­вестны случаи одновременного царствования нескольких царей и даже цариц.

Основателем династии, правившей в эллинистическом Египте, был Птолемей Лаг, сын македонского аристократа, круп­ный военачальник, сподвижник Александра Македонского. После смерти великого завоевателя Азии, когда произошел пер­вый раздел его великой державы между его приближенными, Птолемею достался Египет. Античная традиция назвала Птолемея Лага Сотером (Спасителем), так как он считался спасителем еги­петского народа от притеснений и произвола Клеомена - прави­теля этой страны, назначенного в свое время еще Александром. Уже в это время отчетливо проявились намерения нового прави­теля расширить свое влияние на внеегипетские территории и играть ведущую роль в Средиземноморье. Он подчинил своей вла­сти соседнюю Кирену, вторгся в Сирию и Финикию, захватил Кипр. После того как Антигон в 306 г. до н. э. принял царский титул, Птолемей Лаг вместе с Лисимахом, Селевком и Кассандром провозгласили себя царями своих владений.

После битвы при Ипсе Птолемею I, вместе с его преемника­ми, правившими Египтом на протяжении почти целого столетия (Птолемеи II Филадельф, III Эвергет, IV Филопатор, V Эпифан), удавалось вести весьма активную внешнюю политику, претендуя на роль арбитра не только в Средиземноморье, но и во всем элли­нистическом мире. Однако после смерти Птолемея V Эпифана в 180 г. до н. э., уже испытывавшего значительные внешнеполити­ческие трудности (при нем из всех внееегипетских владений оста­лись лишь Кипр и Кирена), начинается долгий период упадка, завершившийся римским завоеванием страны в 30 г. до н. э.

Так как перед коренным населением державы Птолемеи вы­ступали в качестве преемников египетских фараонов, то, сохра­нив и приспособив традиционные, уже устоявшиеся тысячелети­ями структуры Древнего Египта к своим нуждам и задачам, они лишь придали им более рациональный и организованный харак­тер. При этом не исключались и новации, привнесенные в египет­скую среду из Греции и Македонии, достаточно быстро восприня­тые в новых исторических условиях. Власть царя была неограни­ченной, и он был, как и ранее при фараонах, объектом почитания как со стороны местного населения, так и со стороны греков и ма­кедонян, новых граждан страны. Формируется, как это было практически в любом эллинистическом государстве (за исключе­нием Македонии), царский культ.

Все приближенные царя носили почетные звания, и посте­пенно выработалась достаточно сложная титулатурная иерархия, начиная с т.н. «родственников» и заканчивая т.н. «преемника­ми», составлявшими своеобразный резерв титулованных лиц. Царь правил, опираясь на очень разветвленный и громоздкий бю­рократический аппарат, наличие которого было необходимо для контроля всех сторон жизни огромной Птолемеевской державы. Главными чиновниками центрального государственного аппара­та были следующие. Прежде всего тот, кто составлял царские распоряжения и отвечал за государственный архив, затем вель­можа, отвечавший за текущую царскую переписку, и, наконец, приближенный, ведавший делами судебного ведомства. Несколько позже огромное значение в административной иерар­хии приобрела должность «диойкета», своеобразного министра финансов птолемееевского Египта. Во II в. до н. э. диойкет занял второе место по значению в жизни страны после царя. Он имел разветвленный собственный аппарат чиновников разных уров­ней. При этом мощному финансовому ведомству страны уделя­лось со стороны птолемеевских владык весьма пристальное вни­мание.

Птолемеи располагали разветвленной системой местной ад­министрации. Унаследовав от фараоновского Египта номовую си­стему территориального деления страны, они ее реорганизовали, изменив и число номов, колебавшееся на протяжении всего их правления, и их наименования. Сначала номами управляли но­мархи, назначаемые царем. К концу III в. до н. э. они, сохранив за собой лишь финансовые рычаги управления контролируемой ими территорией, уступили свою высшую административную власть стратегам, которые совместили ее с военными функциями. В управленческой структуре нома также большое значение имели царский писец, чиновник по гражданским и судебным делам и тот, на кого возлагались полицейские функции. Все они распола­гали многочисленным аппаратом служащих. Поскольку номы делились на топархии, а те - на деревни, то и эти территориаль­ные структуры копировали в миниатюре номовую систему. Во главе топархии стояли топархи, работавшие вместе с топограм- матевсами (писцами), а деревни, в свою очередь, были руководи­мы комархами и комограмматевсами. Имелись и другие государ­ственные должности разных уровней.

Самым традициоцным институтом, сохранившимся почти в неизменном виде со времени фараонов, в государстве Птолемеев оказались храмы и жречество. Птолемеи хорошо учитывали огромную роль местного жречества в идеологической и экономи­ческой жизни страны. К тому же они официально признавались наследниками фараонов и не могли не помнить опыт идеологиче­ских экспериментов Александра Македонского, обеспечившего себе огромную популярность среди египтян знаменитым палом­ничеством в Ливийскую пустыню к оракулу бога Аммона. Поэтому, сохранив и религиозную, и экономическую силу еги­петского жречества, Птолемеи смогли поставить его деятельность под свой контроль. Для этого при храмах была учреждена долж­ность специальных царских представителей - эпистатов, наблю­давших за всеми культовыми мероприятиями и экономической деятельностью жречества.

Особое значение в государстве Птолемеев приобрела сильная армия, состоявшая из двух контингентов. В первый входили те, кто рассматривался местным населением в качестве завоевателя и на самом деле являлся таковым: македоняне, греки и те, кто прибыл в Египет вместе с армией Александра или был впослед­ствии завербован как наемник (фракийцы, критяне, иудеи и др.). Именно они составляли ее регулярные силы, которые являлись главным инструментом внешнеполитической активности дина­стии. Второй контингент - подразделения, состоявшие из пред­ставителей коренного населения. Они служили во вспомогатель­ных частях, во флоте; кроме того, в основном из египтян состояли полицейские силы различных административно-территориаль­ных единиц. У Птолемеев была также и особая речная полиция.

До прихода греков и македонцев экономика Египта была вполне автаркична, и его население в своих материальных по­требностях обходилось собственной сельскохозяйственной про­дукцией и предметами ремесла. Преобладал внутренний нату­ральный обмен, и отсутствовало денежное обращение (персид­ская монета во времена вхождения страны в состав державы Ахеменидов в качестве сатрапии не получила здесь распростране­ния, равно как и греческие монеты, попадавшие в Египет через Навкратис). В новых условиях подобная экономическая замкну­тость уже не могла удовлетворять ни запросы правящей дина­стии, ни нужды членов нового правящего слоя (придворной бюро­кратии, администраторов, наемных воинов, техников и специа­листов), требовавших и денежной оплаты за свой труд, и привыч­ных товаров, сопровождавших их быт и образ жизни.

Поэтому уже Птолемей I в 305 г. до н. э. начал выпуск соб­ственных монет - золотых статеров, серебряных тетрадрахм и медных оболов. Этому способствовала царская монополия на до­бычу золота и серебра, чеканку монеты, разного рода денежные операции. Кроме экономической целесообразности, Птолемей I учитывал и идеологические аспекты последствий денежного об­ращения в условиях начавшегося формирования царского куль­та. Ведь монета с изображением правителя, покровительствую­щих его правлению божеств и прочих священных атрибутов цар­ствующего дома обеспечивала подданным веру в будущее благо­получие и покровительство со стороны монарха.

Характерно, что, в отличие от других государств эллинисти­ческого мира, где имело место свободное денежное обращение, Птолемеи для своих подданных запретили употребление всех иностранных монет, ориентируясь только на свои деньги. Чтобы удовлетворять запросы населения в займах, а также обеспечивать учет и контроль за поступавшими в казну многочисленными на­логами и платежами за многочисленные сделки, они организова­ли широкую сеть своеобразных банков, находившихся под кон­тролем государства и отдававшихся в аренду частным лицам. С их помощью регулировалось денежное обращение средств внутри страны. Теперь уже как греки и македонцы, так и египтяне (ре­месленники, торговцы, представители самых широких слоев по­датного населения государства) оказались в рамках новых денеж­ных отношений, не имевших ничего общего с прежней экономи­ческой автаркией, сопровождавшейся натуральным обменом. В меньшей степени денежное обращение затронуло непосредствен­ных сельскохозяйственных производителей, но и они уже не мог­ли игнорировать все эти новации.

Однако для того, чтобы наладить денежное обращение в стра­не, ранее незнакомой с ним, необходимо, чтобы вывоз собствен­ных товаров значительно превышал их ввоз. Исторически сложи­лось, что экспортными товарами в Египте могли быть только про­дукты сельского хозяйства, в основном зерновые и хлеб, а также такие предметы ремесла, как, например, папирус или льняные ткани, не производившиеся в столь значительных объемах в дру­гих регионах античного мира. Источником же всей этой продук­ции и сырья для ее изготовления было традиционное земледелие, уровень которого во времена фараонов вполне соответствовал са­модостаточной экономике Египта. В новых экономических усло­виях Птолемеи сделали ставку на рост объемов сельскохозяй­ственного производства и на роль непосредственного государствен­ного вмешательства, вплоть до мелочной регламентации условий хозяйствования непосредственных производителей, в целях кон­троля за увеличением поступлений налогов в казну. Это позволи­ло, хотя бы на первых порах, обеспечить процветание эллинисти­ческого Египта и его внешнеэкономический авторитет.

Как и в государстве Селевкидов, в птолемеевском царстве верховным собственником земли, главного богатства страны, был сам царь. Собственность царя распространялась и на все природ­ные богатства, находившиеся как в недрах, так и на самой земле. Отсюда - монопольное положение птолемеевских владык не только в земледелии, но и в ремесле, торговле, транспорте, де­нежном обращении.

В государстве Птолемеев земля делилась на два разряда: цар­ский фонд и уступленные царем земли. Последние, в зависимости от того, кому они были уступлены, назывались клерухическими (выделенными в условное владение солдатам, находящимся в за­пасе), дарственными (пожизненно или на период службы пере­данными царским чиновникам), землями храмовыми, землями граждан полисов и частновладельческими. Земли царские, из ко­торых в основном и состоял весь земельный фонд страны, обраба­тывали лично свободные арендаторы, которые назывались цар­скими земледельцами. Чаще всего это были представители мест­ного населения, не имевшие средств для самостоятельного веде­ния хозяйства и обязанные регулярно выплачивать в казну часть урожая в качестве натуральной арендной платы. Это были юри­дически свободные, но фактически зависимые категории непо­средственных производителей материальных благ.

Земледелие оставалось главным занятием населения и осно­вой экономики и процветания птолемеевского Египта: ведь эта страна в течение многих веков являлась крупнейшим центром сельскохозяйственного производства и основным экспортером зерна на внешние рынки. Среди зерновых культур первое место занимала пшеница, по-прежнему обеспечивавшая активный ба­ланс внешней торговли государства Птолемеев, возделывался и ячмень для производства пива. Широко распространено было ви­ноградарство, садоводство (разведение олив, финиковой пальмы, смоковницы и др.), выращивание технических культур (лен), овощей и т.д. Все это вполне удовлетворяло потребности как мест­ного населения, так и завоевателей, которых сопровождала зна­чительная волна иммигрантов.

Возделывались масличные культуры, причем производство и торговля маслом для питания и освещения являлись государ­ственной монополией и строго регулировались властями с помо­щью цен. Земельные площади под виноградниками и садами в государстве Птолемеев значительно расширялись благодаря осо­бой, более льготной для земледельцев форме аренды, получившей большое распространение в эллинистическом Египте.

До завоеваний Александра Македонского сельское хозяйство Египта базировалось на очень примитивной технике уровня кон­ца каменного века, лишь частично усовершенствованной приме­нением медных и бронзовых орудий труда. С приходом же греков и македонцев в хозяйстве страны начался настоящий переворот: появились железные орудия труда, в том числе и сельскохозяй­ственные, стала применяться сеялка, ввезенная сюда из Вавилонии. Сельскохозяйственные производители начали ис­пользовать новые важные технические приспособления - винто­вой пресс для получения вина и оливкового масла, т.н. «винт Архимеда», или механизм с зубчатым колесом и «бесконечной» веревкой, значительно облегчавшие работы земледельцев по ир­ригации и т.п.

Осваивались новые виды культурных растений. Хотя вино­град и оливы были знакомы египтянам, но выращивались они не­регулярно. С появлением в стране греков и македонян площади под этими культурами значительно расширились. Завоеватели стали интенсивно выращивать такие привычные для них культу­ры, как инжир, гранаты, яблоки, грецкие орехи, чеснок. Источники говорят о том, что в птолемеевском Египте проводи­лись меры по селекции ряда сельскохозяйственных культур, что позволило улучшить традиционные для этой страны сорта зерно­вых. Очевиден рост агрономических знаний земледельцев, в по­мощь которым создавались специальные агрономические тракта­ты. Благодаря этому резко выросли площади обрабатываемых земель, повысилось их плодородие. Ранее заброшенные сельско­хозяйственные территории превратились в настоящие цветущие земли, создавались новые оазисы.

В экономике и во внешней торговле Египта огромное значе­ние имело производство папируса, своеобразной бумаги древнего мира, обслуживавшее в античное время все делопроизводство и интеллектуальные запросы читающей публики всего Средиземноморья, особенно в эллинистическое время. Птолемеи превратили производство этого писчего материала в царскую мо­нополию и наделили его изготовителей значительными привиле­гиями. То же касается и работников мастерских, производивших льняные ткани. Посевные площади под выращивание этой важ­ной технической культуры были значительно расширены, а весь технологический процесс изготовления тканей находился под Строгим государственным контролем.

Сохраняло свое значение и животноводство, в основном раз­ведение мелкого рогатого скота и свиней, а также охота и рыбная ловля, либо регулируемые государством, либо отдаваемые в арен­ду отдельным откупщикам. Крупный рогатый скот по-прежнему использовался под тягло в земледелии.

Богатство страны различными минеральными ресурсами, многовековые традиции ремесленного мастерства в сочетании с достижениями античной техники значительно способствовали развитию ремесленного производства, ориентированного как на внутренние запросы, так и на экспорт. При этом доходы от экс­порта и контроля над транзитной торговлей все же уступали до­ходам казны Птолемеев от сельского хозяйства.

Ремесло в основном было сосредоточено в городах, причем, в отличие от сельского хозяйства, здесь широко применялся раб­ский труд. В земледелии труд рабов не играл определяющей роли, по сравнению, например, с трудом царских земледельцев, зато он превалировал в ремесле птолемеевского Египта, так как оно, осо­бенно в городах, носило высокоспециализированный характер и былоориентированонамассовоепроизводство. Так, в Александрии высокого уровня развития достигло судостроение, строительство жилых и общественных зданий, изготовление металлической и керамической посуды, тканей, мебели, ювелирных изделий и т.п. Однако эта высококачественная ремесленная продукция чаще всего становилась объектом экспорта или потребления наиболее зажиточными слоями городского населения. На сельской же тер­ритории, при наличии незначительного сектора собственного ре­месленного производства, направленного на изготовление мини­мума самых необходимых в быту предметов потребления, безу­словно преобладало земледелие.

Основатель царства, Птолемей I Сотер (305-282 гг. до н. э.), в области внешней политики проявил себя как талантливый пра­витель и искусный политик. Характерно, что он оказался един­ственным из диадохов, умершим собственной смертью. Птолемей I предпринял энергичные меры по завоеванию территорий, приле­гающих к границам его государства. В этом проявлялись не толь­ко его агрессивные намерения, присущие любому эллинистиче­скому владыке, но и желание обеспечить безопасность государ­ства в Средиземноморье. Опорой его внешнеполитических дей­ствий было сильное войско, состоящее из македонцев и греков, организованное по македонскому образцу. Привлекал он и грече­ских наемников, однако представители местного, египетского на­селения в регулярной армии не служили, так как не были обуче­ны по принятому в эллинистическом мире образцу. Лишь со вре­менем эта ситуация несколько изменится, но это будет значитель­но позже.

Еще в период войн диадохов Птолемей первым понял неиз­бежность распада громадной и непрочной державы Александра. Утвердившись в Египте, он подчинил своей власти Киренаику (северо-восточная часть современной Ливии), завоеванную еще Александром, вторгся в Сирию и Финикию, попутно захватил Кипр, богатый медью и строевым лесом.

Сын Птолемея I Сотера Птолемей II Филадельф (283-246 гг. дон. э.) и внук Птолемей IIIЭвергет(246-221 гг. дон. э.), продол­жая ту же политику, распространили свою власть на ряд городов Малой Азии и островов Эгейского моря. В середине III в. до н. э. Египет располагал сильнейшим военным флотом и играл веду­щую роль в системе эллинистических государств. Основными противниками Птолемеев были правители и Македонии, и Селевкидского царства, а также, особенно в Малой Азии, цари менее значительных эллинистических государственных образо­ваний (например, Пергама, Вифинии и др.).

В период царствования Птолемея II Филадельфа обострились отношения с Селевкидским царством. Стремление обеспечить по­ступление доходов с территорий т.н. Келесирии (области Южной Сирии и Финикии), захваченной Птолемеем I после битвы при Ипсе, а также закрепить за собой находившиеся здесь торговые и стратегические базы вылилось в череду войн, получивших назва­ние сирийских. Первая сирийская война (274-271 гг. до н. э.) на­чалась с мятежа в Киренаике, поддержанного Антиохом I Селевкидом. Птолемею II удалось подавить это выступление и, перехватив инициативу, одержать ряд побед в Сирии и на побере­жье Малой Азии. Вступление царя эллинистической Македонии Антигона Гоната в войну на стороне Антиоха I изменило ситуа­цию, и Птолемей согласился на заключение мира. По его услови­ям Египет не только сохранял свои прежние территории, но и по­лучил ряд городов на южном побережье Малой Азии. Одновременно Птолемею II удалось склонить на свою сторону на­селение ряда островов и греческих малоазийских городов, заклю­чив союзные договоры с их жителями.

Вторая сирийская война (258-253 гг. до н. э.) завершилась заключением династического брака. Птолемей II выдал за Антиоха I свою дочь, дав за ней ряд спорных территорий в каче­стве приданого. Это свидетельствует об определенных неудачах Птолемея в ведении боевых действий. К тому же морское сраже­ние при Косе между флотами Птолемея II и Антигона Гоната, за­вершившееся поражением Птолемея, могло настроить его на бо­лее мерный лад. Несмотря на эти неудачи, в период своего наи­высшего могущества Птолемей II владел Киреной, Кипром, Памфилией, Ликией, Келесирией, оказывал влияние на полити­ку конфедерации полисов Кикладских островов. Этот царь не оставлял без внимания и ситуацию в Балканской Греции, актив­но поддерживая здесь антимакедонские настроения. Результатом этого явилось участие египетского флота в т.н. Хремонидовой войне (267-262 гг. до н. э.), правда неудачное. Попытка выса­диться в Аттике и помочь афинянам, осажденным македонцами, не увенчалась успехом.

При преемнике Птолемея II Филадельфа Птолемее III Эвергете существенных изменений во внешней политике Египта не произошло. Начало его царствования ознаменовалось успеха- мивтретьейсирийскойвойне(245-243 гг.дон. э.)надСелевком И. Эвергету удалось вернуть прежние владения в Эгеиде и Малой Азии, в том числе города Милет, Эфес и остров Самос, вновь при­соединить Херсонес Фракийский и остров Фасос, а также захва­тить северную Финикию и часть Сирии. Его войска быстрым мар­шем прошли на восток за Евфрат вплоть до Бактрии, однако, не использовав в полной мере результаты этих успехов, Птолемей III, захватив огромную добычу, вернулся в Египет. Причиной этого могли стать события, связанные с волнениями в стране и актив­ной дипломатической деятельностью Селевка II, сумевшего на­строить против Птолемея многих его союзников (даже друже­ственный Птолемею III Родос начал против него военные приго­товления). Как и его предшественники, Птолемей III следил за событиями в Греции и Македонии, успешно лавируя и поддержи­вая дружественные отношения и с Ахейским союзом, и с его про­тивником - спартанским царем-реформатором Клеоменом.

Правление Птолемея IV Филопатора (222-205 гг. до н.э.) можно считать высшей точкой внешнеполитических успехов Лагидов. Селевкидский царь Антиох III, воодушевленный свои­ми военными удачами как на востоке, так и на западе, нарушил мирный договор с Птолемеями, что стало поводом очередной, чет­вертой войны на территории Сирии (219-216 гг. до н. э.). Войска противников столкнулись в 217 г. до н. э. в решающем сражении у приморского города Рафии. Удача сопутствовала Филопатору, сумевшему одолеть ранее непобедимого Антиоха III. Однако для усиления своей армии Птолемей IV был вынужден набрать в свою армию значительный контингент египетских воинов, вооружен­ных и обученных по македонскому образцу. Эта вынужденная мера царя в дальнейшем имела очень важные последствия для птолемеевского Египта, так как резко ослабила ведущую роль греко-македонского элемента в регулярной армии. Теперь уже армия при известных обстоятельствах не могла быть послушным орудием в руках греческих командиров и беспрекословно выпол­нять все приказы Лагидов.

При Птолемее V Эпифане (204-180 гг. до н. э.) начинается за­кат внешнеполитического могущества Египта, где в это время на­чались массовые волнения местного населения, охватившие всю страну почти на два десятилетия. Тогда же началась ожесточен­ная придворная борьба вокруг опекунства над малолетним Птолемеем V. Воспользовавшись внутренними неурядицами в Египте, Македония и держава Селевкидов постепенно присвоили все владения Птолемеев в Малой Азии и в Эгейском море. Была потеряна Келесирия, и от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена. Все это шло на фоне внутреннего кризиса, сопровождавшегося недовольством населения Египта, частыми восстаниями и ухудшением экономического состояния страны.

В это время произошли важные изменения на международ­ной арене. В регионе Западного Средиземноморья Римская респу­блика, разгромив Карфаген, превратилась в крупнейшую миро­вую державу. В начале II в. до н. э. Рим сделал первые шаги по распространению своей гегемонии уже в Восточном Средиземноморье. Он нанес серьезное поражение Македонии, предпринял ряд ощутимых ударов по государству Селевкидов и к 168 г. до н. э. окончательно подчинил своей власти Македонию и Грецию.

Находясь в состоянии непрерывных смут и внутренних меж­доусобиц (после смерти Птолемея V Эпифана трон оспаривали не­сколько претендентов), Египет тем не менее продолжал сохранять свою самостоятельность и даже оказался в начале I в. до н. э. единственным сравнительно богатым и сильным эллинистиче­ским государством. Именно это обстоятельство не позволяло Риму обратить свою агрессию и против него. Египет и его эконо­мический и политический центр - Александрия обладали доста­точно большими экономическими и людскими ресурсами, чтобы оказать упорное сопротивление и тем самым усилить антирим­ские настроения на завоеванных римлянами территориях.

Однако в результате династических войн и окончательного развала правящей династии Египет все же стал игрушкой в руках Рима, который все более и более властно стал вмешиваться в его внутренние дела. Столь длительное противостояние в борьбе со своими эллинистическими соседями в значительной мере подры­вало военно-экономический потенциал Египта. Однако, опираясь на союз с могущественным Римом и его поддержку, Египет все же сумел просуществовать как независимое государство дольше, не­жели его традиционные противники (Македонское царство и дер­жава Селевкидов).

Уже Птолемей Апион, побочный сын Птолемея VII Эвергета, получивший от него в качестве самостоятельного владения Киренаику, так и не добившись права на трон, завещал эту об­ласть Риму. В 74 г. до н. э. она получила статус римской провин­ции. Более того, Сулла даже решился лично вмешаться в дина­стическую борьбу, посадив в 80 г. до н. э. на престол своего став­ленника - Птолемея XI Александра И. Правда, эта акция была пресечена жителями Александрии, по почину которых трон за­нял Птолемей XII Авлет (80-58 гг. до н. э.). Но по инициативе Цезаря он был признан римлянами царем и союзником Рима, что позволило им отобрать у египтян Кипр. Птолемею XII пришлось покинуть Египет, однако не надолго: в результате вторжения войск проконсула Сирии Габиния он был восстановлен на троне.

Теперь римляне становятся активными участниками дина­стических распрей. Не без их прямого давления престол достался дочери Птолемея XII Авлета, Клеопатре VII, поочередно правив­шей Египтом совместно с Птолемеями XIII и XIV (55-44 гг. до н. э.), а с 44 по 31 гг. со своим сыном от Цезаря - Птолемеем XV Цезарионом. В своих попытках возродить мощь и авторитет Египта и тем самым удержаться на троне эта энергичная прави­тельница заручилась поддержкой Марка Антония, одного вид­ных политических деятелей конца Республики, и даже вышла за него замуж. Однако в ходе непримиримой борьбы с его политиче­ским противником Октавианом объединенный флот Антония и Клеопатры в ходе битвы при Акции в 31 г. до н. э. потерпел пора­жение, что решило не только вопрос о единовластии в Римской державе, но и судьбу Египта: он был завоеван Октавианом и пре­вращен в римскую провинцию.

И Асуаном, на правом берегу Нила, расположен небольшой город Эдфу. Сейчас это - исторический памятник, в древности - город в Верхнем Египте, именовавшийся Бехдет. Эдфу - его нынешнее арабизированное название.

История

В додинастическую эпоху город был центром культа солнца. В дальнейшем здесь получил дальнейшее развитие культ бога Птаха (земли), создавшего небо и пустившего по нему светило. Бог солнца изображался в виде крылатого диска. Позднее солнце напрямую стало отождествляться с Гором, изображавшимся то соколом, у которого правый глаз - светило, то в виде крылатого солнца, как в древнейшие времена.

В Древнем Египте город Бехдет почитался как место, откуда бог Гор вышел, чтобы поразить своих врагов - порождение тьмы.

Бехдет стал центром культа бога Гора, что отразилось и в названии II верхнеегипетского нома (района), в котором город располагался - Тесу-Гор, или Престол Гора. Греки, в чьем представлении этот бог являлся тем же, кем для них был Аполлон, именовали город Великим Аполлинополем (Apollonopolis Magna).

В те времена Бехдет был важным сельскохозяйственным центром, здесь выращивали пшеницу на поливных землях в долине реки , шла торговля зерном, отсюда отправлялись караваны. Он кормил соседние регионы, а в политическом отношении играл важную роль как близкий сосед Нубии.

Но славу городу принес храм бога Гора, построенный в правление династии царей Птолемеев, когда Египет вступил в эпоху эллинизма.

Благодаря в том числе массивности конструкции и удаленности от крупных городов эта колоссальная постройка - вторая по размерам в стране после храма Амона-Ра в Карнаке, на месте древнеегипетских Фив - оказалась одним из наиболее сохранившихся египетских культовых сооружений.

Птолемеевский храм Гора поставили примерно в километре к западу от Нила, на месте снесенного более старого, эпохи фараона Рамсеса III (XII в. до н. э.), который, в свою очередь, был сооружен на месте еще более древнего храма времен Тутмоса ІІІ (XV в. до н. э.). Надписи на внешней западной стене и на ограде рассказывают историю строительства. Сооружение храма началось при царе Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э. Свои нынешние очертания постройка приобрела к 212 г. до н. э. В 142 г. до н. э., при Птолемее XVIII, статую Гора торжественно внесли в храм: эта церемония была равнозначна его освящению. В дальнейшем с юга пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор и внушительных размеров пилон с обитыми золотом вратами. Закончили строительство почти два века спустя после закладки - в 57 г. до н. э., при Птолемее XII Неосе Дионисе.

Четыре века в храме шли службы, но после 391 г., когда римский император Феодосии I Великий повелел начать разрушение языческих строений, он был заброшен. Еще до этого фанатики-христиане уничтожили лики богов на стенах, правда, пощадив непонятные им надписи.

В наше время постройка выглядит величественно. Но в 1860 г., когда на него обратил внимание французский египтолог Огюст Мариет (1821-1881 гг.), храм Гора находился в крайне запущенном состоянии. Он был наполовину погребен под песками, а на его крыше расположились дома феллахов.

В середине XIX в. Мариет не без труда получил от египетских властей монопольное право на археологические исследования в стране, в том числе и храма в Эдфу. Под руководством выдающегося ученого храм расчистили, а находившуюся на его крыше деревню переселили в другое место. Расчищены были также остатки старых жилых кварталов и древнеегипетский некрополь.

Культовое сооружение в плане представляет большой прямоугольник. Строители во всем следовали классическим канонам древнеегипетской архитектуры, выстраивавшей храм по оси: пришедший сюда должен пройти последовательно несколько залов, не отклоняясь от прямой линии, прежде чем попасть в святилище.

В эпоху Древнего Египта в храм допускались лишь посвященные: великие жрецы - слуги бога и фараон, приравненный к богу.

Храм начинается массивным входным пилоном - башнеобразным сооружением в форме усеченной пирамиды, вторым по размеру среди всех храмов Египта. Когда храм служил своей основной цели, между двумя башнями стояли высокие деревянные ворота с золотыми плитами. Со всех сторон пилон покрыт надписями и резными изображениями. Вот царь Птолемей XIII Неос Дионис приносит символическую жертву Гору и его супруге Хахор. Вот он молится местным божествам, а за царем и царицей следует процессия посланцев из разных стран, пришедших с дарами в храм.

За пилоном находится открытый двор с 32 колоннами, в котором стоит трехметровое, из черного гранита, изваяние Гора в виде сокола, в двойной короне, олицетворяющей царскую власть. Двор вымощен плитами от еще более древнего сооружения эпохи фараона Джехути Сехемра Сементау (около 1650 г. до н. э.).

Рельефы и надписи на внутренней части западной стены рассказывают о победе Гора - сына Осириса и Исиды. Здесь же - знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в виде гиппопотама. Внутренняя часть северной стены покрыта текстами гимнов Гору. Посетители храма пели их, проходя по двору.

Из двора попадают в Первый гипостильный 18-колонный зал, или пронаос, с изображением сцен жертвоприношений на стенах. Справа от входа размещалась библиотека - на стену нанесен каталог свитков папируса, включавший сочинения по мифологии, астрономии, географии и строительству. Слева находилось пространство, где царь возносил молитвы. При этом, как полагалось, он смотрел на потолок, покрытый астрономическими и астрологическими символами.

Второй гипостильный 12-колонный зал меньшего размера именуется процессионным. В данном случае под процессом понимался ритуал изготовления мазей и бальзамов. То есть это была лаборатория с нанесенными на стены рецептами благовонных составов.

Отсюда проходят сначала в зал Нила, затем - в зал приношений с жертвенником и только потом - прямо в святилище. Вдоль его стен, отделенные узким коридором, находятся десять часовен разных божеств.

В центре стоит церемониальная лодка - символ судна, на котором Гор перемещался по Нилу. В святилище сохранился уже упомянутый наос - центральная часть старого храма, высеченная из цельного блока, с картушами фараона Нектанеба I, правившего в 380-362 гг. до н. э.

Некоторые надписи на стенах храма дают представление о нем и организации его деятельности. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей сооружения со ссылками на мифологические сюжеты и труды Имхотепа - выдающегося зодчего периода Древнего царства. Тут и отчет о строительстве, и календарь, снабженный списком, и дарственные записи, оставленные избранными посетителями, и распорядок проведения культовых мероприятий. Среди последних - обязательное ежегодное почитание Цикла Гора: проход по Нилу из храма Хатхор в Дендере и обратно судов с изображением богини Хатхор, богов и богинь Осириса и Исиды, Шу и Тефнут.

Самая главная религиозная церемония совершалась в храме ежегодно на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, в первой половине января. Она заключалась в диалогах, которые вели фараон и жрецы в масках Исиды и Тота.

Общая информация

Местонахождение : Ю.-В. Египта.
Административное местонахождение : район Эдфу, мухафаза Асуан.
Построен : 237-57 гг. до н. э.
Язык : египетский диалект арабского языка.
Этнический состав : египтяне.
Религия : ислам (суннизм).
Денежная единица : египетский фунт.
Аэропорт : международный Каир.

Цифры

Общая площадь : 10 823 м 2 .
Размеры храма : длина - 137 м, ширина - 79 м, высота пилонов - 36 м.
Внутренний двор : длина - 47,25 м, ширина - 42 м.
Высота над уровнем моря : 86 м.
Население (г. Эдфу) : 133 772 чел. (2012 г.).
Удаленность : 115 км к югу от Луксора, 105 км к северу от Асуана.

Климат и погода

Тропический сухой. Очень жаркое лето. Теплая зима.
Средняя температура января : +15,5°С.
Средняя температура июля : +32,1°С.
Среднегодовое количество осадков : выпадают редко.
Относительная влажность воздуха : 25%.

Достопримечательности

Храм Гора (III-I вв. до н. э.)

  • Большой двор

    Первый гипостильный зал

  • Библиотека

    Второй гипостильный зал

    Сокровищница

    Залы: Центральный, Нила, Благовоний, Приношений, Нового года, Тканей, Божественного трона, Запада, Победы

    Святая святых

    Гробница Осириса

    Часовни: Мина, Осириса, Хонсу, Хатхор, Ра, трона

Прочие постройки

    Некрополь (3 тыс. до н. э.)

    Остатки храма (эпоха Рамсеса III, около 1185-1153 гг. до н. э.)

    Руины маммисия (эпоха Птолемея III Эвергета, 246-221 гг. до н. э.)

  • Остатки жилых кварталов

Любопытные факты

    После падения Древнего царства страна вступила в эпоху раздробленности, именуемую Первым переходным периодом. Из опасения быть захваченным соседями Бехтеду пришлось строить оборонительные сооружения. Делать это надо было очень быстро, на капитальное строительство времени практически не было. Археологические раскопки показали, что город нашел интересное решение проблемы. Пожертвовав частью некрополя, горожане превратили некоторые погребения-мастабы в укрепления, соединив их стеной.

    В 1893 г. профессор Московского университета и историк искусств Иван Цветаев (1847-1913 гг.) выступил с инициативой создания Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Церемония закладки состоялась в 1898 г., здание было закончено в общих чертах в 1904 г. В поисках образца при оформлении Египетского зала музея профессор Цветаев, уже его директор, отправился в Египет, чтобы познакомиться с древней архитектурой. Впоследствии он писал, что именно в храме Гора в Эдфу нашел форму зала, «как нельзя лучше подходящего к нашим размерам».

    Французский египтолог Огюст Мариет, начавший раскопки храма в Эдфу, фактически спас древние ценности для Египта. Получив исключительное право от властей на археологические исследования в стране, он сделал массу ценных находок, стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире. Он же добился уголовного преследования грабителей раскопов и запрета на деятельность археологов-любителей. В страну поехали туристы, а египетские власти в благодарность удостоили Мариета титула паши и бея. Его увлеченность Древним Египтом выразилась еще и в том, что именно он подсказал Джузеппе Верди мысль о создании оперы на древнеегипетскую тему, а итальянский композитор написал «Аиду». Согласно завещанию Мариета, его похоронили в саркофаге во дворе основанного им музея.

    Среди надписей на стенах храма есть и очень своеобразные. В сцене победы фараона, поражающего врагов священной булавой, символизирующей силу Хора, правитель обращается к богу: «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво». Другая надпись предостерегает служителей храма: «Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».
    Я Утро в храме начиналось с того, что фараон - или верховный жрец от его имени - разбивал глиняную печать, закрывавшую врата, и отодвигал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая действия чтением ритуальных текстов. По окончании обряда врата наоса закрывались, и жрец отступал, стирая следы своих ног.

    Маммисий - небольшая постройка в храмовом комплексе для содержания рожениц и недавно родивших женщин. На рельефах изображены сцены рождения Харсомтуса - сына Гора и кормления его Хатхор Дендерской.

    Ниломер - сооружение для измерения уровня Нила, довольно большое, сложенное из камня и напоминающее колодец с лестницей.

Название "Египет" происходит от древнегреч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus, восходящего, вероятно, к одному из местных наименований г. Мемфиса "Хеткаптах" «Дом души Птаха», произносившемуся, видимо, «Хи-Ку-Птах», что по-гречески произносилось как Айгиптос. Сами египтяне называли свою страну "Кемет" -"Черная", противопоставляя её таким образом "Красной" пустыне.

Эллинисти́ческий Еги́пет, иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. - 30 до н. э.) - эллинистическое государство, образованное на территории Египта после распада державы . Столицей Эллинистического Египта стал основанный город Александрия (Египетская) в дельте Нила, ставший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

При разделе империи Александра Египет достался («Спасителю», 305-282 до н. э.), сыну македонского аристократа и соратнику царя. Осторожному и дальновидному Птолемею удалось привезти в Египет тело Александра, которое было погребено в святилище Аммона в оазисе Сива, что поставило Египет на особое место по сравнению с царствами остальных диадохов. Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая , короновавшимся фараоном, была продолжена Птолемеями.

В течение всего 3 века трон переходил по наследству от отца к сыну. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с прославленной библиотекой. Сын Птолемея I - Птолемей II Филадельф (285-246 до н. э.) - продолжил внутреннюю и внешнюю политику отца. Женатый на собственной сестре Арсиное II (фактической правительнице Египта), что было в духе древнеегипетской традиции кровнородственных браков внутри царской семьи, Птолемей II установил культ в построенных в ее честь храмах.

Культ Арсинои отправлялся в Мендесе, в Саисе, Мемфисе, Фаюме (город Арсиноя) и в Фивах. В Александрии, на мысе Зефирии, был также построен храм Афродиты Арсинои. На острове Филе культ царицы слился с культом Исиды. Птолемей II повелел перевезти прах Александра Великого из оазиса Сива в Александрию, где он был захоронен в гробнице в отделении царского дворца Сема. Первые два Птолемея провели денежную реформу, введя монетную систему, которая отсутствовала в традиционной древнеегипетской культуре эпохи Нового царства. При Птолемее Филадельфе (правил в 285-246) - покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Был построен и Фаросский маяк.

Будучи способными организаторами, Птолемей I и Птолемей II создали централизованную систему управления государством с сильной административной властью. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Основной опорой новой династии были греки и македоняне, являвшиеся держателями царской земли (клерухии). Среди египтян Птолемеи в основном опирались на жречество, предоставляя ему привилегии и одаривая вновь возводимые храмы в честь египетских божеств. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства.

При Птолемее III Эвергете (246-222 до н. э.), покровительствовавшего, как и отец, ученым, государство Птолемеев находилось еще в зените своего могущества, однако при последующих правителях начался упадок, сопровождавшийся народными волнениями и порчей монеты. Египтяне протестовали не только против конкретной династии, но против поставленных в привилегированное положение греков и поддерживавших их жрецов. Во 2-1 вв. до н. э. Египет, раздираемый политическими интригами при дворе, бюрократическим произволом на местах и социальными выступлениями египетского населения, вступает в экономический кризис. Последней выдающейся представительницей династии Птолемеев являлась Клеопатра VII (69-30 гг. до н. э.). В действительности Клеопатра не была столь красивой, как стали считать позднее, но эта царица обладала обаянием и решимостью, которые помогли ей привлечь на свою сторону Юлия Цезаря, а затем и Марка Антония. С 51 Клеопатра правила страной совместно с братом и супругом Птолемеем XIII, но после его смерти между ней и ее младшим братом Птолемеем XIV разгорелась острая борьба за власть. В борьбе за трон Клеопатра прибегла к помощи Цезаря, любовницей которого она стала. В пожаре, возникшем в Александрии в ходе восстания жителей города против гарнизона Цезаря (48 г. до н. э.), погибла большая часть знаменитой Библиотеки. Цезарю удалось взять верх и посадить Клеопатру на египетский трон, однако Египет сохранил независимость от Рима.

Родившийся в 47 году от Цезаря (во всяком случае, так было объявлено царицей) и Клеопатры сын - Птолемей XV Цезарион, объявленный сыном Исиды, укрепил позиции царицы, хотя был лишь номинальным соправителем. После смерти Птолемея XIV и убийства в 44 г. Юлия Цезаря Клеопатра единолично правила Египтом. В разгоревшемся между Марком Антонием и внучатым племянником Цезаря Октавианом конфликте, Клеопатра, мечтавшая о создании эллинистической восточной империи, приняла сторону сподвижника Цезаря, заключив с ним союз. Антоний и Клеопатра объявили себя божественной парой - Осирисом (Дионисом) и Исидой. Однако недальновидная политика Антония, вступившего в брак с Клеопатрой и подарившего ей Крит и Киликию, вызвала возмущение в Риме и привела к войне между Антонием и Октавианом.

Война, начавшаяся между недавними союзниками, привела к разгрому объединенных сил Клеопатры и Антония в морской битве у мыса Акций 2 сентября 31 г. Антоний и Клеопатра скрылись в Александрию, где полководец, считавший войну проигранной, впал в отчаяние и покончил с собой. Клеопатра, тщетно рассчитывавшая на свои чары, чтобы не участвовать в триумфе Октавиана, была вынуждена последовать примеру своего мужа. Детей Антония и Клеопатры (и Цезариона как особенно опасного претендента на трон) Октавиан приказал убить. Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом.

Цари Египта (305 - 31 до н. э.)
Столица Александрия.:

331

Птолемеи (Лагиды)

282 - 246
246 - 222
222 - 205
205 - 180
180 - 170
163 - 145
145 - 144
144 - 131
81 - 80


(совместно)

80

Является самым большим собранием иероглифических текстов греко-римского времени, и третьим по величине после и . Согласно мифу, храм в Эдфу построен на месте великой битвы между Хором и Сетом.

Мифы и факты

Хор (Гор) - бог неба и солнца в облике сокола, его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Сын божественной пары Исиды и Осириса, подросший Хор отомстил за убийство своего отца, Осириса, его братом Сетом в битве в Эдфу. Сет был изгнан, и Хор вступил на престол. Таким образом, в Древнем Египте Хор считался прообразом всех фараонов, а сами фараоны его земным воплощением.

Храм Хора основан в эпоху Птолемеев с 237 до 57 г. до н.э. После Римской империи храм был заброшен, а язычество объявлено вне закона. Песчаные ветры засыпали со временем древнее сооружение, и сверху строились другие дома, пока его не раскопал Огюст Мариетт, сотрудник Лувра (), в 1860 году. Песок, охранявший памятник на протяжении многих веков, очень хорошо сохранил его.

Что посмотреть

Первая структура - пилон - большое сооружение над главными воротами высотой 36 м. Резьба на стенах массивных башен-близнецов является почти зеркальным отражением друг друга с традиционными сценами великих побед фараонов. Вверху видны канавки для мачты флагов, которые развевались у входа. Две статуи сокола Хора стоят перед главными воротами.

Барельеф внутреннего двора с колоннадой показывает важный ежегодный праздник, в котором культовую статую Хатхор доставляли на барже в Эдфу для встречи с ее супругом Хором.

Перед главным фасадом храма стоит знаменитая статуя Хора из черного гранита в виде сокола с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Внутри большого гипостильного зала 18 высоких резных колонн поддерживают потолок, украшенный астрономическими цифрами, представляющими небо.

Если у вас есть фонарик, вы можете рассмотреть две интересных палаты с южной стороны: "Дом Утра" слева, где священники одевались для ритуалов, и "Дом книги" справа, где сохранились священные тексты и рельефы с изображением Сешат, богини письма. Рядом находились лаборатории, где на стенах начертаны рецепты благовоний и мазей, а в противоположной части - казна, где хранилось золото, драгоценные камни и ценные ритуальные предметы.

Далее идет фестивальный зал - самая старая часть храма Хора, построенная в 237-212 гг. до н.э. Во время фестивалей этот зал украшали фаянсом, цветами и травами, воздух насыщали ароматом ладана и мирры. Через проход справа доставляли возлияния, фрукты и животных для жертвоприношения.

Проход в западной стене ведет в коридор с рельефами победы Хора над Сетом. Они изображают мистерии, которые выполнялись в ритуальных сценах фестиваля, где Сет принимает образ бегемота и скрывается под лодку брата. В конце игры священники разрезали и съедали торт в виде бегемота.

Название : The Temple of Edfu (en)

Местонахождение : Эдфу / Аполлонополь Магна (Египет)

Создание : 237 - 212 г.г. до н.э., оформление храма продолжалось до 57 г. до н.э. (в связи с гражданской войной)














Архитектура храма

Холм Эдфу примыкает с запада к храму Хора эпохи Птолемеев. На вершине холма с восточной и южной стороны расположены дома современного Эдфу.

Под храмом был найден фундамент древнего культового здания, существовавшего до времен Тутмоса III. Большой двор храма оказался вымощен плитами, происходящими из еще более древнего сооружения (блоки Сехемра Сементауи - фараона начала XVII династии и блоки юбилейных врат одного из эфиопских царей…). Как следует из рисунков Вивана Денона (Voyage, pl. 56, 1–3; 57, 1 f; 58, 1) и Описания Египта (Description de l’Egypte I, pl. 48–49), в начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше располагались дома феллахов. Благодаря работам по его расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше всех храмов Древнего Египта. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет. Судя по сохранившимся текстам, его фундамент был заложен при Птолемее Эвергете I 23 августа 237 г. до н. э. Архитектор носил то же имя, что и строитель ступенчатой пирамиды Джосера - Имхотеп. Работы продолжались еще при Неосе Дионисе и были закончены в 57 г. до н. э.
На стенах храма высечен знаменитый список разных названий Эдфу: Айн, Хебену и Месен. Среди прочих названий чаще всего встречается Бехдет - второе имя Хора, главного бога Эдфу. Его культ прослеживается также в одном из очень древних нижнеегипетских святилищ, упомянутом на одной из стел Джосера (Montet, Geographie II, p. 34; Alliot, Le culte d’Horus a Edfou au temps des Ptolemees).

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди прочих богов - Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше списке их насчитывается более двадцати.

Храм имел классический план размером 137 на 79 м, его пилоны достигали в высоту 36 м. За пилонами находился двор, с трех сторон окруженный колоннами. Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика. За двором находились два зала: гипостильный и зал явлений, затем - зал приношений (из него вела лестница на крышу), зал, вероятно, предназначавшийся для священной барки, и, наконец, собственно святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. От второго гипостиля и далее вокруг следовала серия малых залов, назначение которых пояснялось надписями. Среди них был, например, «зал тканей» и небольшое помещение без названия, в котором сохранились надписи с рецептами приготовления благовоний и ароматических паст, необходимых для культовых церемоний. Были здесь также часовни, посвященные разным богам, в том числе Птаху, Осирису и Хонсу (S. Cauville. La theologie d’Osiris a Edfou. Cairo, 1983).

Между храмом и внешней стеной шел коридор. Все стены храма, включая внешние, покрыты рельефами и надписями, опубликованными в 15-томной работе «Храм Эдфу» (M. de Rochemonteix, E. Chassinat, Le temple d’Edfou. Paris, 1892. Cairo, 1918–). К наиболее важным относятся рельефы с культовыми сценами, религиозными церемониями, а также знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в облике гиппопотама.

    Источники:

  • Маргарет Мюррей "Египетские храмы", 2006 г., Центрполиграф
  • "Description de l"Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l"expédition de l"armée française. Atlas géographique". 1818 н.э.